«Дон Сезар де Базан» 30 лет спустя: Что осталось за кадром последнего фильма Юрия Богатырева

Кадры из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: cont.ws и kino-teatr.ru

30 лет назад, 2 февраля 1989 г., ушел из жизни актер Юрий Богатырев, не успев увидеть на экранах своей последней работы. «Дон Сезар де Базан» – одна из последних режиссерских работ Яна Фрида, фильм, который называют завершением эпохи музыкального советского кино 1970-1980-х гг. Почему Ян Фрид давал своей жене, актрисе Виктории Горшениной, только эпизодические роли, какую героиню она сыграла в этом фильме, и почему этот фильм стал для Юрия Богатырева последней работой в кино, – далее в обзоре.


Анна Самохина и Михаил Боярский на съемках фильма | Фото: rutlib5.com

Анна Самохина и Михаил Боярский на съемках фильма | Фото: rutlib5.com

К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва». По иронии судьбы, пик популярности режиссера пришелся на время, когда ему было уже за 70 – только тогда он решился на эксперимент и приступил к созданию музыкальных фильмов-оперетт.

Актриса Виктория Горшенина и ее муж, режиссер Ян Фрид | Фото: kino-teatr.ru

Актриса Виктория Горшенина и ее муж, режиссер Ян Фрид | Фото: kino-teatr.ru

Возможно, этот эксперимент Яна Фрида увенчался таким невероятным успехом, потому что во всех фильмах первым советчиком, соавтором и помощником режиссера была его вторая жена – актриса Виктория Горшенина, которой в фильме «Дон Сезар де Базан» он доверил роль доньи Касильды. К ее советам режиссер всегда прислушивался – она вносила очень точные детали в каждый образ. Они поженились 9 мая 1945 г. и с тех пор не расставались. Все знакомые называли эту пару двумя половинками одного целого. В их доме всегда было много гостей – перед тем, как приступить к съемкам, Ян Фрид приглашал актеров к себе, чтобы в неформальной обстановке обсудить роли и мизансцены. Все гости оставляли свои автографы на кухонной двери, и о ней говорили, что она заслуживает места в Эрмитаже – столько знаменитостей оставили там свои подписи. В 1995 г. Виктория Горшенина и Ян Фрид эмигрировали в Германию, где и провели последние годы жизни. Перед отъездом они продали свою квартиру, и что стало с этой легендарной дверью – до сих пор не известно.

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Больше 40 лет Горшенина была актрисой Ленинградского театра эстрады и миниатюр и основной партнершей самого Аркадия Райкина, который неохотно отпускал ее на съемки. Поэтому она почти не снималась в кино, считая своим главным делом помощь мужу, и сыграла всего несколько эпизодических ролей в его фильмах «Сильва», «Прощание с Петербургом», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». При этом критики высоко оценивали ее талант и называли «королевой эпизода советского юмора».

Михаил Боярский в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Михаил Боярский в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: cont.ws

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: cont.ws

Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. «В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея», – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино до этого.

Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

На роль возлюбленной дона Сезара де Базана пробы проходило много актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.

Игорь Дмитриев и Наталья Лапина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Игорь Дмитриев и Наталья Лапина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Еще одним любимым актером Яна Фрида был Михаил Светин. Интересно то, что в этом фильме он снова сыграл в паре с женой режиссера Викторией Горшениной – свой комический супружеский дуэт из фильма «Сильва» они оставили практически без изменений. Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и доверил ему роли в 7 своих фильмах.

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Юрий Богатырев в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Юрий Богатырев в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых. Коллеги вспоминали, что во время работы актер пребывал в подавленном состоянии. Свои частые депрессии он переживал очень тяжело, находя забвение в алкоголе и антидепрессантах. Вскоре после съемок он с друзьями отмечал получение гонорара – как всегда, с большим количеством спиртного. Ему стало плохо, вызвали «скорую», и ему ввели препарат, оказавшийся несовместимым с алкоголем и антидепрессантами. 2 февраля 1989 г. он ушел из жизни, не дожив ровно одного месяца до своего 42-летия.

Король Испании Карл II на портрете и в фильме | Фото: sekretmira.ru

Король Испании Карл II на портрете и в фильме | Фото: sekretmira.ru

Наталья Лапина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Наталья Лапина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Роль королевы Испании досталась Наталье Лапиной – молодой актрисе, которая впервые появилась на экранах за 3 года до этого. Параллельно с актерской карьерой, она занималась вокалом и писала песни. Вскоре после съемок она эмигрировала в Америку. Сейчас Наталья Лапина пишет песни для Григория Лепса и других звезд.

Королева Испании Мария Анна на портрете и в фильме | Фото: sekretmira.ru

Королева Испании Мария Анна на портрете и в фильме | Фото: sekretmira.ru

Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни. Так, во время озвучивания фильма Михаил Светин был на гастролях, и вместо его героя петь пришлось Гладкову. Актер потом поражался, как ему удалось не только попасть в его тембр и интонации, но и один в один спеть так же, как он пел на съемках.

Михаил Светин в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Михаил Светин в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Сам режиссер тоже появился в одном из небольших эпизодов – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.

Ян Фрид и Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Ян Фрид и Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020219/42135/

Источник ➝

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой

Родилась актриса в хорошей дружной советской семье, отец был железнодорожником, помощником начальника станции, мать начальником закройного цеха. Были два старших брата и брат близнец. Родители были людьми жизнерадостными и творческими и детей воспитывали в любви и вовлекали в искусство. Отец и мать пели в клубе, еще совсем маленькая Руфина участвовала в том же клубе в представлениях. Старшие братья играли в оркестре.

Руфина Нифонтова с братом Вячеславом
 
Руфина Нифонтова с братом Вячеславом

Когда началась война, девочка еще училась в начальной школе, старшие братья погибли на фронте в начале войны.

Ребятам было двадцать и девятнадцать лет. Война была первым страшным потрясением в жизни знаменитой актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №3
 

Уже в послевоенные годы, девочка играла на площадке возле клуба, когда местный режиссер предложил ей попробовать сыграть в одном из спектаклей. Руфина увлеклась лицедейством и, выбрав для себя актерское ремесло, поступила во ВГИК.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №4
 

Девушка была эффектной рыжеволосой красавицей с печальными голубыми глазами. Необычная ослепительная внешность, определило ее амплуа, в студенческих постановках она играла характерные, гротескные роли.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №5
 

Все изменилась, когда актриса взошла на легендарную сцену Малого Театра в трагическом образе Катерины из драмы Островского «Гроза». Советский театр и кинематограф получили драматическую актрису, способную перевоплотится и исполнить характерную роль.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №6
 

Триумфом в кино стала для актрисы роль Кати в масштабной экранизации исторической эпопеи Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Это был первый опыт воплощения на экране этого культового произведения отечественной литературы. И создатели картины блестяще справились со сложнейшей задачей реконструкции образа мыслей и облика дореволюционной интеллигенции на изломе эпох и в последующих реалиях.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №7
От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №8
1 из 2
 
 

Фильм насыщен не только духом, но и вкусом эпохи. И по всеобщему мнению Руфина Нифонтова стала главным украшением киноленты, перед зрителем предстала самая настоящая прекрасная барышня, воспитанная в традициях серебряного века. Навряд ли кто-то из любителей кино сможет опознать в этой интересной и утонченной женщине мужиковатую бандитку из гротескного эксперимента Геннадия Полока «Интервенция». И это лучшая иллюстрация высочайшего профессионализма актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №9
 

Режиссёр «Хождение по мукам» Григорий Рошаль прекрасно знал силу этой актрисы, ведь это он открыл ее для советского кино. Первую свою кинороль она исполнила в его картине «Вольница», где актриса сыграла фактурную крестьянку.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №10
 

Актриса очень серьезно подходила к проработке своих ролей, как в театре, так и в кино. Поэтому в ее фильмография не так богата. Зато каждая работа это сильный законченный образ.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №11
 

Непростыми в творческой судьбе Нифонтовой выдались 80-ые годы. Ей тяжело давался переход на возрастные роли. Начались серьезнейшие проблемы со здоровьем. Лечение отразилось на внешности. Кризис в профессии и тяжелое состояние здоровья сказались на ее и без того тяжелом характере.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №12
 

Еще студенткой она нашла своего спутника жизни, известного в будущем документалиста, а тогда студента режиссерского факультета Глеба Нифонтова. Они прожили вместе сорок счастливых лет и трепетно оберегали свое счастье, не впуская в свой семейный круг посторонних. Смерть Глеба Ивановича в автомобильной катастрофе надломила актрису.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №13
 

После смерти любимого мужа Руфина Дмитриевна на протяжении нескольких лет пребывала в абстракции. Она была нелюдима и часто теряла сознание. Коллеги из малого театра пытались вернуть ей душевный баланс, привлекая к репетициям. 27 ноября 1994 она находилась одна в своей квартире, из-за неисправности крана ее обдало кипятком, и сердце не выдержало шока. Актрисе было 63 года.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №14
 
 
Поделиться Сохранить в закладках
7 просмотров2 упоминания

Популярное в

))}
Loading...
наверх