Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»
Вы хотите запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

Запомнить
Читать
Запомнить
Читать

Летопись лихих 90-ых.

 

Исторический дискуссионный клуб

Блог
Куда пропала красавица Рита из «Покровских ворот».

Куда пропала красавица Рита из «Покровских ворот».

Все, кто смотрел фильм «Покровские ворота», точно запомнили Риту. А сыграла ее лучезарная актриса Валентина Воилкова. Воилкова Валентина Дмитриевна родилас

Виктор Хомутский 4 ноя, 10:37
+142 28
Он был бы никем, если бы не она! Вот как выглядит женщина, которой Патрик Суэйзи был верен всю жизнь…

Он был бы никем, если бы не она! Вот как выглядит женщина, которой Патрик Суэйзи был верен всю жизнь…

Его любили миллионы женщин, он был звездой Голливуда, прекрасным танцором, но сердце этого мужчины принадлежало одной женщине. Это были отношения длиною в жизн

Виктор Хомутский 7 ноя, 11:13
+133 23
Вот как сложилась судьба Варвары-красы из знаменитой советской сказки.

Вот как сложилась судьба Варвары-красы из знаменитой советской сказки.

Татьяну Клюеву называли одной из самых красивых советских киноцаревен. В ее фильмографии немногим больше 10 работ, но, конечно, все помнят эту актрису по ф

Виктор Хомутский 13 ноя, 17:33
+109 18
Как сложилась судьба Светки Букиной

Как сложилась судьба Светки Букиной

Глупенькая блондинка Светка Букина из популярного ситкома сделала Дашу популярной. В жизни актриса является противоположностью экранного образа – имеет несколь

Виктор Хомутский 6 ноя, 09:44
+106 33
Интересные факты о съемках фильма Бриллиантовая рука

Интересные факты о съемках фильма Бриллиантовая рука

1. Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контраба

Виктор Хомутский 11 ноя, 17:22
+75 13
Неприглядная истина человеческих отношений: любопытные факты о фильме «Гараж»

Неприглядная истина человеческих отношений: любопытные факты о фильме «Гараж»

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» был и до сих пор остается одним из самых любимых наших отечественных фильмов. И неудивительно, ведь этот яркий фильм очень резко, но

Виктор Хомутский 14 ноя, 10:59
+74 30
Удивительные истории об Анатолии Папанове

Удивительные истории об Анатолии Папанове

Исключительным он был человеком — редким среди коллег-артистов: всю жизнь прослужил в одном театре, всю жизнь прожил с одной женщиной. На фронт ушел добровольц

Виктор Хомутский 3 ноя, 11:36
+69 16
Первые роли в кино наших любимых советских актеров.

Первые роли в кино наших любимых советских актеров.

Советский кинематограф оставил после себя только приятные воспоминания. Ты, конечно же, знаешь всех этих актеров по их лучших фильмах, но как начиналась их кар

Виктор Хомутский 16 ноя, 14:19
+67 4
Интересные фото со съёмок популярных советских фильмов

Интересные фото со съёмок популярных советских фильмов

Многие фильмы, снятые в Союзе, стали знаковыми. Их посмотрели миллионы и их заслуженно можно причислить к классике кинематографа. Владимир Высоцкий и Леон

Виктор Хомутский 12 ноя, 10:15
+64 14
Любимые советские актрисы: Елена Цыплакова

Любимые советские актрисы: Елена Цыплакова

13 ноября День рождения отмечает актриса, режиссёр, Народная артистка России — ЕЛЕНА ЦЫПЛАКОВА ! (род. 1958) Елена Цыплакова женственна, мягка и застенчив

Виктор Хомутский 14 ноя, 10:09
+64 10

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

развернуть

Многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Военный кинооператор Центральной студии документальных фильмов Георгий Епифанов, 1944 год

Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени.

Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Период комедий 1930-х годов напоминал о себе разве что полюбившимися киногероями, которые обращались к зрителям с экранов. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как "Радуга" Марка Донского, "Разгром неметских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина, "В 6 часов вечера после войны" Ивана Пырьева, "Жди меня" Александра Столпера, "Два бойца" Леонида Лукова, "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Работа над всеми этими картинами велась в тяжелейших условиях, новым домом почти для всех знаковых кинематографистов того времени стала Центральная объединенная киностудия художественных фильмов в Алма-Ате, с которой и связана большая часть истории военного кинематографа.

 

Как советское кино развивалось во время ВОВ, читайте в специальном материале ТАСС.

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Кинооператор Роман Кармен во время съемки в Берлине у Бранденбургских ворот, 1945 год

 

Документальная хроника и первый "Оскар" 

Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Как пишет в своей книге "История отечественного кино XX века" известный киновед Нея Зоркая, в войне участвовало 250 кинооператоров, каждый пятый из которых погиб.

"Отряд боевой кинохроники был самым ответственным. Документальная студия сразу же включилась в войну: было много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съемках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней", - рассказывает историк кино Наум Клейман.

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Кинооператоры-фронтовики В.Микоша и Д. Рымарев, 1943 год

Он отмечает, что кроме непосредственно тех, кто снимал на фронте, активно работали документальные бригады и в Москве.

"На площади Киевского вокзала была студия "Союзкинохроника", где велось круглосуточное дежурство. Люди получали с фронта пленку, немедленно проявляли, немедленно монтировали. Это все сдавалось, естественно, наверх, где материал проверяли. Все понимали, что это воюет кинематограф и таким образом, то есть поднимает дух людей. Они давали картину сражений, причем, как правило, в первые годы войны это были очень трагические съемки", - подчеркивает Клейман.

Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днем и ночью, "в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах".

"В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: "Пятая симфония" Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками", - писал в своих воспоминаниях режиссер.

Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии.

"Это была важная работа, потому что в ней был показан и подвиг, и страдания народа. Там показывали не только боевые действия, но и страдания людей – и оккупация, и казни партизанские - это все на самом деле было впервые показано именно в этой картине", - рассказывает Клейман.

Фильм "Разгром немецких войск под Москвой" вышел и в американский прокат под названием "Москва наносит ответный удар". В нем зрители впервые увидели страшные события войны и бесчеловечность фашистов. Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии "Оскар" за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-центра Наум Клейман

 

Боевые киносборники и ария Ленского

В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом "Враг будет разбит, победа будет за нами!" и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла "Встреча с Максимом", где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.

 

Лидия Русланова и советские солдаты в Берлине, 1945 год

Лидия Русланова и советские солдаты в Берлине, 1945 год

   
 

"Буквально с первых месяцев войны начали снимать БКС – боевые киносборники из короткометражных фильмов, которые немедленно шли на фронт. Причем к их съемкам привлекали любимых героев 30-х годов. Чапаев, который с собой увлекал красноармейцев против фашистов, или Максим. В БКС смонтировали старые кадры из фильма "Юность Максима" с новыми съемками Чиркова, который напутствовал солдат на бой. Это потрясающе работало. Снимали фильмы-концерты. Все популярные актеры для фронта пели и плясали – Русланова, которую все обожали, Уланова, Лемешев. Это все, кстати, было своего рода оружием. Потому что, например, Ария Ленского в исполнении Лемешева людей вдохновляла не меньше, чем "Вставай страна огромная", потому что люди понимали, что они защищают", - говорит Наум Клейман.

Короткометражки для БКС снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.

"В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать" – вспоминал Козинцев.

Критики отмечали, что далеко не все короткометражки удавались с художественной точки зрения, но не оценить их вклад в поднятие боевого духа солдат было невозможно.

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

 

"Лауреатник" защищает Родину

Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС).

"В ноябре 1941 года был издан приказ, поскольку уже началась блокада, и "Мосфильм", и "Ленфильм" перевезли в Алма-Ату. Под них выделили дворец культуры, гостиницу. И такой домик двухэтажный – несколько лет назад я его видел, он еще стоял, на нем были мемориальные доски, но окон уже не было, он был расселен. Дом этот назывался "лауреатник". Там жили ведущие режиссеры - от Эйзенштейна до братьев Васильевых. Здание, где сейчас находится филармония, превратили в павильон", - рассказывает историк кино, редактор студии "Ленфильм" Александр Поздняков.

Например, Григорий Козинцев в Алма-Ате сделал сатирический короткометражный фильм "Юный фриц" по сценарию Самуила Маршака.

"Козинцев стал всем известен после "Гамлета", а на ЦОКС он сделал картину "Однажды ночью" и фильм "Юный фриц" – такой короткий, сатирический. Оператором был Андрей Москвин, художником – Евгений Еней, композитором – Лев Шварц, Илья Волков – звукооператором. То есть это были лучшие люди, которые работали с Козинцевым над этой короткометражкой. Она была по стихотворению Маршака о воспитании настоящего фашиста – такая сатира сугубая, эксцентрика. В фильме снимались Михаил Жаров, Михаил Астангов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин,  Константин Сорокин - такой блестящий актер. Так что Козинцев, прежде чем свои эпические картины снять на "Ленфильме", он в ЦОКС делал такие короткометражные получасовые фильмы", - подчеркивает Поздняков.

 Кадр из фильма "Она защищает за Родину"  

Кадр из фильма "Она защищает Родину"

Первым полнометражным фильмом о военных событиях стала лента Ивана Пырьева "Секретарь райкома", снятая в 1942 году и получившая затем Сталинскую премию. Работа на ЦОКС шла без остановки. В тяжелейших условиях эвакуации кинематографисты создавали все новые и новые картины.

"На ЦОКС снимался такой фильм "Она защищает родину" Фридриха Эрмлера. И показанные в нем среднерусские пейзажи снималась в Заилийском Алатау. В главной роли в фильме играет прекрасная актриса Вера Марецкая. Это была настолько трагическая, эпическая картина, что произвела впечатление на зрителей со всего мира", - рассказывает Поздняков.

По воспоминаниям актрисы Веры Марецкой, в последний день съемок картины "Она защищает родину", ей пришла похоронка на мужа – актера Георгия Троицкого, погибшего на фронте.

 Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Кинорежиссеры Георгий (слева) и Сергей Васильевы и писатель Алексей Толстой (в центре)

Темы военного времени

Среди других картин того времени Поздняков отмечает также ленты "Фронт" братьев Васильевых, "Воздушный извозчик" Герберта Раппапорта и "Актрису" Леонида Трауберга.

"Самая лучшая картина, сделанная "Ленфильмом" на ЦОКС, была, на мой взгляд, "Актриса" Трауберга. Сценарий для нее писали Михаил Вольпин и Николай Эрдман. Там снимались Галина Сергеева, Борис Бабочки. Он – ослепший, раненый майор, она – опереточная актриса, эвакуированная за Урал. Люди просто рыдали. Картина помогала, вдохновляла, спасала людей", - считает Поздняков.

 

Кинорежиссер Марк Донской (слева)

Кинорежиссер Марк Донской (слева)

 

Работа по созданию фильмов шла, впрочем, не только в Алма-Ате. Например, Киевская киностудия была эвакуирована в Ашхабад. Именно там был снят один из шедевров военного времени – фильм "Радуга" Марка Донского, главная героиня которого – Олёна Костюк – становилась партизанкой.

"Замерзшее зимнее украинское село было воссоздано в сорокоградусную жару в туркменской пустыне с помощью искусственного снега, нафталина, стеклянных сосулек, которые специально выдувала местная фабрика", - пишет Нея Зоркая.

Премьера этого фильма состоялась в 24 января 1944 года. Лента получила главный приз ассоциации кинокритиков США.

"В военное время вдруг возникли такие жанры, которые в 30-е годы не очень поощрялись. Например, мелодрама "Жди меня" про любовь, верность. Для бойцов было важно понимать, что их ждут жены в тылу. Была создана песня на стихи Симонова, в фильме сыграла его любимая женщина Валентина Серова. Картина "Жди меня" была необыкновенно популярна. Рядом с ней, конечно, были и картины о страданиях народа: например, "Радуга" – замечательная картина Марка Донского, и фильмы о партизанах, как "Секретарь райкома" Пырьева, и его же "В 6 часов вечера после войны" – "Жди меня" в другом варианте. Все снималось и про фронт, и про тыл одновременно, чтобы люди знали, что они защищают на фронте. И люди в тылу знали, кто их защищает", - рассказывает Наум Клейман.

Нея Зоркая также подчеркивала, что "страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх – все это, изгнанное с экрана в 1930-х, вынуждена была легализовать война".

Клейман также отмечает, что это, "конечно, была идеализированная кинематография, но так и требовалось в тот момент, и было оправдано".

"Наконец на первый план вышел солдат и только в конце войны, когда мы уже стали немцев побеждать, вдруг появились образы полководцев, появился Сталин", - отмечает Клейман.

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Кадр из фильма "Иван Грозный", 1945 год

"Александр Невский" – на фронте, "Иван Грозный" – в тылу

Центральная киностудия стала местом съемок и для самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Как рассказывает Наум Клейман, Эйзенштейн в начале войны хотел снимать короткометражные фильмы для боевых киносборников и читал лекции о драматургии короткометражного сценария, ориентировал студентов ВГИКа на то, чтобы они использовали в своих военных короткометражках не только современные сюжеты, но и классическую литературу. В частности, режиссеру Михаилу Швейцеру Эйзенштейн советовал снять эпизоды из "Войны и мира", говоря о том, что "Толстой – такой же боец, как наши новые писатели".

"Но в 1942 году пришел приказ Сталина продолжать "Ивана Грозного", которого Эйзенштейн начал еще до войны. Сталин был заинтересован, чтобы фильм вышел, он, конечно, не мог предположить, что Эйзенштейн сделает обвинение самодержавию, а думал, что это будет что-то типа "Александра Невского", - рассказывает киновед.

 

Композитор и музыкант Сергей Прокофьев и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, 1943 год

Композитор и музыкант Сергей Прокофьев и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, 1943 год

© Репродукция Фотохроники ТАСС.

Он подчеркивает, что фильм, вышедший на экраны в 1938 году и по сути предупреждавший о войне, был снят с проката после подписания пакта Молотова-Риббентропа и не показывался вплоть до 1941 года.

"Но как только прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии, первое, что передали по радио, – это песня из "Александра Невского" "Вставайте, люди русские!", по которой потом была написана "Вставай страна огромная". Там почти текстуальное совпадение. То есть "Александр Невский" воевал на фронте все 5 лет, и он все время как бы заочно принимал в ней участие, а Эйзенштейн в это время снимал "Ивана Грозного", - рассказывает Клейман.

Киновед называет фильм "Иван Грозный" самой роскошной картиной Эйзенштейна. При том, что она была сделана в крайне сложных условиях.

"Денег не было, съемочная группа совершенно невероятным образом умудрилась из Дома культуры сделать Кремль, Успенский собор, Царские палаты. Все это было выстроено из фанеры. Группа работала практически по ночам, потому что не было электроэнергии днем – она шла на военные заводы. Ночью, когда немного освобождалась энергия, ее давали на киностудию", - отмечает киновед.

Съемочные павильоны не отапливались, и актеры вынуждены были надевать под костюмы дополнительную одежду.

"Иногда в кадре видно, что из актерских ртов идет пар, потому что холодно было в павильоне, ничего не отапливалось. И актеры под эти боярские одеяния надевали толщинки, чтобы согреться. И только Николай Черкасов невероятным усилием воли в своих царских рубахах снимался без этих утепляющих толщинок. Но у всех было невероятное воодушевление, потому что все понимали, что это часть русской культуры. Они понимали, что фашисты хотят завоевать не только людей, богатство России, но и хотят уничтожить культуру. Эта картина, которая мобилизовала весь запас нашей культуры", - рассказывает Клейман.

Он подчеркивает, что "Эйзенштейн создавал фильм в традициях "Бориса Годунова" и Пушкинского, и Мусоргского", "впервые ввел в нашем кино иконописные традиции и отразил в изобразительном строе фильма". Музыку для "Ивана Грозного" писал Сергей Прокофьев, операторами работали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин.

"Можно сказать, что это фильм гениев. И мы доказали именно во время войны, что можем делать кино не хуже Голливуда. В каком-то смысле можно сказать, что "Иван Грозный" – тоже своего рода военный подвиг", - отмечает киновед.

 Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Потери и приобретения

Подвигом, впрочем, можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.

"Надо представить, что это было такое, когда актеры, работавшие в театрах, - скажем, питерские актеры из Театра имени Пушкина, который был эвакуирован в Новосибирск, - ехали ночами после спектакля на съемки в Алма-Ату, приезжали на несколько дней, а потом возвращались играть в театр. Напряжение было колоссальное. Но кинопроизводство во время войны не прерывалось ни на месяц. Кино и в тылу было таким же фронтом", - говорит Клейман.

Он рассказывает, что, например, актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе "болтанку" (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как "ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок".

Далеко не все кинематографисты соглашались на эвакуацию, но многие понимали, что именно так они и выполняют свой долг перед родиной.

"Для "Ленфильма" – это, конечно, была вынужденная эвакуация, но это позволило всем режиссерам оставаться в строю, их профессионализм развивался. Там были лучшие из лучших. Но не все согласились на эвакуацию. На "Ленфильме" работал режиссер Евгений Червяков – он пошел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году. Это был один из самых ярчайших режиссеров нашей студии", - рассказывает Александр Поздняков.

Наум Клейман также отмечает, что многие молодые ребята рвались на фронт.

"Например, у Эйзенштейна было два любимых ученика на курсе, который окончил обучение в 1936 году, и большая надежда у него была на замечательных молодых режиссеров Валентина Кадочникова и Олега Павленко. У Валентина Кадочникова было больное сердце, его мобилизовали на трудфронт, на заготовки саксаула – дерева для отопления, и он погиб на этих разработках, сердце не выдержало. А Олег Павленко ушел в армию и сгорел в танке в 1942 году. Это были два самых близких и дорогих Эйзенштейну ученика, и для него это была ужасная трагедия", - отмечает киновед.

Эвакуация стала спасением для многих советских кинематографистов и, безусловно, основой для дальнейшего развития кинематографа.

"Появилось вдруг после этого казахское кино, туркменское кино, таджикское кино. Это был импульс местным людям заняться кино. Они работали ассистентами, бутафорами, они учились на ходу. Там осталось оборудование во многих случаях, остались некоторые специалисты и появились замечательные фильмы, снятые после войны уже местными кинематографиями", - считает Клейман.

Александр Поздняков также подчеркивает влияние объединенной киностудии на становление казахской кинематографии.

"На ЦОКС, в частности, снимали фильм "Под звуки домр". Одним из режиссеров-постановщиков был ленфильмовский комедиограф Семен Тимошенко. Там разные жанры казахского искусства, мастера казахского театра. Это как потом Рустам Хамдамов снял "Вокальные параллели", там уже пожилые казахские оперные певицы – блестящее кино. Это было такое время, когда эвакуированные люди делились последним и вдохновлялись общением друг с другом", - отмечает Поздняков.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 28.04.2015 в 19:29

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
marija bogoslovskaja (рябова)
marija bogoslovskaja (рябова) 28 апреля 15, в 21:39 Спасибо, ВСЕМ за живые кадры

СПАСИБО ВСЕМ за хронику военных событий!
ВЫ оставили историю живой.
И видим всех участников таких событий.
И как актёры прошли военною тропой!
Текст скрыт развернуть
1
marija bogoslovskaja (рябова)
marija bogoslovskaja (рябова) 28 апреля 15, в 22:11 В госпитале

Палата переполненная ранеными
И ранение у каждого своё.
Лежит слепой с глазами перевязанными,
А рядышком безрукий обкручен как бревно.
В конце палаты лежит не разговорчивый
Ни с кем он не желает говорить.
«Не приведи Господь безногим оказаться».
От безысходности свою душеньку теребит.
И не желает, чтоб его жалели,
И нет, стремления на свете жить.
Какой - то получеловек и только,
Зачем мне воду на земле мутить.
Некчёмный ни кому не нужен,
Что, толку, что остался жить.
Не представляет жизнь дальнейшую
Убогий немощь не должен свет коптить».
И офицер с глазами перевязанными.
О немощном ребёнке заводит разговор.
«В семье родился маленький уродец,
Без ног, без рук на Божий свет пришёл.
Надумала мамаша от него избавиться.
Но, будучи богобоязненной решила по крестить.
Боялась не крещённым изничтожить.
А, мысль не покидала; чем сумела нагрешить?
Беда, коль мы не знаем СУТИ БОЖЬЕЙ,
А, Ему виднее какое дать дитя.
Чтоб люди чувствовали со сострадание
И знали, как красива у несчастного душа!
И офицер к безногому с вопросом: -
Слушай удивительную потрясающую быль.
История не выдуманная, житейская
И сын её не вовремя родился, всюду голь.
Были эти времена тяжёлые, голодные,
И лишний род в семье, это беда.
Зовёт священника перекрестить ребёнка,
И избавится решила от обрубыша навсегда
А, батюшка в упор на кроху смотрит:
«Кормильцем будет рода твоего,
Не благословляю на дурное дело.
Радость будешь получать от сына своего».
Несчастная подумала; ну точно; спятил батюшка.
Какой кормилец без рук, без ног.
Но, батюшкин совет нарушить побоялась.
Пускай живёт; укроет Милосердный Бог.
А, у малышки к художеству редчайший талант
Берёт зубами прутик и рисует деревенских.
А, мимо проезжал уездный врач
Потрясающее сходство позирующих.
Творение ребёнка потрясло врача
Предлагает обрубышу учиться в Петербурге.
Ученье буду оплачивать твоё и брата
Дар Божий сохрани, слыть тебе во славе!
И талантливый художник расписывает храмы.
Творения поражали величественной красотой.
Свои иконы пишет не только краской, а душою
И христианская история на холстах становится живой.
Специальные готовили ему подмостки
До сих пор его творения живут в церквах.
Иконы росписью написанные гением
И Божья красота мироточит в иконах.
И полетела слава о талантливом художнике
Царь Александр заказывает семейную икону у
него,
Нерукотворный писарь вручает исполнение
И двадцать пять златых, царь жертвует за шедевр его.
В те времена, это большое состояние
И в придачу дарит статного коня.
И вся деревня дровишки на зиму готовит.
От калеки неоценимая подмога, деревенька ожила.
Бесценный светлячок для жителей деревни.
Один художник и грамотей на весь уезд.
Многие науки изучает самостоятельно
И толпы шли к нему, чтоб получить совет.
На обратной стороне иконы расписывался,
«Сию икону писал безрукий и безногий инвалид
Григорий Журавлёв с деревни Утёвка
Влюблённый в жизнь, хотя и инвалид»!
И в палате оживление неловкости
Безрукий и безногий пронёс достоинство своё.
Зубами создавал шедевры вековые.
А, мы детины себя похоронили заживо….!
ГЕНИАЛЬНЫЙ человек - красоту оставил,
И иконы чудотворные живут столетия.
Какой же дух в обрубыше сидел,
Коль в православии живут его творения!
«Спасибо тебе полковник за рассказ,
Вовремя привёл пример НАГЛЯДНЫЙ,
Больно поучительный для нас рассказ.
Господь пускай простит НАС за характер мягкотелый»!
Текст скрыт развернуть
3
marija bogoslovskaja (рябова)
marija bogoslovskaja (рябова) 28 апреля 15, в 22:33 Охраняя небо Родины

В грозные весенние деньки 42-ого.
Примчались школьницы в аэроклуб.
Быстрым темпом обучались лётному вождению.
Экстерном выпускали их на защитный круг.
Направив, новоиспечённых в воздушные войска.
И юность школьная закончилась на этом,
Ответственность легла на плечики детей,
А, необходимо исполнять законы данного завета.
Отправили в зенитно-артиллерийский полк
От налётов защищать особые объекты.
Стратегический и важный узел охранять
Доверили охрану государственной границы.
Сберечь на Волге - Матушке объекты
Где зорьки сказочные во всей красе.
И сбивать всех проходимцев асов
Хранить ОТВЕТСТВЕННО покой в стране.
На Волге - Матушке встречали зорьку
Ожидали в ночи рассветный час.
Всматриваясь зорко в небо Родины
Не прошмыгнул бы затравленный немецкий ас.
А утро просыпается лениво, нехотя
И медлит солнышко, ему не хочется вставать.
На конец - то рассвет с зарёй на пару.
И на мгновение пала сказочная благодать.
И потрясающий момент нарушен «ястребами»,
С рёвом рвутся в город, чтоб бомбить.
И смертоносный груз взрывают школьницы.
И от успеха, на всю вселенную: «Сумеем их остановить»!
Восторженная радость быстро прерывается
Летят десятки, неся с собою смерть.
Девчонки нервно успевают отбиваться,
А, кто - то проскочил, неся прощальный день.
За бой девчата получили все награды.
А Лиза, орден за Отвагу обрела,
За смелость и находчивость, и за решимость.
Она в войну их всякой масти собрала.
За беззаветное служение Родине
И за свидетельство своей любви,
В годину трудную стояли маячками
Храмы царственные с крестами берегли.
Сражаться приходилось в условиях горячих.
Сутками держались от назойливости их.
Юлой крутились отбивая зенитной дробью,
«И град неудержимых слёз, а вдруг не отшугнём, мы их?
В ногах ломота от дьявольского напряжения,
Неимоверная усталость на минутку бы прилечь.
Несказанный подарок, - весточка из дома
И от адской боли, тоска слетела с плеч.
Война не шутка, а испытания на возмужание
Здесь первый тот, кто раньше среагирует расчёт.
Не дай Господь вернуться вновь к содеянному.
И пережить навязанный железный переплёт.
И вымеряли суть НРАВСТВЕННОСТИ
Узнали цену всем сражениям в боях.
Вся молодость девиц прошла в кошмарах.
Благодаря таких КРАСАВИЦ, спокойно было в городах!
Текст скрыт развернуть
3
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Блог
Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

      Кадр из фильма 'Оборона Севастополя'. Реж. В. Гончаров, А. Ханжонков, 1911   Становление русской отечественной кинематографии происходило в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными фирмами. В 1913—1914 годах только в одной Москве насчитывалось свыше пятидесяти предст…

Виктор Хомутский 11 янв 14, 13:03
+6 0
Фашистское кино в немую эпоху

Фашистское кино в немую эпоху

Фашистское кино в немую эпоху Алексей Гусев Кинематограф фашистской Италии — это, как принято говорить, «страница в истории кино», которая мало известна даже специалистам. Что, на первый взгляд, довольно странно. С самого начала и, по крайней мере, до недавних пор Италия справедли…

Виктор Хомутский 24 июн 13, 20:22
+17 2
Первые московские кинотеатры.

Первые московские кинотеатры.

  Кинофабрики Николай Кириллов Александр Ханжонков Первым московским кинофабрикантом стал Александр Александрович Ханжонков. Родился он в 1877 году в семействе потомственного дворянина в имении Крынка, на землях Области Войска Донского. Будущий кинопромышленн…

Виктор Хомутский 9 сен 13, 11:49
+16 6
Читать
Запомнить

Поиск по блогу