10 интересных фактов о фильме «Офицеры»

Фильм «Офицеры» был снят по заказу министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко, которому и принадлежит знаменитая фраза: «Есть такая профессия — защищать Родину». Задумывался фильм как двухсерийный рассказ о судьбе офицерских жён. Сценарий написал автор повести «А зори здесь тихие…» Борис Васильев, но когда на киностудии двухсерийному варианту отказали — он отдал его на сокращение своему другу и соавтору Кириллу Рапопорту. Оба были хорошо знакомы с военной тематикой — они прошли войну и были ветеранами танковых войск.

Режиссёром будущей картины стал Владимир Роговой, для него это был второй опыт самостоятельной работы над фильмом.

Во время обсуждений кандидатур на главные роли Борис Васильев настоял на приглашении Георгия Юматова. У актёра была плохая репутация — все знали, что он мог уйти в запой и сорвать съёмки. Драматург обещал режиссёру, что тот не пожалеет, если возьмёт актера — он за него ручается… Они давно дружили — Юматов снимался в фильме по его ещё студенческому сценарию, и драматург ценил его талант. Кроме того, актёр был фронтовиком, а для такого фильма это было важно… На роль Трофимова претендовали Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин — всего было 42 кандидата, но режиссёр всё-таки утвердил Юматова. И действительно не пожалел — срыв случился, но роль он сыграл прекрасно.

У Георгия Юматова был давний конфликт с Василием Лановым. Когда-то он мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него главную роль сыграл Лановой, и с тех пор у актёров были очень натянутые отношения. На съёмках «Офицеров» они помирились и потом вместе снимались в фильмах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6». Лановой сначала от роли Ивана Варравы отказывался — он не верил в героя, который всю жизнь был безответно влюблён в жену друга. Три раза его звали на пробы, пока он не поддался уговорам… До него на роль Варравы был утверждён Олег Ефремов, но не смог освободиться к началу съёмок.

На роль Любы Трофимовой, которую любили оба офицера, была утверждена Елена Добронравова, но у актрисы было своё видение героини. Она настаивала на любовном треугольнике — хотела, чтобы Люба тоже испытывала чувства к другу семьи. Режиссёр был категорически против и после нескольких скандалов расстался с актрисой. Вместо неё пригласили уже проходившую пробы Алину Покровскую, которую ради съёмок срочно отозвали с гастролей.

Для съёмок Алина Покровская училась скакать верхом. На съёмочной площадке она решила продемонстрировать свои умения и отказалась от дублёрши. Актриса не учла, что на манеже она ездила на специально обученном коне, а в Туркмении ей дали горячего скакуна. В сцене погони басмачей её конь решил размяться, обогнал всех и понёс испуганную наездницу вдоль обрыва. Юматов и Лановой бросились вдогонку и с трудом остановили лихача…

Через несколько дней чуть не случилось ещё одно ЧП. Второй режиссёр фильма Владимир Златоустовский не только играл майора Гаврилова, но и был дублёром ашхабадского художника, игравшего басмача-предателя. Тому по сюжету надо было упасть со скалы, и вот внизу натянули брезент, режиссёр шагнул со скалы и… упал прямо на держащих ткань. Из них никто не пострадал, а вот «каскадёр» получил сотрясение мозга.

Фильм начали снимать с конца. Дело в том, что в конце фильма Иван Варрава должен был познакомиться с внуком своего друга — суворовцем Ваней. В этой роли снимался школьник Андрей Громов, а был уже август и приближалось начало учебного года, поэтому мальчика надо было быстро снять и отпустить готовиться к школе. Андрей Громов не стал профессиональным актёром — он окончил экономический факультет МГИМО и работает в российском посольстве в Австралии.

Для роли Вани Трофимова в младенчестве нужен был годовалый ребёнок, но ни с одной знакомой мамой не удалось договориться. 11-месячного Володю Селиванова нашли в доме малютки. Крошечный эпизод в «Офицерах» изменил его жизнь — мать увидела на экране своего брошенного ребёнка и забрала его домой. Чтобы мальчик не узнал, что полтора года был отказником, она уехала с ним в другой город и сменила фамилию.

Слова знаменитой песни «Вечный огонь», которую все знают по строчке «От героев былых времен…», написал поэт Евгений Агранович. Он тоже был фронтовиком — ушёл добровольцем, за доблесть получил медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны I степени. На киностудии хотели заказать стихи кому-нибудь из молодых авторов, но режиссёр убедил директора, что писать песню к такому фильму должен тот, кто знает войну не по рассказам.

Исполнил песню Владимир Златоустовский, тот самый второй режиссёр, который получил на съёмках сотрясение мозга… Он говорил, что эта песня не для голоса, на ней надо душу рвать, поэтому профессиональных певцов решили не приглашать.

Съёмки проходили по всему Советскому Союзу — в Москве и Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. «Китайскую переправу» снимали в Рузе — для достоверности в сцене принимали участие настоящие китайцы из торгпредства. «Испанский» эпизод снимали в Москве в одном из переулков в районе Никольской улицы. По сюжету Иван Варрава и Люба должны были встречаться у здания Министерства обороны, но армейское начальство съёмки не разрешило, и тогда нашли похожее здание — корпус химического факультета МГУ.

В 2013 году в Москве был установлен памятник героям фильма «Офицеры». Скульптурная композиция воспроизводит сцену из финала фильма, когда спустя много лет Иван Варрава встречает Алексея и Любу Трофимовых с маленьким внуком. Памятник стоит рядом со зданием Министерства обороны России.

Источник ➝

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой

Родилась актриса в хорошей дружной советской семье, отец был железнодорожником, помощником начальника станции, мать начальником закройного цеха. Были два старших брата и брат близнец. Родители были людьми жизнерадостными и творческими и детей воспитывали в любви и вовлекали в искусство. Отец и мать пели в клубе, еще совсем маленькая Руфина участвовала в том же клубе в представлениях. Старшие братья играли в оркестре.

Руфина Нифонтова с братом Вячеславом
 
Руфина Нифонтова с братом Вячеславом

Когда началась война, девочка еще училась в начальной школе, старшие братья погибли на фронте в начале войны.

Ребятам было двадцать и девятнадцать лет. Война была первым страшным потрясением в жизни знаменитой актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №3
 

Уже в послевоенные годы, девочка играла на площадке возле клуба, когда местный режиссер предложил ей попробовать сыграть в одном из спектаклей. Руфина увлеклась лицедейством и, выбрав для себя актерское ремесло, поступила во ВГИК.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №4
 

Девушка была эффектной рыжеволосой красавицей с печальными голубыми глазами. Необычная ослепительная внешность, определило ее амплуа, в студенческих постановках она играла характерные, гротескные роли.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №5
 

Все изменилась, когда актриса взошла на легендарную сцену Малого Театра в трагическом образе Катерины из драмы Островского «Гроза». Советский театр и кинематограф получили драматическую актрису, способную перевоплотится и исполнить характерную роль.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №6
 

Триумфом в кино стала для актрисы роль Кати в масштабной экранизации исторической эпопеи Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Это был первый опыт воплощения на экране этого культового произведения отечественной литературы. И создатели картины блестяще справились со сложнейшей задачей реконструкции образа мыслей и облика дореволюционной интеллигенции на изломе эпох и в последующих реалиях.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №7
От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №8
1 из 2
 
 

Фильм насыщен не только духом, но и вкусом эпохи. И по всеобщему мнению Руфина Нифонтова стала главным украшением киноленты, перед зрителем предстала самая настоящая прекрасная барышня, воспитанная в традициях серебряного века. Навряд ли кто-то из любителей кино сможет опознать в этой интересной и утонченной женщине мужиковатую бандитку из гротескного эксперимента Геннадия Полока «Интервенция». И это лучшая иллюстрация высочайшего профессионализма актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №9
 

Режиссёр «Хождение по мукам» Григорий Рошаль прекрасно знал силу этой актрисы, ведь это он открыл ее для советского кино. Первую свою кинороль она исполнила в его картине «Вольница», где актриса сыграла фактурную крестьянку.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №10
 

Актриса очень серьезно подходила к проработке своих ролей, как в театре, так и в кино. Поэтому в ее фильмография не так богата. Зато каждая работа это сильный законченный образ.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №11
 

Непростыми в творческой судьбе Нифонтовой выдались 80-ые годы. Ей тяжело давался переход на возрастные роли. Начались серьезнейшие проблемы со здоровьем. Лечение отразилось на внешности. Кризис в профессии и тяжелое состояние здоровья сказались на ее и без того тяжелом характере.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №12
 

Еще студенткой она нашла своего спутника жизни, известного в будущем документалиста, а тогда студента режиссерского факультета Глеба Нифонтова. Они прожили вместе сорок счастливых лет и трепетно оберегали свое счастье, не впуская в свой семейный круг посторонних. Смерть Глеба Ивановича в автомобильной катастрофе надломила актрису.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №13
 

После смерти любимого мужа Руфина Дмитриевна на протяжении нескольких лет пребывала в абстракции. Она была нелюдима и часто теряла сознание. Коллеги из малого театра пытались вернуть ей душевный баланс, привлекая к репетициям. 27 ноября 1994 она находилась одна в своей квартире, из-за неисправности крана ее обдало кипятком, и сердце не выдержало шока. Актрисе было 63 года.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №14
 
 
Поделиться Сохранить в закладках
7 просмотров2 упоминания

Популярное в

))}
Loading...
наверх