8 плохих вещей, которым нас научил «Ералаш»

Почему быть по-ералашевски смешным ребёнком на самом деле очень грустно

Мальчишки и девчонки, а также их родители, мы решили пересмотреть легендарный детский журнал, а потом развели руками и расстроенно упали на копчик (та-ра-тара-та, фью-у!). Оказывается, мы всё время потешались над довольно грустными сюжетами.

«Ералаш» существует аж с 1974 года, и многие смотрят старые серии с щемящим чувством ностальгии: вон мелькнула панамка, у меня такая же была! А вот такие же гнутые карусели стояли в нашем дворе в 86-м!

Типовые блочные дома и интерьеры, школьная форма, классные комнаты с портретами, раздевалки и домашняя обстановка — всё до боли узнаваемо.

Но в какой бы год мы ни перенеслись, темы для шуток остаются вечными. Не важно, гуляют ли герои в шортах по советскому парку, сидят в брюках-бананах у подъезда в 90-х или стоят с перегидроленной мамой на ДСПшной кухне образца 2000-х.

Есть некие законы жанра, когда зрителю должно быть смешно. А смеётся этот неприхотливый товарищ над ребёнком или взрослым, попавшим впросак (опять звучит знакомая мелодия и закадровый смех). Проще всего в дурацкой ситуации оказаться, если ты влюблён, тебе угрожает итоговая контрольная, нагоняй от родителей или соседский хулиган. Так культовый киножурнал обречён гонять вечные темы с вечными хулиганами. И пусть тридцать лет назад хулиганы были в основном пухлыми здоровяками, двадцать лет назад — носили треники, а в последнее время предпочитали косухи, серьёзных изменений в их поведении не произошло, как, впрочем, не изменилось и поведение их жертв. «Ералаш» в этом смысле стабилен и нерушим.

Детский психолог хотя бы с небольшой профдеформацией, посмотрев серии «Ералаша», смеяться не станет. Он будет выписывать диагнозы и остановится, только когда начнётся рекламная пауза.

Итак, чего лучше не повторять в реальных условиях — так это быть по-ералашевски смешным ребёнком. Потому что дети смешны, когда им приходится…

1. Молчать в сложной ситуации

В серии «Качели» упитанная девочка с бантиками никак не соглашается пойти поиграть с мальчиком. С угрюмым видом она сидит на качельках, пока парнишка носится вокруг неё и уговаривает на совместные приключения. Когда он окончательно её достанет («Почему? Ну почему ты не хочешь?»), она выпалит: «Застряла я!». Любопытно, если бы не этот неугомонный человек, сколько бы девочке пришлось так молча сидеть, стесняясь признаться в ужасном: она толст… нет, её размер больше среднего, и качельки спроектированы, видимо, не для неё.


2. Быть толстым и влюблённым

Вообще, обиженные девочки с щеками на весь кадр — проверенный ход юмористического кино. В сюжете «Школьные страдания» основные страдания выпадают ученице, которую легко представить, зная, что её фамилия Булкина. Булкина влюблена, но объект её сердечной привязанности категорически отказывается идти с ней в театр. Школьнице приходится привораживать парня ведьминым зельем. А как иначе можно влюбиться в булкиных? Никак, видимо.

Одна из классических историй «Ералаша» рассказывает про двоечника, которого подтягивает крупногабаритная энтузиастка учёбы. Тот страшно хочет сбежать и не придумывает ничего лучше, чем приударить за девочкой. Беднягу встречает не испуг, а искренняя радость: «А за поцелуй я из тебя вообще отличника сделаю!».


3. Торговать сделанной домашней работой

У ботаников есть впечатляющее преимущество перед другими смертными: сделанная домашняя работа. А ведь это непреходящая ценность, ради неё можно на многое решиться. Например, в одной из серий пронырливая девочка идёт на сделку с физруком. Она помогает ему наладить дисциплину в спортзале: заставляет одноклассников построиться и ходить кругами.“Дам списать», — обещает наивным детям эта коварная пособница педагога. В юмористическом мире сплошь и рядом приходится прогибаться под изменчивых отличников: то выкручиваться в спортзале, то идти против личных симпатий: «Петров! Пригласи меня в кино, я тебе за это дам списать!». Ну просто бу-га-га.


4. Халтурить с учёбой

Серии про двоечников сразу же вызывают подозрение: неужели «весёлые истории» писались с нравоучительным подтекстом. Отстающие поражают своей безнадёжностью. Вот сидят школьники и пытаются найти выход из непростой ситуации: на дом задали написать какую-то работу. «С последним рефератом даже мама не справилась!» — сделав страшное лицо, говорит одна из девочек.

-Нам нужен репетитор, — озаряет другую.

-Правильно, пусть репетитор за нас реферат пишет! (ну вы поняли: та-рам-та-ра -рам!).

Выхода нет: ученики на контрольной по математике по очереди обращаются к задним партам с одним злободневным вопросом: «Дай списать?». С первых до последних парт ползёт тревожное перешёптывание. Но нет луча света в тёмном царстве: стена проламывается и оттуда видно лицо из параллельного «Б» класса… Ради смеха он мог бы спародировать официанта с эстонским акцентом, но он шепчет то же самое: «Второго варианта списать нету?».


5. Изображать взрослых

Весёлый киножурнал традиционно потешается над детьми во взрослых ролях. Самый избитый ход — накрашенные девочки на каблуках пугают своим видом поклонников. Другие, менее накрашенные девочки по-взрослому мечтают, чтобы «на руках носил» и специально падают, радуясь вывиху голеностопа.

Более необычные ситуации копируются в мелких деталях и интонациях: вот школьники на собрании клуба анонимных двоечников («Здравствуйте, меня зовут Вася и я…. двоечник!»). А вот милый мальчик, лёжа на нарах, строит всех зэков на правах самого крутого.

Читайте также:
«У детей не может быть своего мнения»

Если убрать переодевания в дядь и тёть, то комизм только в том, что ребёнок предстаёт в необычной роли: он командует сильными мира сего — то уголовниками, то родителями, то учителями, — наказывает их по своему усмотрению. Маленький рыжий «опятьдвоечник» кричит, нависая над притихшими педагогами: «Садись, географ, пара тебе! Родители чтоб завтра в школу явились!»

Это некое искажение мира: или они сверху, и тогда плохо тебе, или ты сверху, и тогда плохо им. А смешно должно быть оттого, что это явная нелепость: слабые не должны говорить «ша» сильным — ни тем, что с указками, ни тем, что с куполами на плече.


6. Сходить с ума от вещей и игрушек

«Синичкина, ты такая же классная, как мои новые кроссовки», — так планирует подойти к девочке герой современного выпуска. Из двух слабостей, к девочке и к своим зелёным кроссовкам, в момент конфликта он предсказуемо выбирает обувь. Это должно быть смешно, но и в реальности для многих детей кроссовки в руках лучше, чем Синичкина в небе.

Любопытно в этом смысле видео, обыгрывающее потребительский задор. Девочка при виде куклы в магазине впадает в истерику. Холеная мама не сдаётся: «Мы в этом месяце уже покупали тебе куклу! Получишь теперь в следующем» (интересно, она это серьёзно?). В обувном магазине родители решают проучить несносного ребёнка. Мама визжит «Хочу туфли!» и топает ногами, дескать, смотри, как мерзко истерика выглядит на маме. Тут на девочку находит просветление, и она нравоучительно говорит что-то симметричное: «Ты пока коньки не сносила, купим в следующем месяце». И понятно, что самый идиотический герой тут родительница.


7. Заниматься вымогательством

Вообще, надуть родителя для героя «Ералаша» — милое дело. Прелестная девочка, хлопая ресницами, засыпает маму вопросами про Деда Мороза и подарки. Мама хочет отвязаться и потому с усталым вздохом вручает новогодний подарок. До праздника 10 дней. Девочка ликует и тут же тайно звонит подружке: «Сработало! Кукольный домик у меня!». Стоит надеяться, что в ближайшее время она выбьет из взрослых ещё кучу разных игрушек, благо линия «хитрец — простак» подразумевает полный разгром доверчивого персонажа.


8. Идти на сговор с «идейным врагом»

В класс приходит новенький, второгодник. Его изображают так, чтобы внушать панику прочим детям: у него есть бандана, косуха, фингал, а также сильное весовое преимущество. Парень никого не боится, кроме молодой учительницы, которая, оказывается, применяет физическое насилие к непослушным ученикам.

Звенит звонок, преподавательница входит в класс. И вдруг начинает гоняться за хулиганом и лупить его учебником. Странно, но от этого её авторитет растёт: вау, она смогла поднять руку на парня с фингалом под глазом! В конце, как раз перед музыкой «па-рам-парарам», выяснится, что она специально подкупила оценками этого увальня, чтобы поднять дисциплину в классе. Ничего себе педагогический метод, правда? Чтобы показать детей в забавном свете, «Ералаш» вынужден делать взрослых поразительными психами. Так что возникает вопрос: над кем смеётесь?

Источник ➝

Как выглядела в детстве мать «Гардемаринов» Светлана Дружинина, и как преображалась с годами ее красота

 

 

Эта эффектная и талантливая женщина неистовой стихией ворвалась в советское кино, и стала ярким явлением в отечественной культуре. Ей мы обязаны незабываемыми образами советских кинокрасавиц и созданием ряда всенародно любимых фильмов.

 

 

Детство одной из самых узнаваемых женщин Страны Советов было непростым, унесшую жизнь отца войну она встретила девятилетней девочкой. Однако, несмотря на все тяготы военных, и послевоенных лет Светлана считает свои молодые годы счастливыми. Во времена страха и нужды формировался железный характер будущей звезды.

 

 

С малых лет Светлана отличалась гибкостью и была принята в цирковую школу. Когда девочку хотели забрать на гастроли и оторвать от образования, мать запретила дальше заниматься в цирке.

После вынужденного расставания с цирком девушка увлеклась балетом, она не сразу, но поступила в балетное училище при Большом театре, где вместе с ней обучался выдающийся артист Марис Лиепа. Постигая тяжёлое балетное ремесло, Светлана научилась упорству и самодисциплине.

 

 

Как-то раз из-за травмы начинающая балерина не смогла принять участие в экзаменационном выступлении, и ей была отведена роль ведущей. Статную и артистичную девушку заметил присутствовавший на выступлении режиссёр Самсон Самсонов и пригласил на роль Сони в фильме «За витриной универмага» (1955).

 

 

Когда восемнадцатилетняя девушка погрузилась в съемочный процесс, у нее родилась мечта самой снимать фильмы. Озвучивать вслух свои дерзкие замыслы она не стала, и решила, прийти в режиссуру через актерство. Светлана поступила во ВГИК, в этом кинематографическом ВУЗе по уникальной методике Сергея Аполлинариевича Герасимова актеры обучались совместно с режиссерами.

 

 

Студентам было запрещено играть в кино, но девушка украдкой исполнила одну из главных ролей в знаковой деревенской киноповести Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957). За что была исключена, но восстановлена в виде исключения после успеха картины.

 

 

Получив диплом Дружинина блестяще исполнила роль надменной красавицы Анфисы в культовой комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (1961). Уже в статусе состоявшейся актрисы и имея за плечами опыт работы с известными режиссерами, Светлана вновь поступила во ВГИК уже на режиссерский факультет. Всего она отучилась в этом одном из лучших кинематографических институтов мира восемь лет.

 

 

Режиссёрские работы Дружининой порой воспринимались критиками неоднозначно, но время расставило все по своим местам и такие ее фильмы как: «Исполнение желаний» (1973), «Дульсинея Тобосская» (1980) и «Гардемарины, вперёд!» (1987), стали классикой советского кино.

Женщина-режиссер работала с самыми знаменитыми советскими актерами, и не только смогла завоевать в их глазах авторитет, но и со многими подружилась. Из уважения к Светлане Сергеевне известнейшие артисты соглашались сыграть в ее фильмах второстепенные роли.

 

 

Часто на съемочной площадке Дружинина чувствовала плечо помощи, подставленное любимым человеком. Оператором на многих ее картинах выступал супруг Анатолий Мукасей. Анатолий Михайлович один из лучших кинооператоров СССР, он работал над такими картинами как: «Берегись автомобиля» (1966), «Внимание, черепаха!» (1970), «Большая перемена» (1973) и «Ловушка для одинокого мужчины» (1990).

Впервые Анатолий увидел свою жену в фильме «За витриной универмага», и юноша моментально влюбился в девушку с экрана. Лично они встретились в бытность учащимися ВГИКа на волейбольной площадке как капитаны студенческих команд соперников. Молодые люди составили эффектную пару, сокурсники называли их «Два капитана».

 

 

Супруги счастливы в браке вот уже более шестидесяти лет, они по-прежнему снимают вместе кино, и, как и в былые годы, любя друг друга и искусство ведут упорные баталии за то, как должен выглядеть следующий фильм.

В настоящее время, несмотря на преклонный возраст, Светлана Сергеевна прекрасно выглядит и крайне деятельна. С нетерпением ждет окончания поразившей мир эпидемии, чтобы завершить работу над продолжением «Гардемаринов», и планирует новые кинопроекты.

 

 

"Безобразная картина!" - как не хотели пропускать фильм "Приключения Буратино". К 45-летию выхода на экраны

А сейчас такое уже не снимают. Было время, когда на детское кино бросали самые мощные ресурсы: лучших режиссеров, лучших актеров, лучших композиторов... Вот поэтому те фильмы, которые были сняты для советских детей в 70-е-80-е годы, смотрят до сих пор и те самые дети, которые уже выросли и стали взрослыми дядями и тетями, и их дети и даже их внуки. К таким фильмам относится прекрасная двухсерийная картина "Приключения Буратино", снятый в 1975 году.

Премьеру приурочили к новогодним праздникам, поэтому фильм впервые показали по телевидению 1 и 2 января 1976 года.

И сразу зрители влюбились в очаровательных персонажей - надолго. На всю жизнь.

Первое, о чем хочется сказать, когда речь заходит об этом фильме, это мощнейший актерский состав: Владимир Этуш, Владимир Басов, Рина Зеленая, Николай Гринько, Ролан Быков, Елена Санаева, Юрий Катин-Ярцев. Это целое созвездие прекрасных советских актеров, составлявших костяк советского кинематографа, бывших тогда, в 70-х, на пике своей славы. Это великие люди, которые с полной отдаче работали что в драме, что в детской сказке.

Фильмы с детьми снимать сложно. В советское время в кино в большинстве случаев дети попадали случайно и не имели никаких актерских навыков. Ассистенты режиссера по всему СССР искали талантливых детей, которые не смотрелись бы бледно на фоне маститых актеров. Исполнителя роли буратино Диму Иосифова выловили на улице, девочку на роль Мальвины, Таню Проценко, ассистент режиссера встретила в вагоне поезда. Талант режиссера Леонида Нечаева и поддержка взрослых "коллег" по съемочной площадке помогли детям справиться с ролями - как вспоминали спустя годы участники съемок, Леонид Нечаев создал в съемочной группе атмосферу сказки, детской игры, и дети просто играли, как играли бы дома "в Буратино".

Да, картина получилась настоящей сказкой - с танцевальными номерами, с красивыми лирическими песнями. Чего стоит, например, "Песня фонарщиков":

Кстати, текст написал Булат Окуджава, который был привлечен к работе над фильмом как поэт и написал к фильму 7 песен, среди которых "Пока живут на свете хвастуны", "Не прячьте ваши денежки", Знаменитая песня Карабаса "Я на спектакль вас приглашаю":

и трогательная лирическая серенада Пьеро о том, как сильно он любит Мальвину:

В фильм песня в исполнении Татьяны Осмоловской вошла в урезанном виде - в ней был еще и третий куплет:

Вам, о, Мальвина, рад я служить.
С Вами, Мальвина, сладко дружить.
И я могу для Вас край света отыскать,
Но как мне быть? Где адрес мне достать?

Юрий Энтин был вторым поэтом, которому поручили написать песни для фильма. Он написал 6 текстов, среди которых зловещая "Песня пауков", песенка кукол "У Карабаса страшный бас" и совершенно потрясающий романс черепахи Тортиллы "Затянулась бурой тиной", который исполнила сама Рина Зеленая:

Этот романс тоже был урезан на один куплет - актриса, переживавшая сой возраст, ведь ей во время съемок было уже 74 года и как раз за несколько дней до ее прилета в Минск она похоронила родную сестру. Актриса наотрез отказалась петь эти слова:

Мне казалось - счастье рядом,
Только лапу протяни,
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят...
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!

Поэтому в фильме мы слышим только первый и третий куплеты, но и и в таком виде романс стал очень популярен.

Самым сложным реквизитом оказался... нос Буратино. За все время съемок было сделано 45 носов. Их вырезали из пенопласта и поролона и прямо по ходу дела меняли форму и длину - если присмотреться, то заметно, что в начале фильма нос у деревянного мальчишки чуть длиннее, чем в середине и конце. А самым привлекательным предметом реквизита стал тот самый волшебный "золотой" ключик. - его хотел украсть каждый из присутствующих на съемках. В итоге его стырил сам Леонид Нечаев: в последний день съемок он просто втихую вынес его за пазухой. Правда, потому пришел в бухгалтерию и оплатил реквизит, который, кстати, оказался не дешев по советским временам: целых 30 рублей. Но оно того стоило.

Самый цирк с конями начался, когда Нечаев представил готовую работу приемной комиссии. Чиновники от культуры были возмущены: что это за фильм?! Это безобразие! Кот без хвоста, лиса в платье, мальчиша издевается над старшими! Но в пользу фильма были два неумолимых факта: на съемки было потрачено 365 000 рублей - космические деньги и, между прочим, из бюджета; и - был конец года, надо было закрывать план, иначе те же чиновники лишились бы премий. И картину выпустили.

И вот уже 45 лет с нами удивительная прекрасная сказка о добре и справедливости, о дружбе и вере в чудо. И огромное спасибо Леониду Нечаеву и всем, кто участвовал в создании этого фильма, за их труд.

Картина дня

))}
Loading...
наверх