От Петра Первого до Сальери. Эпичные роли Николая Симонова.

Свою актерскую карьеру будущий Народный артист СССР и Герой Социалистического Труда, а тогда еще студент петроградского института сценических искусств начал в тяжелые годы гражданской войны.
Его становление как большого театрального актера совпало с зарождением советского кинематографа. Мастер Русского театрального реализма обогатил своими яркими и живыми образами отечественное кино и задрал до не виданных актерскую планку для последующих поколений лицедеев. Вершиной его творчества в кино стала роль Петра I.

К сожжению мы лишены возможности в живую оценить всю проникновенную мощь актерской игры Николая Симонова, но маститые советские режиссеры и операторы запечатлели отлогости ее на кинопленку.

Катерина Измайлова (1926)

Главная роль приказчика Сергея в экранизации зловещей повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Фильм частично утрачен.

Кастусь Калиновский (1927)

Здесь Симонов исполнил роль вождя воставших против царизма белоруски крестьян.

Роль Михаила Ломоносовв, фильм Сын рыбака (1928)

Фильм частично утрачен.

Каин и Артем (1929)

Главная роль пролетария Артема в суровой революционной драме по мотивам одноименного рассказа М.Горького.

Комбриг Жихарев в культовой военной драме братьев Васильевых Чапаев (1934)

Командир танкового экипажа в комедийной мелодраме Горячие денёчки (1935)

Пётр Первый (1937-1938)

Созданный Симоновым образ государя реформатора и по сей день остается эталонным.

Внимательный и рассудительный комкор в предвоенном детском приключенческом фильме Патриот (1939)

Сталинградская битва (1948,1949)

В героической драме с горьким послевкусием послевкусием. Актер исполнил роль реального участника тех страшных и героических событий командующего 62-ой армией генерал-лейтенанта Василия Ивановича Чуйкова.

Герои Шипки (1954)

В советской исторической драме о подвиге русского солдата и вероломности иностранных держав он сыграл железного канцлера Германской империи Отто фон Бисмара.
Овод (1955)
Трагический образ кардинала Монтанелли в исполнении Симонова оставляет в душе зрителя не менее страшные шрамы чем носил на тела главный герой революционно-романтического романа Этель Лилианы Войнич.

Сердце бьётся вновь... (1956)

Полковник медицинской службы во врачебной драме по мотивам повести В. Дягилева "Доктор Голубев".
Человек-амфибия (1961)
Доктор Сальватор в свер популярном в союзе 60-ых фильму по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.
Рабочий посёлок (1965)

Роль директора завода в социальной драме о послевоенном быте.

Маленькие трагедии (1971)
Симонов явно не затерялся в плеяде легендарных актеров примерявших на себя роль Сальери в рамках культовой пьесы. Актеру удалось создать один из самых убедительных и трагичных образов терзаемого завистью и сомнениями злодея.

Последней ролью Николая Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в телефильме "Последнее дело комиссара Берлаха" (1972). В конце фильма Берлах умирает от рака. Снимаясь в этой картине, актёр не знал, что эта же болезнь подкрадывается и к нему. Николай Константинович ушёл из жизни 20 апреля 1973 года.

6 интересных фактов о фильме «Калина красная»

После удачных «Печек-лавочек» Василий Шукшин хотел запустить в производство фильм о Степане Разине. Он стучался во многие кабинеты, даже писал в ЦК, но нигде не мог получить однозначный ответ — берут картину в работу или нет. Тогда Шукшин пришёл на «Мосфильм», где с ним заключили договор о выпуске сначала фильма о советской действительности и предложили экранизировать его же повесть. И, хотя вокруг сценария было много споров на тему: стоит ли делать героем уголовника, и не будет ли фильм антисоветский, и бюджет режиссёру был выделен минимальный — Шушкшин загорелся идеей снять этот фильм…

На написание повести Василия Шукшина вдохновила история одной из двоюродных сестёр — она переписывалась с заключённым, который обещал приехать к ней после освобождения… Главную героиню он даже назвал в честь неё — Люба Байкалова. Сценарий экранизации Шукшин написал за две недели, но худрук Григорий Чухрай потребовал переделок, чтобы из преступника не получался положительный герой. Шукшину идея не понравилась, обсуждения затянулись, автор делал уступки — у худрука возникали новые требования, а сроки поджимали. В результате Шукшин понял, что Чухрай просто не хочет с ним работать, и ушёл «под крыло» к Сергею Бондарчуку. С новым худруком «Калина красная» быстро ушла в производство.

Название фильму дала народная песня «Калина красная» на музыку Яна Френкеля. Её знала Лидия Федосеева-Шукшина — актриса как-то спела её на свидании с Василием Шукшиным, когда они ещё не были мужем и женой, и ему очень понравились стихи. Планировалось, что в фильме её исполнят главные герои — Люба и Егор. Однако, композитор Ян Френкель потребовал денег за использование мотива. Тогда Василий Шукшин вообще отказался от песни и включил в фильм фразу: «В газете пишут, что „Ямщик, не гони лошадей“ уже имеет автора и композитора. Глядишь, появятся свежие авторы и у песен разинских времён…»

В роли матери Егора режиссёр планировал снять Веру Марецкую, но перед съёмками актриса заболела. Тогда в роли Куделихи снялась местная жительница Ефимия Быстрова — съёмочная группа работала тогда в полузаброшенной деревне Мериново. История её жизни почти совпала со сценарием, и перед камерой она рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях. Снимали эпизод у Быстровой в избе, это был почти монолог — Шукшина только направляла разговор, задавая заранее написанные вопросы.

Беседу актрисы и старушки оператор снимал через окно так, чтобы Быстрова не видела камеру. После сдачи готового материала на «Мосфильм» сцену с Куделихой потребовали урезать, в частности, жалобы на маленькую пенсию и плохую работу сельсовета.

«Калина красная» стала лидером проката 1974 года — на сеансы было продано 62,5 млн. билетов, а кинокритики назвали её шедевром. Спустя много лет после премьеры «Калиной красной» стал называться вокальный конкурс среди осужденных, а в 2009 году в Алтайском крае запустили одноименный скорый поезд.

Во время подготовок к съёмкам Василий Шукшин смотрел документальные плёнки, и среди архивов МВД ему попалась запись, на которой заключённый поет романс «Письмо матери» на стихи Сергея Есенина. Этот номер так запал в душу режиссёру, что он решил включить чёрно-белую хронику в фильм — она вошла в эпизод с воспоминаниями героя.

На роль Люсьен режиссёр хотел пригласить Людмилу Гурченко — многое в образе этой подруги из криминального мира было списано с актрисы. Шукшин вместе с Гурченко ездил в совместную турпоездку в Италию и наблюдал как она вела себя, как выглядела, как говорила. Но оператор уговорил Шукшина помочь Татьяне Гавриловой — из-за пристрастия к алкоголю от неё стали отказываться все режиссёры и ситуация была сложной. Режиссёр отстоял её кандидатуру перед начальством, которое было против участия Гавриловой, и позже шёл на множество уловок, чтобы она могла доиграть роль. Работалось тяжело, но менять актрису Шукшин принципиально не стал.

Популярное в

))}
Loading...
наверх