Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»
Вы хотите запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

Запомнить
Читать
Запомнить
Читать

Летопись лихих 90-ых.

 

Исторический дискуссионный клуб

Блог
Восхитительная Милен Демонжо

Восхитительная Милен Демонжо

Виктор Хомутский 8 дек, 08:12
+107 39
«…А зори здесь тихие»: что случилось с пятью девчатами и их старшиной

«…А зори здесь тихие»: что случилось с пятью девчатами и их старшиной

Незаурядные биографии актеров любимого фильма Начало 70-х было буквально озарено светом «Зорь». Народ зачитывался вышедшей в 1969 году в журнале «Юность»

Виктор Хомутский 6 дек, 12:18
+104 21
Как менялась Шахерезада советского кино, актриса Лариса Белогурова, с течением времени.

Как менялась Шахерезада советского кино, актриса Лариса Белогурова, с течением времени.

Лариса Белогурова - советская и российская актриса театра и кино. Хореограф и профессиональная спортсменка (художественная гимнастика). Самые известные фильмы

Виктор Хомутский 15 дек, 09:26
+101 17
В гроб ему положили темно-бордовый "обломовский" халат, как символ несбывшейся мечты

В гроб ему положили темно-бордовый "обломовский" халат, как символ несбывшейся мечты

Коллеги по цеху мало придавали значения его рисункам: ну пишет и пишет. В "Современнике" Юрий рисовал всех подряд - актеров, уборщиц, билетеров, вахтеров, осветите

Виктор Хомутский 6 дек, 10:32
+84 21
«Мне — стыдно?! Я у вас жениха не крала!» Любовь и боль Ольги Науменко

«Мне — стыдно?! Я у вас жениха не крала!» Любовь и боль Ольги Науменко

Почему актриса, сыгравшая в «Иронии судьбы, или С легким паром!», больше не снималась у Рязанова и не стала звездой? Ольга Науменко в фильме «Ирония судь

Виктор Хомутский 8 дек, 10:36
+83 11
Не уходи, Ириска! Лучшая клоунесса СССР погибла на манеже

Не уходи, Ириска! Лучшая клоунесса СССР погибла на манеже

28 апреля 1941 года родилась Ирина Асмус, артистка театра и цирка, наиболее известная как Ириска из «АБВГДейки». Ирина Асмус в передаче «АБВГДейка».

Виктор Хомутский 12 дек, 09:35
+83 12
Оксана Алексеева. Та самая красивая девочка из "Приключений Электроника". Посмотри как сложилась ее судьба.

Оксана Алексеева. Та самая красивая девочка из "Приключений Электроника". Посмотри как сложилась ее судьба.

В 1979 году снялась в детском приключенческом фильме "Приключения Электроника". Она сыграла в картине одну из главных ролей - девочку Майю. Вообще-то на эту

Виктор Хомутский 13 дек, 09:37
+75 10
Помните красотку Лоррейн из трилогии "Назад в будущее"? Посмотри как она изменилась и как сложилась ее судьба.

Помните красотку Лоррейн из трилогии "Назад в будущее"? Посмотри как она изменилась и как сложилась ее судьба.

Лиа Томпсон - талантливая американская актриса и популярный в США режиссер. Особенно известной Леа была в девяностые годы прошлого столетия, когда снялась в хи

Виктор Хомутский 16 дек, 08:49
+70 21
Кого на самом деле любил мальчик, сыгравший главную роль в фильме «Вам и не снилось…»

Кого на самом деле любил мальчик, сыгравший главную роль в фильме «Вам и не снилось…»

Светлая и трагическая жизнь актера Никиты Михайловского Выход на экраны картины Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» в 1980 году стал настоящей сенсацией. Зрит

Виктор Хомутский 8 дек, 12:29
+66 9
Легенда о «Летучей мыши»

Легенда о «Летучей мыши»

Музыкальный фильм «Летучая мышь» — это экранизация одноименной оперетты Иоганна Штрауса. Существует легенда, что в основу сюжета легла реальная история про дв

Виктор Хомутский 13 дек, 10:27
+49 9

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

развернуть

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Есть в кино лица, чуждые рекламе, есть артисты, далекие от всплесков моды и шумных дискуссий. Вокруг них не клубится молва. Но без них экран обеднел бы. Их искусство высшей пробы, и это знают все — и кинематографисты и зрители.

Среди таких — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Андрей Попов, один из крупнейших актеров сегодняшнего советского театра. Он снимается более тридцати лет и в своей фильмографии имеет уже под пятьдесят ролей — послужной список сверхдостаточный и для тех, у кого кино — единственная профессия. Но Андрей Попов, с юности и по сей день, по горло занят в театре: сперва в ЦАТСА, где начал он свой путь и вырос в зрелого мастера, потом во МХАТе, где играет в последние годы. При этом снимается в кино он не от случая к случаю, и не пунктиром прочерчена его кинематографическая биография.

Кино для Андрея Полова — постоянный, ответственный и любимый труд. Его творческая индивидуальность формировалась и на сцене и на киностудиях, его театральные и кинематографические работы являют собой единство исканий, общий маршрут восхождения.

Он стал в искусстве учеником (в глубоком смысле слова), продолжателем дела своего отца, выдающегося театрального режиссера-новатора Алексея Полова, чье имя вписано и в историю кино. А. Д. Попов был одним из первых актеров Московского Художественного театра, кто еще в начале века, не устрашась неизвестности, пришел в ателье новорожденного отечественного кинематографа. В 20-е годы он ставит картины на фабрике Совкино, его лента «Два друга, модель и подруга» стала вехой рождения советской кинокомедии. С отцовского благословения начал работать в кино Андрей Попов, за его пробами и опытами следили строгие глаза.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Экранные герои Андрея Полова с самого начала были несходны, всякий раз неожиданны. Вслед за нелепым и смешным следователем Дюковским из чеховской «Шведской спички», наполнявшим кадр юмором и комизмом, - Челкаш Горького, очерченный жестко, резковато. Назанский в «Поединке» Куприна — олицетворение благородства, сумевшего наперекор жестокой судьбе сохранить себя,— и рядом шекспировский Яго из фильма «Отелло» С. Юткевича, тихий и благообразный светлоглазый Яго, полностью разбивающий привычные клише великого элодея, страшный своей низкой ущербностью и завистливой мстительностью, агрессивным «комплексом неполноценности». Подсвеченная зловещим лучом фигура ростовщика из «Кроткой» Достоевского — мучителя и жертвы одновременно. Антон Павлович Чехов — свидетель, рассказчик, роль которого была ведена в картину И. Хейфица «В городе С.» по мотивам рассказа «Ионыч» и сыграна Поповым сдержанно, скупо, скорее с душевным, нежели портретным сходством. Разные лица, разные краски.

Широта диапазона была обеспечена счастливыми актерскими данными. Попов может играть многое. Но возможно было бы для него и другое. Дело в том, что в самом его артистическом материале заложены привлекательные для экрана органичность, мягкость, личное обаяние. Наполненность внутренней жизни роли, тот духовный груз, который приносит он с собой на сцену и на экран, позволяют ему оживить и контур и набросок. Бывало и так, что человеческая значительность его спасала в фильмах роли бледные и сюжеты малоубедительные. Словом, и самим собой, Андреем Поповым, он мог отлично идти из фильма в фильм, меняя имена и предлагаемые обстоятельства, в которых действуют герои. И это было бы интересно, ибо интересен он сам. Но Попов избрал совсем иное. Он совершенствовал искусство перевоплощения в образ, преображения в уникальный, законченный, целостный человеческий характер, в обобщающий тип.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Сыгранная им роль слуги Захара в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» продемонстрировала и завоеванный Поповым уровень блистательного мастерства, и новую ступень того, что он сам в одной из статей назвал словами Горького «сердечное искусство», то есть особую человечность и теплоту проникновения в душу изображаемого персонажа. С Захара и начала я интервью, попросив Андрея Алексеевича рассказать о своей работе в кино, какой она видится ему сегодня.


— Захар в «Обломове» представляется мне не только вашим личным актерским успехом, но образом принципиальным для общих поисков выразительности экрана. Я имею в виду сочетание гротескной формы и безупречной жизненной правды. Здесь как-то удивительно и, может быть, даже парадоксально соединились острейшая характерность и психологическая тонкость, резкое преувеличение и полная жизненная достоверность. Получилось это, так сказать, само собой или подобное сочетание было вашей задачей?

— О результате мне судить трудно.— отвечает Попов.— но задачу оправдания гротеска мы с постановщиком Никитой Михалковым, конечно, перед собой ставили, помнили требование К. С. Станиславского: чем острее — тем правдивее! Как этого добивались? Прежде всего, фильм снимался особым способом, для кино необычным (во всяком случае, я впервые попал в такие условия): много репетиций, импровизационный метод работы над ролью, нестесненная свобода пространства, в котором действуют герои. Интерьер, квартиру Обломова мне нужно было «обживать», подобно тому, как в течение репетиций на сцене «обживается» декорация спектакля. Хотелось, чтобы Захар жил во всем, в этой мебели, в этих стенах: может вдруг выйти из стены, может откуда-то появиться, вырасти в любой момент. Это его хозяйство, его территория, все здесь, как пылью, им пропитано.

Возникла ассоциация с медведем, подсказанная Гончаровым, начался поиск Захаровой пластики. Опасность была в том, чтобы рисунок не разошелся с жизнью человеческого духа. Стремились этого избежать приближением к зрителю глаз Захара, старались, чтобы в кадре все было живым, и сам этот человек был живым и конкретным. Так я «обживал» и квартиру в Гороховой улице, и сапоги, и медвежью повадку, урчание и рычание Захара, слуги Обломова.

Текста в роли не так уж много, а образ важный для автора. Гончарова вообще очень интересовали типы слуг, он постоянно думал об этом, придавал большое значение этой стороне тогдашней русской жизни. Когда съемки фильма были закончены, я (к стыду своему впервые) прочел специальное сочинение «Слуги старого века. Из домашнего архива», посвященное Гончаровым этому предмету: воспоминания о слугах, описания их характеров, которые он, оказывается, собирал и записывал. Жалею, что не прочитал этих гончаровских бытовых очерков вовремя.


— А может быть, и лучше, что прочли потом. Во всяком случае, сейчас вы имеете право испытать чувство удовлетворения: Гончаров дал в Захаре синтез многих индивидуальностей. А ем, интуитивно следуя за писателем, взяли из романа «Обломов» тип, обобщение и облекли его в уникальный человеческий портрет. Наверное, помогал и ваш собственный кинематографический опыт. Вы же много играли в кино русскую классику.

— Да, я возвращался к прошлому, заново повторял его уроки. Ведь в моих ролях (много их!) есть две основные линии. Первая — комедийная, острохарактерная, начатая ролью Дюковского в «Шведской спичке». К сожалению, эта линия впоследствии как-то ушла от меня, и было радостно к ней вернуться. Снова пришлось проверять себя – не театрален ли я на экране? А с театральностью мне, как и большинству актеров, пришедших на киностудию со сцены, довелось немало бороться, в острокомедийных ролях особенно. Например, в той же «Шведской спичке» меня, тогда еще молодого актера, хвалили, но А. Д. Попов, посмотрев картину, сказал: пластика кинематографична, хороша, а вот артикуляции натужна, слишком много усилия. Это было справедливо, и предостережение его я помню до сих пор.

Кинематографический лаконизм — трудное искусство. Практический урок его первой мне дала Татьяна Лиознова на съемках фильма «Память сердца», где я играл английского летчика Чадвика. Возможно, сегодня фильм и выглядит наивным, но для меня он стал действительно кинематографической школой, которую я с благодарностью вспоминаю.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Впрочем, «Память сердца» Чадвика мне следует отнести к другой линии своих ролей в кино — лирико-драматической: здесь Назанский в «Поединке», отец поэтессы Ольги в «Дневных звездах» и ряд других персонажей.


— Считаете ли вы эти линии нескрещивающимися, только лишь параллельными в вашем творчестве?

— Нет, ни в коем случае, я их намечаю условно, просто для того, чтобы было легче свои работы сгруппировать, а на практике стараюсь не повторяться, предпочитаю пробовать, играть самое разное. Мне кажется, что для актера это плодотворнее. Недаром в былые времена одни и те же большие мастера и на тех же подмостках играли сегодня трагедию, а завтра водевиль.

Но ныне не все придерживаются такого мнения. Например, я снялся в телевизионной картине «Сватовство гусара», экранизации водевиля Н.Л.Некрасова «Петербургский ростовщик», и один из критиков выразил возмущение тем, что, мол, «серьезный актер» (то есть я) занимается несолидным делом, поет куплеты, танцует и тому подобное. Но ведь свой водевиль Некрасов писал в расчете на великого Щепкина!


— И к тому же «Петербургский ростовщик» считается одним из ранних манифестов «натуральной школы», относится к циклу «Физиология Петербурга», а ваша роль Потапа Ивановича Лоскуткова отлично написана...

— Действительно, трактовка «Ростовщика» в «Сватовстве гусара» облегчена по сравнению с первой экранизацией, несколько психологически перегруженной (роль, которую теперь сыграл я, там исполнил А. Адоскин). Мы сознательно держали курс именно на водевиль — да, с эксцентриадой! С куплетами, танцами, как и у автора. Думаю, правильно, что не сделали из жалкого и глупого скареда Лоскуткова некоего Гобсека...

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»


— И не повторили вашего ростовщика из «Кроткой» Достоевского...

— Водевиль так водевиль! У него свои законы, законы смеха. Выбирая роль, я руководствуюсь не тем, «серьезен» или «несерьезен» данный жанр как таковой, не распределяю жанры по рангам. Выбор роли для меня основывается на другом. Нравственные проблемы, вопросы морали совести, борьба с психологией потребительства, эгоизмом, практицизмом, суетой — вот что меня волнует. (Этим проблемам и посвящена картина «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».) Тема ответственности человека перед самим собой и перед временем, забота о духовности кажутся мне важнейшими. Их решение предполагает многожанровость. И я с горячим желанием иду на роль, если вижу заложенную в ней возможность поделиться с людьми сокровенным и ответить самому себе на тревожащие меня вопросы, быть честным перед собой — и в том. ЧТО говоришь зрителю, и в том, КАК, с какой мерой самоотдачи работаешь — хотя бы в том самом искусстве перевоплощения, о котором шла речь. А для меня самые несходные и по всей видимости далекие друг от друга роли — такие, скажем, как Иван Грозный в трагедии А. К. Толстого, которую я играю на сцене Центрального театра Советской Армии, или учитель пения, сыгранный в одноименном фильме, не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Это разные подходы к нравственной проблеме. В «Учителе пения», например, важно не то, что человек учит музыке. Важно, что он открывает людям их душевную красоту.

Я рад, если в Захаре мне удалось добиться одновременно и остроты и тонкости в перевоплощении.

Считаю, что время «типажей», игры «себя в предлагаемых обстоятельствах» для кино миновало. Образность в искусстве непреходяща, она не умирает.

Нея Зоркая
«Советский экран» № 12, июнь 1981 года, стр. 6-8
 
 

Опубликовал Виктор Хомутский , 16.07.2014 в 19:40

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Дмитриев
Сергей Дмитриев 16 июля 14, в 21:56 Почему не упомянута роль царского офицера, который "примкнул" к революции? Я не помню названия фильма, но помню замечательную игру А.Попова в этом фильме.

Я бы пригласил А.Попова на главную роль в фильме "Дворник", Идея фильма изложена в статье "Какой и о чём бы вы сняли фильм?" на сайте ШЖ (Школа Жизни.ру).

Лавры авторов случайного успеха не дают мне покоя, потому что.
Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Будруев
Дмитрий Будруев 17 июля 14, в 09:35 Незаслуженно забытый актер! Спасибо за статью. Теперь он менее забытый Текст скрыт развернуть
0
Людмила Иванова
Людмила Иванова 17 июля 14, в 11:20 Великолепный, разноплановый актер!!! Жаль, мало снимается в фильмах. Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Блог
Короли эпизода советского кино

Короли эпизода советского кино

В фильме, помимо главных героев, присутствуют также актёры второго плана и актёры, появляющиеся лишь в эпизодах. Иногда зритель даже не знает их фамилий, тем не менее некоторым из этих актёров удаётся иногда затмить игру более именитых коллег. Давайте вспомним некоторых из них. …

Виктор Хомутский 8 авг 14, 10:49
+135 40
Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

      Кадр из фильма 'Оборона Севастополя'. Реж. В. Гончаров, А. Ханжонков, 1911   Становление русской отечественной кинематографии происходило в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными фирмами. В 1913—1914 годах только в одной Москве насчитывалось свыше пятидесяти предст…

Виктор Хомутский 11 янв 14, 13:03
+6 0
Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

  Есть в кино лица, чуждые рекламе, есть артисты, далекие от всплесков моды и шумных дискуссий. Вокруг них не клубится молва. Но без них экран обеднел бы. Их искусство высшей пробы, и это знают все — и кинематографисты и зрители. Среди таких — народный артист СССР, лауреат Государствен…

Виктор Хомутский 21 апр 15, 14:28
+14 4
Читать
Запомнить

Поиск по блогу