Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»
Вы хотите запомнить сайт «Ностальгический клуб любителей кино .»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

Запомнить
Читать
Запомнить
Читать

Летопись лихих 90-ых.

 

Исторический дискуссионный клуб

Блог
Вот что случилось с исполнительницей главной роли в сериале «Королек — птичка певчая»!

Вот что случилось с исполнительницей главной роли в сериале «Королек — птичка певчая»!

В 1986 году турецкой актрисе и модели Айдан Шенер было 23 года. Именно тогда на экранах появился сериал «Королек — птичка певчая» , в котором Айдан сыграла гл

Виктор Хомутский 15 авг, 10:05
+120 37
Всегда молодая Ариадна Шенгелая. Где теперь звезда советского кино?

Всегда молодая Ариадна Шенгелая. Где теперь звезда советского кино?

Ее до сих пор называют графиней советского кинематографа и сетуют, что со сцены и съемочных площадок Ариадна Всеволодовна ушла так рано. Она прожила насыщенную жиз

Виктор Хомутский 16 авг, 15:26
+105 14
Короткая жизнь Фанфана-Тюльпана.

Короткая жизнь Фанфана-Тюльпана.

В марте 1952 года, то есть 65 лет назад, во Франции состоялась премьера фильма «Фанфан-Тюльпан» с обворожительным Жераром Филипом в главной роли. В этого кра

Виктор Хомутский 16 авг, 09:48
+101 21
Фильм «Карнавал» обожают миллионы. Но мало кто знает, что происходило за кадром!

Фильм «Карнавал» обожают миллионы. Но мало кто знает, что происходило за кадром!

Летом этого года прекрасной женщине и талантливейшему режиссеру Татьяне Лиозновой исполнилось бы 93 года. Все мы любим ее прекрасные фильмы, среди которых «С

Виктор Хомутский 11 авг, 09:29
+86 11
На съёмочных площадках советских комедий

На съёмочных площадках советских комедий

Несколько интересных фотографий из прошлого, которые напомнят вам о замечательных советских комедиях и немного приоткроют завесу тайны съёмок художественных

Виктор Хомутский 10 авг, 13:30
+80 3
«Дело было в Пенькове»: неизвестные факты о популярном советском фильме про деревенскую жизнь

«Дело было в Пенькове»: неизвестные факты о популярном советском фильме про деревенскую жизнь

Кадр из фильма В этом году знаменитой картине Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», снятой по повести Сергея Антонова, исполняется 60 лет. Telepr

Виктор Хомутский 14 авг, 15:31
+78 29
Ох уж эти сказочки! Судьба великого Георгия Милляра

Ох уж эти сказочки! Судьба великого Георгия Милляра

Сегодняшние дети и не знают, кто сыграл самых злых и в то же время комичных персонажей в старых советских сказках, зато наше поколение перед Милляром не перестает

Виктор Хомутский 10 авг, 09:20
+77 12
Как снимали фильм «Десять негритят»

Как снимали фильм «Десять негритят»

30 лет назад режиссер Станислав Говорухин приступил к съемкам фильма по детективному роману Агаты Кристи. «Десять негритят» стали первым советским триллером, этот

Виктор Хомутский 5 авг, 15:14
+74 16
Как сложилась судьба маленьких актёров

Как сложилась судьба маленьких актёров

Они были ещё детьми когда снимались в своих первых фильмах — однако порой играли даже лучше, хотя тогда не были профессиональными актёрами. А игра детей в фильмах

Виктор Хомутский 22 авг, 07:37
+64 42
Жизнь Татьяны Агафоновой: увлекательный квест из актрис в председатели колхоза и обратно

Жизнь Татьяны Агафоновой: увлекательный квест из актрис в председатели колхоза и обратно

Жизнь Татьяны Агафоновой: увлекательных квест из актрис в председатели колхоза и обратно. Эта удивительная женщина запомнилась многим зрителям по р

Виктор Хомутский 7 авг, 10:27
+57 10

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

развернуть

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Есть в кино лица, чуждые рекламе, есть артисты, далекие от всплесков моды и шумных дискуссий. Вокруг них не клубится молва. Но без них экран обеднел бы. Их искусство высшей пробы, и это знают все — и кинематографисты и зрители.

Среди таких — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Андрей Попов, один из крупнейших актеров сегодняшнего советского театра. Он снимается более тридцати лет и в своей фильмографии имеет уже под пятьдесят ролей — послужной список сверхдостаточный и для тех, у кого кино — единственная профессия. Но Андрей Попов, с юности и по сей день, по горло занят в театре: сперва в ЦАТСА, где начал он свой путь и вырос в зрелого мастера, потом во МХАТе, где играет в последние годы. При этом снимается в кино он не от случая к случаю, и не пунктиром прочерчена его кинематографическая биография.

Кино для Андрея Полова — постоянный, ответственный и любимый труд. Его творческая индивидуальность формировалась и на сцене и на киностудиях, его театральные и кинематографические работы являют собой единство исканий, общий маршрут восхождения.

Он стал в искусстве учеником (в глубоком смысле слова), продолжателем дела своего отца, выдающегося театрального режиссера-новатора Алексея Полова, чье имя вписано и в историю кино. А. Д. Попов был одним из первых актеров Московского Художественного театра, кто еще в начале века, не устрашась неизвестности, пришел в ателье новорожденного отечественного кинематографа. В 20-е годы он ставит картины на фабрике Совкино, его лента «Два друга, модель и подруга» стала вехой рождения советской кинокомедии. С отцовского благословения начал работать в кино Андрей Попов, за его пробами и опытами следили строгие глаза.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Экранные герои Андрея Полова с самого начала были несходны, всякий раз неожиданны. Вслед за нелепым и смешным следователем Дюковским из чеховской «Шведской спички», наполнявшим кадр юмором и комизмом, - Челкаш Горького, очерченный жестко, резковато. Назанский в «Поединке» Куприна — олицетворение благородства, сумевшего наперекор жестокой судьбе сохранить себя,— и рядом шекспировский Яго из фильма «Отелло» С. Юткевича, тихий и благообразный светлоглазый Яго, полностью разбивающий привычные клише великого элодея, страшный своей низкой ущербностью и завистливой мстительностью, агрессивным «комплексом неполноценности». Подсвеченная зловещим лучом фигура ростовщика из «Кроткой» Достоевского — мучителя и жертвы одновременно. Антон Павлович Чехов — свидетель, рассказчик, роль которого была ведена в картину И. Хейфица «В городе С.» по мотивам рассказа «Ионыч» и сыграна Поповым сдержанно, скупо, скорее с душевным, нежели портретным сходством. Разные лица, разные краски.

Широта диапазона была обеспечена счастливыми актерскими данными. Попов может играть многое. Но возможно было бы для него и другое. Дело в том, что в самом его артистическом материале заложены привлекательные для экрана органичность, мягкость, личное обаяние. Наполненность внутренней жизни роли, тот духовный груз, который приносит он с собой на сцену и на экран, позволяют ему оживить и контур и набросок. Бывало и так, что человеческая значительность его спасала в фильмах роли бледные и сюжеты малоубедительные. Словом, и самим собой, Андреем Поповым, он мог отлично идти из фильма в фильм, меняя имена и предлагаемые обстоятельства, в которых действуют герои. И это было бы интересно, ибо интересен он сам. Но Попов избрал совсем иное. Он совершенствовал искусство перевоплощения в образ, преображения в уникальный, законченный, целостный человеческий характер, в обобщающий тип.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Сыгранная им роль слуги Захара в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» продемонстрировала и завоеванный Поповым уровень блистательного мастерства, и новую ступень того, что он сам в одной из статей назвал словами Горького «сердечное искусство», то есть особую человечность и теплоту проникновения в душу изображаемого персонажа. С Захара и начала я интервью, попросив Андрея Алексеевича рассказать о своей работе в кино, какой она видится ему сегодня.


— Захар в «Обломове» представляется мне не только вашим личным актерским успехом, но образом принципиальным для общих поисков выразительности экрана. Я имею в виду сочетание гротескной формы и безупречной жизненной правды. Здесь как-то удивительно и, может быть, даже парадоксально соединились острейшая характерность и психологическая тонкость, резкое преувеличение и полная жизненная достоверность. Получилось это, так сказать, само собой или подобное сочетание было вашей задачей?

— О результате мне судить трудно.— отвечает Попов.— но задачу оправдания гротеска мы с постановщиком Никитой Михалковым, конечно, перед собой ставили, помнили требование К. С. Станиславского: чем острее — тем правдивее! Как этого добивались? Прежде всего, фильм снимался особым способом, для кино необычным (во всяком случае, я впервые попал в такие условия): много репетиций, импровизационный метод работы над ролью, нестесненная свобода пространства, в котором действуют герои. Интерьер, квартиру Обломова мне нужно было «обживать», подобно тому, как в течение репетиций на сцене «обживается» декорация спектакля. Хотелось, чтобы Захар жил во всем, в этой мебели, в этих стенах: может вдруг выйти из стены, может откуда-то появиться, вырасти в любой момент. Это его хозяйство, его территория, все здесь, как пылью, им пропитано.

Возникла ассоциация с медведем, подсказанная Гончаровым, начался поиск Захаровой пластики. Опасность была в том, чтобы рисунок не разошелся с жизнью человеческого духа. Стремились этого избежать приближением к зрителю глаз Захара, старались, чтобы в кадре все было живым, и сам этот человек был живым и конкретным. Так я «обживал» и квартиру в Гороховой улице, и сапоги, и медвежью повадку, урчание и рычание Захара, слуги Обломова.

Текста в роли не так уж много, а образ важный для автора. Гончарова вообще очень интересовали типы слуг, он постоянно думал об этом, придавал большое значение этой стороне тогдашней русской жизни. Когда съемки фильма были закончены, я (к стыду своему впервые) прочел специальное сочинение «Слуги старого века. Из домашнего архива», посвященное Гончаровым этому предмету: воспоминания о слугах, описания их характеров, которые он, оказывается, собирал и записывал. Жалею, что не прочитал этих гончаровских бытовых очерков вовремя.


— А может быть, и лучше, что прочли потом. Во всяком случае, сейчас вы имеете право испытать чувство удовлетворения: Гончаров дал в Захаре синтез многих индивидуальностей. А ем, интуитивно следуя за писателем, взяли из романа «Обломов» тип, обобщение и облекли его в уникальный человеческий портрет. Наверное, помогал и ваш собственный кинематографический опыт. Вы же много играли в кино русскую классику.

— Да, я возвращался к прошлому, заново повторял его уроки. Ведь в моих ролях (много их!) есть две основные линии. Первая — комедийная, острохарактерная, начатая ролью Дюковского в «Шведской спичке». К сожалению, эта линия впоследствии как-то ушла от меня, и было радостно к ней вернуться. Снова пришлось проверять себя – не театрален ли я на экране? А с театральностью мне, как и большинству актеров, пришедших на киностудию со сцены, довелось немало бороться, в острокомедийных ролях особенно. Например, в той же «Шведской спичке» меня, тогда еще молодого актера, хвалили, но А. Д. Попов, посмотрев картину, сказал: пластика кинематографична, хороша, а вот артикуляции натужна, слишком много усилия. Это было справедливо, и предостережение его я помню до сих пор.

Кинематографический лаконизм — трудное искусство. Практический урок его первой мне дала Татьяна Лиознова на съемках фильма «Память сердца», где я играл английского летчика Чадвика. Возможно, сегодня фильм и выглядит наивным, но для меня он стал действительно кинематографической школой, которую я с благодарностью вспоминаю.

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Впрочем, «Память сердца» Чадвика мне следует отнести к другой линии своих ролей в кино — лирико-драматической: здесь Назанский в «Поединке», отец поэтессы Ольги в «Дневных звездах» и ряд других персонажей.


— Считаете ли вы эти линии нескрещивающимися, только лишь параллельными в вашем творчестве?

— Нет, ни в коем случае, я их намечаю условно, просто для того, чтобы было легче свои работы сгруппировать, а на практике стараюсь не повторяться, предпочитаю пробовать, играть самое разное. Мне кажется, что для актера это плодотворнее. Недаром в былые времена одни и те же большие мастера и на тех же подмостках играли сегодня трагедию, а завтра водевиль.

Но ныне не все придерживаются такого мнения. Например, я снялся в телевизионной картине «Сватовство гусара», экранизации водевиля Н.Л.Некрасова «Петербургский ростовщик», и один из критиков выразил возмущение тем, что, мол, «серьезный актер» (то есть я) занимается несолидным делом, поет куплеты, танцует и тому подобное. Но ведь свой водевиль Некрасов писал в расчете на великого Щепкина!


— И к тому же «Петербургский ростовщик» считается одним из ранних манифестов «натуральной школы», относится к циклу «Физиология Петербурга», а ваша роль Потапа Ивановича Лоскуткова отлично написана...

— Действительно, трактовка «Ростовщика» в «Сватовстве гусара» облегчена по сравнению с первой экранизацией, несколько психологически перегруженной (роль, которую теперь сыграл я, там исполнил А. Адоскин). Мы сознательно держали курс именно на водевиль — да, с эксцентриадой! С куплетами, танцами, как и у автора. Думаю, правильно, что не сделали из жалкого и глупого скареда Лоскуткова некоего Гобсека...

 

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»


— И не повторили вашего ростовщика из «Кроткой» Достоевского...

— Водевиль так водевиль! У него свои законы, законы смеха. Выбирая роль, я руководствуюсь не тем, «серьезен» или «несерьезен» данный жанр как таковой, не распределяю жанры по рангам. Выбор роли для меня основывается на другом. Нравственные проблемы, вопросы морали совести, борьба с психологией потребительства, эгоизмом, практицизмом, суетой — вот что меня волнует. (Этим проблемам и посвящена картина «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».) Тема ответственности человека перед самим собой и перед временем, забота о духовности кажутся мне важнейшими. Их решение предполагает многожанровость. И я с горячим желанием иду на роль, если вижу заложенную в ней возможность поделиться с людьми сокровенным и ответить самому себе на тревожащие меня вопросы, быть честным перед собой — и в том. ЧТО говоришь зрителю, и в том, КАК, с какой мерой самоотдачи работаешь — хотя бы в том самом искусстве перевоплощения, о котором шла речь. А для меня самые несходные и по всей видимости далекие друг от друга роли — такие, скажем, как Иван Грозный в трагедии А. К. Толстого, которую я играю на сцене Центрального театра Советской Армии, или учитель пения, сыгранный в одноименном фильме, не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Это разные подходы к нравственной проблеме. В «Учителе пения», например, важно не то, что человек учит музыке. Важно, что он открывает людям их душевную красоту.

Я рад, если в Захаре мне удалось добиться одновременно и остроты и тонкости в перевоплощении.

Считаю, что время «типажей», игры «себя в предлагаемых обстоятельствах» для кино миновало. Образность в искусстве непреходяща, она не умирает.

Нея Зоркая
«Советский экран» № 12, июнь 1981 года, стр. 6-8
 
 

Опубликовал Виктор Хомутский , 16.07.2014 в 19:40

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Дмитриев
Сергей Дмитриев 16 июля 14, в 21:56 Почему не упомянута роль царского офицера, который "примкнул" к революции? Я не помню названия фильма, но помню замечательную игру А.Попова в этом фильме.

Я бы пригласил А.Попова на главную роль в фильме "Дворник", Идея фильма изложена в статье "Какой и о чём бы вы сняли фильм?" на сайте ШЖ (Школа Жизни.ру).

Лавры авторов случайного успеха не дают мне покоя, потому что.
Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Будруев
Дмитрий Будруев 17 июля 14, в 09:35 Незаслуженно забытый актер! Спасибо за статью. Теперь он менее забытый Текст скрыт развернуть
0
Людмила Иванова
Людмила Иванова 17 июля 14, в 11:20 Великолепный, разноплановый актер!!! Жаль, мало снимается в фильмах. Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Блог
Короли эпизода советского кино

Короли эпизода советского кино

В фильме, помимо главных героев, присутствуют также актёры второго плана и актёры, появляющиеся лишь в эпизодах. Иногда зритель даже не знает их фамилий, тем не менее некоторым из этих актёров удаётся иногда затмить игру более именитых коллег. Давайте вспомним некоторых из них. …

Виктор Хомутский 8 авг 14, 10:49
+134 40
Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

Российский кинематографов в годы первой мировой войны.

      Кадр из фильма 'Оборона Севастополя'. Реж. В. Гончаров, А. Ханжонков, 1911   Становление русской отечественной кинематографии происходило в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными фирмами. В 1913—1914 годах только в одной Москве насчитывалось свыше пятидесяти предст…

Виктор Хомутский 11 янв 14, 13:03
+6 0
Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

Андрей Попов: «Поделиться с людьми сокровенным»

  Есть в кино лица, чуждые рекламе, есть артисты, далекие от всплесков моды и шумных дискуссий. Вокруг них не клубится молва. Но без них экран обеднел бы. Их искусство высшей пробы, и это знают все — и кинематографисты и зрители. Среди таких — народный артист СССР, лауреат Государствен…

Виктор Хомутский 21 апр 15, 14:28
+13 4
Читать
Запомнить

Поиск по блогу