"Я не Штирлиц!": кем на самом деле ощущал себя Вячеслав Тихонов

Портрет Вячеслава Тихонова


Вячеслав Тихонов в сознании миллионов телезрителей СССР навсегда остался Штирлицом из "Семнадцати мгновений весны". Несмотря на это, сам актер постоянно отрицал сходство с российским шпионом, которого сыграл блестяще. Гораздо ближе ему была роль Андрея Болконского. Интеллигент, тоскующий по прекрасным идеалам ушедшей эпохи, стал одним из ярчайших актеров советского кинематографа.

Портрет Вячеслава Тихонова в молодости

Портрет Вячеслава Тихонова в молодости


У фильма "Семнадцать мгновений весны" была непростая история: снимать ленту о разведке было делом рискованным, и партийное руководство долго спорило о том, стоит ли выпускать его в прокат.

Решающим стало мнение Андропова, после картину поддержал Леонид Брежнев. Именно по его инициативе Тихонову присвоили звание народного артиста СССР. Интересно и то, что с этим фильмом оригинальным образом связано одно из предсказаний о судьбе актера: Ванга была уверена, что славу Вячеслав Тихонов заслужит благодаря военной форме. По сути, так и случилось.

Вячеслав Тихонов в сериале «Семнадцать мгновений весны», 1973 год

Вячеслав Тихонов в сериале «Семнадцать мгновений весны», 1973 год


Интересно, что путь на сцену у Вячеслава Тихонова был долгим и тернистым: в молодости он получил профессию токаря и работал на заводе в военные годы, родители прочили его в агрономы, и лишь бабушка поддержала стремление поступать во ВГИК. Правда, по результатам экзаменов студентом он не стал, на сцену он попал гораздо позже, когда его заметил советский актер Борис Бибиков.

Вячеслав Тихонов в фильме «Белый Бим Чёрное ухо», 1976 год

Вячеслав Тихонов в фильме «Белый Бим Чёрное ухо», 1976 год
Реклама


В копилке актера оказались роли в таких фильмах, как "Белый Бим Черное ухо", который был выдвинут на "Оскар", "Война и мир", "Андерсен. Жизнь без любви" и другие. Съемки в "Войне и мире" продолжались 4 года, и стали настоящим испытанием для Тихонова. Во время одной из батальных сцен он чуть было не получил ранение из-за разорвавшегося рядом снаряда. Характер Андрея Болконского был ему очень близок, по натуре своей Тихонов был вылитым князем. А вот руки с наколками пришлось постоянно прятать в перчатки, благо, это вполне соответствовала духу времени и воссоздаваемой эпохе. Несмотря на сложнейшую работу, проделанную актером, не все зрители приняли его героя, из-за разочарования Тихонов даже грозился бросить работу в кино.

Вячеслав Тихонов в образе Андрея Болконского. Фильм «Война и мир», 1966 год

Вячеслав Тихонов в образе Андрея Болконского. Фильм «Война и мир», 1966 год



Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов

 

Вячеслав Тихонов в фильме «Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год

Вячеслав Тихонов в фильме «Андерсен. Жизнь без любви», 2006 год
Источник ➝

Как выглядела в детстве мать «Гардемаринов» Светлана Дружинина, и как преображалась с годами ее красота

 

 

Эта эффектная и талантливая женщина неистовой стихией ворвалась в советское кино, и стала ярким явлением в отечественной культуре. Ей мы обязаны незабываемыми образами советских кинокрасавиц и созданием ряда всенародно любимых фильмов.

 

 

Детство одной из самых узнаваемых женщин Страны Советов было непростым, унесшую жизнь отца войну она встретила девятилетней девочкой. Однако, несмотря на все тяготы военных, и послевоенных лет Светлана считает свои молодые годы счастливыми. Во времена страха и нужды формировался железный характер будущей звезды.

 

 

С малых лет Светлана отличалась гибкостью и была принята в цирковую школу. Когда девочку хотели забрать на гастроли и оторвать от образования, мать запретила дальше заниматься в цирке.

После вынужденного расставания с цирком девушка увлеклась балетом, она не сразу, но поступила в балетное училище при Большом театре, где вместе с ней обучался выдающийся артист Марис Лиепа. Постигая тяжёлое балетное ремесло, Светлана научилась упорству и самодисциплине.

 

 

Как-то раз из-за травмы начинающая балерина не смогла принять участие в экзаменационном выступлении, и ей была отведена роль ведущей. Статную и артистичную девушку заметил присутствовавший на выступлении режиссёр Самсон Самсонов и пригласил на роль Сони в фильме «За витриной универмага» (1955).

 

 

Когда восемнадцатилетняя девушка погрузилась в съемочный процесс, у нее родилась мечта самой снимать фильмы. Озвучивать вслух свои дерзкие замыслы она не стала, и решила, прийти в режиссуру через актерство. Светлана поступила во ВГИК, в этом кинематографическом ВУЗе по уникальной методике Сергея Аполлинариевича Герасимова актеры обучались совместно с режиссерами.

 

 

Студентам было запрещено играть в кино, но девушка украдкой исполнила одну из главных ролей в знаковой деревенской киноповести Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957). За что была исключена, но восстановлена в виде исключения после успеха картины.

 

 

Получив диплом Дружинина блестяще исполнила роль надменной красавицы Анфисы в культовой комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (1961). Уже в статусе состоявшейся актрисы и имея за плечами опыт работы с известными режиссерами, Светлана вновь поступила во ВГИК уже на режиссерский факультет. Всего она отучилась в этом одном из лучших кинематографических институтов мира восемь лет.

 

 

Режиссёрские работы Дружининой порой воспринимались критиками неоднозначно, но время расставило все по своим местам и такие ее фильмы как: «Исполнение желаний» (1973), «Дульсинея Тобосская» (1980) и «Гардемарины, вперёд!» (1987), стали классикой советского кино.

Женщина-режиссер работала с самыми знаменитыми советскими актерами, и не только смогла завоевать в их глазах авторитет, но и со многими подружилась. Из уважения к Светлане Сергеевне известнейшие артисты соглашались сыграть в ее фильмах второстепенные роли.

 

 

Часто на съемочной площадке Дружинина чувствовала плечо помощи, подставленное любимым человеком. Оператором на многих ее картинах выступал супруг Анатолий Мукасей. Анатолий Михайлович один из лучших кинооператоров СССР, он работал над такими картинами как: «Берегись автомобиля» (1966), «Внимание, черепаха!» (1970), «Большая перемена» (1973) и «Ловушка для одинокого мужчины» (1990).

Впервые Анатолий увидел свою жену в фильме «За витриной универмага», и юноша моментально влюбился в девушку с экрана. Лично они встретились в бытность учащимися ВГИКа на волейбольной площадке как капитаны студенческих команд соперников. Молодые люди составили эффектную пару, сокурсники называли их «Два капитана».

 

 

Супруги счастливы в браке вот уже более шестидесяти лет, они по-прежнему снимают вместе кино, и, как и в былые годы, любя друг друга и искусство ведут упорные баталии за то, как должен выглядеть следующий фильм.

В настоящее время, несмотря на преклонный возраст, Светлана Сергеевна прекрасно выглядит и крайне деятельна. С нетерпением ждет окончания поразившей мир эпидемии, чтобы завершить работу над продолжением «Гардемаринов», и планирует новые кинопроекты.

 

 

"Безобразная картина!" - как не хотели пропускать фильм "Приключения Буратино". К 45-летию выхода на экраны

А сейчас такое уже не снимают. Было время, когда на детское кино бросали самые мощные ресурсы: лучших режиссеров, лучших актеров, лучших композиторов... Вот поэтому те фильмы, которые были сняты для советских детей в 70-е-80-е годы, смотрят до сих пор и те самые дети, которые уже выросли и стали взрослыми дядями и тетями, и их дети и даже их внуки. К таким фильмам относится прекрасная двухсерийная картина "Приключения Буратино", снятый в 1975 году.

Премьеру приурочили к новогодним праздникам, поэтому фильм впервые показали по телевидению 1 и 2 января 1976 года.

И сразу зрители влюбились в очаровательных персонажей - надолго. На всю жизнь.

Первое, о чем хочется сказать, когда речь заходит об этом фильме, это мощнейший актерский состав: Владимир Этуш, Владимир Басов, Рина Зеленая, Николай Гринько, Ролан Быков, Елена Санаева, Юрий Катин-Ярцев. Это целое созвездие прекрасных советских актеров, составлявших костяк советского кинематографа, бывших тогда, в 70-х, на пике своей славы. Это великие люди, которые с полной отдаче работали что в драме, что в детской сказке.

Фильмы с детьми снимать сложно. В советское время в кино в большинстве случаев дети попадали случайно и не имели никаких актерских навыков. Ассистенты режиссера по всему СССР искали талантливых детей, которые не смотрелись бы бледно на фоне маститых актеров. Исполнителя роли буратино Диму Иосифова выловили на улице, девочку на роль Мальвины, Таню Проценко, ассистент режиссера встретила в вагоне поезда. Талант режиссера Леонида Нечаева и поддержка взрослых "коллег" по съемочной площадке помогли детям справиться с ролями - как вспоминали спустя годы участники съемок, Леонид Нечаев создал в съемочной группе атмосферу сказки, детской игры, и дети просто играли, как играли бы дома "в Буратино".

Да, картина получилась настоящей сказкой - с танцевальными номерами, с красивыми лирическими песнями. Чего стоит, например, "Песня фонарщиков":

Кстати, текст написал Булат Окуджава, который был привлечен к работе над фильмом как поэт и написал к фильму 7 песен, среди которых "Пока живут на свете хвастуны", "Не прячьте ваши денежки", Знаменитая песня Карабаса "Я на спектакль вас приглашаю":

и трогательная лирическая серенада Пьеро о том, как сильно он любит Мальвину:

В фильм песня в исполнении Татьяны Осмоловской вошла в урезанном виде - в ней был еще и третий куплет:

Вам, о, Мальвина, рад я служить.
С Вами, Мальвина, сладко дружить.
И я могу для Вас край света отыскать,
Но как мне быть? Где адрес мне достать?

Юрий Энтин был вторым поэтом, которому поручили написать песни для фильма. Он написал 6 текстов, среди которых зловещая "Песня пауков", песенка кукол "У Карабаса страшный бас" и совершенно потрясающий романс черепахи Тортиллы "Затянулась бурой тиной", который исполнила сама Рина Зеленая:

Этот романс тоже был урезан на один куплет - актриса, переживавшая сой возраст, ведь ей во время съемок было уже 74 года и как раз за несколько дней до ее прилета в Минск она похоронила родную сестру. Актриса наотрез отказалась петь эти слова:

Мне казалось - счастье рядом,
Только лапу протяни,
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят...
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!

Поэтому в фильме мы слышим только первый и третий куплеты, но и и в таком виде романс стал очень популярен.

Самым сложным реквизитом оказался... нос Буратино. За все время съемок было сделано 45 носов. Их вырезали из пенопласта и поролона и прямо по ходу дела меняли форму и длину - если присмотреться, то заметно, что в начале фильма нос у деревянного мальчишки чуть длиннее, чем в середине и конце. А самым привлекательным предметом реквизита стал тот самый волшебный "золотой" ключик. - его хотел украсть каждый из присутствующих на съемках. В итоге его стырил сам Леонид Нечаев: в последний день съемок он просто втихую вынес его за пазухой. Правда, потому пришел в бухгалтерию и оплатил реквизит, который, кстати, оказался не дешев по советским временам: целых 30 рублей. Но оно того стоило.

Самый цирк с конями начался, когда Нечаев представил готовую работу приемной комиссии. Чиновники от культуры были возмущены: что это за фильм?! Это безобразие! Кот без хвоста, лиса в платье, мальчиша издевается над старшими! Но в пользу фильма были два неумолимых факта: на съемки было потрачено 365 000 рублей - космические деньги и, между прочим, из бюджета; и - был конец года, надо было закрывать план, иначе те же чиновники лишились бы премий. И картину выпустили.

И вот уже 45 лет с нами удивительная прекрасная сказка о добре и справедливости, о дружбе и вере в чудо. И огромное спасибо Леониду Нечаеву и всем, кто участвовал в создании этого фильма, за их труд.

Картина дня

))}
Loading...
наверх