Виктор Сергачев: жизнь, творчество и последняя воля актера

Советский актер Виктор Сергачев известен многими работами в театре, кино и на телевидении. Он был не похож на других актеров ни в работе, ни в принципах. Обожая театр всей душой, Сергачев отказался от него по веской причине. И по той же причине вдруг полюбил телевидение. Что это - двойные стандарты или внезапная смена предпочтений? Судите сами.

 
Виктор Сергачев в фильме «Мы вас любим» 1962г. (источник фото: alexaverin.com)
Виктор Сергачев в фильме «Мы вас любим» 1962г. (источник фото: alexaverin.com)
 

Сергачев Виктор Николаевич родился 24 ноября 1934 года в небольшом селении Борзя Забайкальского края.

Его родители не имели отношения к искусству, оба принадлежали к рабочему классу. Но их сын с малых лет мечтал о лучшей жизни. Актерская профессия в то время была чрезвычайно популярной и Виктор решил, что будет артистом и точка.

Окончив среднее образование, Сергачев отправился в Москву и без труда поступил в школу-студию МХАТа. В успех затеи он особенно не верил, поскольку детство и юность его прошли за спортом и ни в каких театральных кружках он не участвовал. Но благосклонная судьба решила, что Виктор попадет в театр и оставит немалый след в истории.

 
Виктор Сергачев в фильме «Три тополя на Плющихе» 1967г. (источник фото:  ivona.bigmir.net)
Виктор Сергачев в фильме «Три тополя на Плющихе» 1967г. (источник фото: ivona.bigmir.net)

После окончания школы-студии МХАТа Сергачев попал в театр Советской армии, но проработал там лишь пару сезонов. Его близкий друг и товарищ пригласил Виктора участвовать в создании театра «Современник». Позже наш герой, опять же вместе с другом, перейдет в МХТ им.Чехова.

Среди самых ярких работ актера на сцене театра можно выделить спектакли: «На дне», «Медная бабушка», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Горе от ума», «Преступление и наказание» и «Белая гвардия».

Зрители любили Сергачева и актер отвечал им тем же. Его игра была настолько искренней, что глядя на сцену публика забывала, что это лишь постановка. Сам же Виктор Николаевич говорил, что ничего не вдохновляет так, как благоговейная тишина зала. Правда через несколько лет ему пришлось познать разочарование в театре, которое его немало подкосило.

 
Виктор Сергачев в фильме «Золотая речка» 1976г. (источник фото: m.kino-teatr.ru)
Виктор Сергачев в фильме «Золотая речка» 1976г. (источник фото: m.kino-teatr.ru)

С распадом СССР изменения коснулись всех сторон жизни страны, в том числе и театра. Сменились руководители, сменились правила, театр встал на тропу бизнеса.

Я уже давно не вижу спектаклей на сцене, всюду сплошной фарс. Искусство подменили, художественное содержание пропало. Теперь роли не исполняются, а выполняются. Дикий крик или громкий хохот - вот, что теперь профессия артиста. Тьфу!

После 60 лет актер появлялся на сцене лишь изредка. Лишь в тех спектаклях, которые считал достойным такого звания. Но в кино, как ни странно, дела обстояли совсем по-другому.

 
Виктор Сергачев в фильме «Дворянское гнездо» 1969г. (источник фото: kino-teatr.ru)
Виктор Сергачев в фильме «Дворянское гнездо» 1969г. (источник фото: kino-teatr.ru)

Впервые на экране Сергачев появился в 28 лет в фильме «Конец света». Преданный театру, он не спешил начинать кинокарьеру, считая, что параллельная работа и там и там превратит его в актера «ни то ни се». Но опасения были напрасны. Что на сцене, что перед камерой Сергачев оставался на высоте.

За свою творческую биографию Виктор Николаевич снялся в 159 картинах, среди которых нельзя не отметить следующие: «Скверный анекдот», «Три тополя на Плющихе», «Дворянское гнездо», «Денискины рассказы», «Стоянка поезда - две минуты», «Эта веселая планета», «Кортик», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Смешные люди», «Этот фантастический мир», «Анна Павлова», «Михайло Ломоносов», «Человек-невидимка», «Мастер и Маргарита» и «Троцкий».

Немалую часть его фильмографии составляют сериалы. Удивительно, но их актер не презирал, как новый театр. Больше того, Виктор Николаевич очень любил сниматься в сериалах и нередко отдавал им предпочтение. Так его можно видеть в «Сыщике», «Подмосковной элегии», «Браке по расчету», «Театральном романе», «Близнецах», «Убойной силе-6» и многих других проектах телевидения.

 
Виктор Сергачев в фильме «Мертвые души» 1984г. (источник фото: kino-teatr.ru)
Виктор Сергачев в фильме «Мертвые души» 1984г. (источник фото: kino-teatr.ru)

Снимался актер до самого конца. Последний проект с его участием, фильм Станислава Говорухина «Уик-энд», вышел спустя полтора года после кончины Виктора Николаевича, которая произошла 26 февраля 2013 года. Причиной стал разрыв аорты. Скорую помощь вызвала жена, она же сопровождала супруга в НИИ им.Склифосовского.

Актер был дважды женат, имел двух дочерей. Первой женой Виктора стала его коллега по театру «Современник», второй была молодая девушка из Болгарии. Имена не известны. Дочь Ольга от первого брака стала врачом, дочь Вера от второго пошла по стопам отца, снимается на телевидении и играет на сцене театра Ленкома.

Известно, что обе дочери, ввиду разных матерей и разных профессий, совсем не общались друг с другом. Когда Виктору Николаевичу стало плохо, он как будто понял, что скоро уйдет и попросил жену примирить девочек, если не в дружбе, то хотя бы в память о нем. 

Источник ➝

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой

Родилась актриса в хорошей дружной советской семье, отец был железнодорожником, помощником начальника станции, мать начальником закройного цеха. Были два старших брата и брат близнец. Родители были людьми жизнерадостными и творческими и детей воспитывали в любви и вовлекали в искусство. Отец и мать пели в клубе, еще совсем маленькая Руфина участвовала в том же клубе в представлениях. Старшие братья играли в оркестре.

Руфина Нифонтова с братом Вячеславом
 
Руфина Нифонтова с братом Вячеславом

Когда началась война, девочка еще училась в начальной школе, старшие братья погибли на фронте в начале войны.

Ребятам было двадцать и девятнадцать лет. Война была первым страшным потрясением в жизни знаменитой актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №3
 

Уже в послевоенные годы, девочка играла на площадке возле клуба, когда местный режиссер предложил ей попробовать сыграть в одном из спектаклей. Руфина увлеклась лицедейством и, выбрав для себя актерское ремесло, поступила во ВГИК.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №4
 

Девушка была эффектной рыжеволосой красавицей с печальными голубыми глазами. Необычная ослепительная внешность, определило ее амплуа, в студенческих постановках она играла характерные, гротескные роли.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №5
 

Все изменилась, когда актриса взошла на легендарную сцену Малого Театра в трагическом образе Катерины из драмы Островского «Гроза». Советский театр и кинематограф получили драматическую актрису, способную перевоплотится и исполнить характерную роль.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №6
 

Триумфом в кино стала для актрисы роль Кати в масштабной экранизации исторической эпопеи Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Это был первый опыт воплощения на экране этого культового произведения отечественной литературы. И создатели картины блестяще справились со сложнейшей задачей реконструкции образа мыслей и облика дореволюционной интеллигенции на изломе эпох и в последующих реалиях.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №7
От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №8
1 из 2
 
 

Фильм насыщен не только духом, но и вкусом эпохи. И по всеобщему мнению Руфина Нифонтова стала главным украшением киноленты, перед зрителем предстала самая настоящая прекрасная барышня, воспитанная в традициях серебряного века. Навряд ли кто-то из любителей кино сможет опознать в этой интересной и утонченной женщине мужиковатую бандитку из гротескного эксперимента Геннадия Полока «Интервенция». И это лучшая иллюстрация высочайшего профессионализма актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №9
 

Режиссёр «Хождение по мукам» Григорий Рошаль прекрасно знал силу этой актрисы, ведь это он открыл ее для советского кино. Первую свою кинороль она исполнила в его картине «Вольница», где актриса сыграла фактурную крестьянку.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №10
 

Актриса очень серьезно подходила к проработке своих ролей, как в театре, так и в кино. Поэтому в ее фильмография не так богата. Зато каждая работа это сильный законченный образ.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №11
 

Непростыми в творческой судьбе Нифонтовой выдались 80-ые годы. Ей тяжело давался переход на возрастные роли. Начались серьезнейшие проблемы со здоровьем. Лечение отразилось на внешности. Кризис в профессии и тяжелое состояние здоровья сказались на ее и без того тяжелом характере.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №12
 

Еще студенткой она нашла своего спутника жизни, известного в будущем документалиста, а тогда студента режиссерского факультета Глеба Нифонтова. Они прожили вместе сорок счастливых лет и трепетно оберегали свое счастье, не впуская в свой семейный круг посторонних. Смерть Глеба Ивановича в автомобильной катастрофе надломила актрису.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №13
 

После смерти любимого мужа Руфина Дмитриевна на протяжении нескольких лет пребывала в абстракции. Она была нелюдима и часто теряла сознание. Коллеги из малого театра пытались вернуть ей душевный баланс, привлекая к репетициям. 27 ноября 1994 она находилась одна в своей квартире, из-за неисправности крана ее обдало кипятком, и сердце не выдержало шока. Актрисе было 63 года.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №14
 
 
Поделиться Сохранить в закладках
7 просмотров2 упоминания

Популярное в

))}
Loading...
наверх