Свежие комментарии

  • Даяна
    СПАСИБО!Завораживающие ка...
  • Вета Магиня
    Я помню еще прекрасный фильм-оперу "Иоланта" с Белявским и Недашковской. И музыка, и пение, и артисты были великолепн...Завораживающие ка...
  • Vera Dobryagina
    Спасибо, что напомнили. Прекрасные были фильмы.Завораживающие ка...

Тринадцатый

"Станешь суеверным тут и в дружбе, и в любви.
Фатально не везет тебе , Тринадцатый Луи"

 Речь идет о Людовкие XIII. О нем и поговрим.  Вот ему, можно сказать не очень повезло, особенно в том, как его видят потомки.  Хотя и современники его недооценивали. Он не был сильной личностью, не обладал харизмой, как любой человек имел недостатки, но и достоинств было много. Кстати, я думаю, что не многие знают, что его называли Людовик Справедливый. И он старался быть хорошим королем и справедливым. Хорошо, когда человек имеющий к этом склонности и подходящий характер управляет страной, но когда таких склонностей нет, а управлять приходится - это вызывает уважение. Я не буду сейчас подробно тут рассказывать о личности Луи, возможно в другой раз, напишу тут буквально пару фактов. Хотя Людовик был болезненной персоной, он был хорошим воином, и на поля сражений ехал не в карете, а на коне впереди войска, претерпевал все походные невзгоды и сражался, не прячась за спины других.  солдаты его уважали. Он не сильно любил Ришелье, имел возможности избавится от него, но понимал, что такой министр нужен стране, поэтому наступал на горло собственной песне  и старался ужиться со своим министром. Людовик не любил роскошь и поддерживал министра в идеях борьбы с гламурными излишествами.

Идея импортозамещения придумана не сейчас. Во Франции было несколько эдиктов запрещающих ношение роскошных костюмов, потому что шла война, и деньги следовало тратить на другое.  Кроме того,  запрет импорта кружев должен был способствовать развитю собственной кружевной промышленности. Луи не был начитан и широко образован, но он неплохо разбирался в технике, увлекался садоводством, хорошо рисовал, увлечен был театром и сочинял музыку. Кстати, музыку к знаменитому "Мерлизонскому балету" сочинил именно Людовик. По мне Людовик - фигурса трагичная в чем-то,  даже гамлетовская, ведь, хоть не было прямых доказательств, все понмиали, что его мать Мария Медичи была причастна у убийству отца Людовика.  А отца Людовик очень любил.
Последнее время мнение о Людовике у историков скорее меняется на положительное, но кто же читает историков кроме других историков?

Большинство предпочитает читать Дюма, а лучше смотреть экранизации его книг. И вот тут Людовик не везет в большинстве случаев. Ради красного словца что только с образом Людовика не делают. Обычная трактовка сюжета - умная красивая жена при глупом, часто, старом муже. И тут появляется молодой красавчик из Англии. Кого выберет молодая девушка? Конечно красавчика.
В реальности королю и королеве (они одногодки) было 26-27 лет.  Бэкингем , кстати  был старше их на 9 лет.  Т.е. на момент истории ему было где-то к 35. Это история о семейной паре молодых в самом расцвете лет людей. У них не все ладилось, часто виной были обстоятельства, да и брак был не по любви.  Обоим можно посочувствовать. Был ли роман кролевы и герцога - скорее нет. Бэкингем пытался добиться расположения Анны, можно предположить, тчо такой красивый, опытныйи активный мужчина привлек ее внимание, особенно на фоне аппатичного и вялого мужа.  Но  Анна не была настолько уж глупа.  Ее положени при дворе и так было не самым завидным.


Тринадцатый
Портрет Людовика Тринадцатого в юности.

Что же нам показывают кинематографисты?Версий "Трех мушкетеров" снято множество. Пройдемся по наиболее известным.




Тринадцатый
Версия 1921 г. в роли Луи - Адольф Джин Менжу (Adolphe Jean Menjou).
Внешнее сходство есть, только королю тут лет 40+ .

Это вообще любимая история на долгие годы, когда короля делали таким возрастным. Хорошо, если и королеву подбирали тех же лет, а то бывало, что и юная дамочка при старом муже. Согласитесь, это уже свсем другая история?

Немая версия Макса Линдера. Тут конечно чистая комедия, и все очень карикатурные.
Тринадцатый
Тринадцатый

Фильм 1939 года, США. Король то ли седой, то ли блондин.  С папой не надо путать, Это Генрих Четвертый был светловолосым, но сын пошел в итальянскую сторону.

Тринадцатый

В принципе, в кино 30-40-х юноши вообще редко встречаются,  все романтические  герои - мужчины уже за 30+. Так что появление юного короля тут было бы странно ожидать.

Знаменитая версия 1961 года.  Короля играет Guy Tréjan
Тринадцатый


Мушкетеры Ричарда Лестера.  (1973)
Тринадцатый
Вот тут мне даже нравится, но тоже 40+.Тут он слишком гламурен.  Король, кстати , любил танцевать в своих балетах, но не выбирал главные роли.
Тринадцатый
Тринадцатый

Les Charlots en folie: À nous quatre Cardinal! "Четверо против кардинала" , опять таки комедия.
Короля играет Даниель Чеккальди (Daniel Ceccaldi) . Вот тут разница в возрасте супругов заметна. Хотя, насколько помню, по характеру король не так уж и плох.
ТринадцатыйТринадцатый

Диснеевская версия. О наконец молодая пара, но на мой вкус слишком молодая. Но лучше уж так.
В этой киноверсии   - самое хорошее - это песня.

Тринадцатый
Одна из недавних версий.  Людовик и Анна по возрасту наконец попадают более менее.  Но внешность короля! Ощущение, что те кто подбирал кастинг ошибись с географией, попали в Испанию и посмотрели на портреты Габсбургов. Что общего у этой бледной моли с Бурбонами?Тринадцатый
Тринадцатый


Ка кни странно, но внешне ближе всего попали создатели сериала о мушкетерах.  То, что сама история в сериале к истории отношения не имеет - это уже другой вопрос.  Там конечно длинна исторической лапши измеряется километрами.  Но чисто внешне - да, такой Людовик быть может.
Тринадцатый
Тринадцатый

Ах, есть же еще наш  фильм, снятый Жигуновым.  Я даже перепроверила, точно ли король на фото или это Бэкингем. Уж больноон гламурен. И оптяь - блондин.

Тринадцатый

Ну и в финале  я не могла не упомнять об этой экранизации. Табаков гениален.  И можно сказать, что он уловил суть личности Людовика, хотя во многом с  подачи режиссера.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: "Олег Павлович — гигантский актёр. Я никого не могу с ним сравнить в его точном ощущении стиля и жанра. Он у нас такой — единственный. У него — отдельное, ни на кого не похожее дарование. Табаков приехал на пробы с готовым решением роли. Он хотел сыграть Людовика — бюрократа, чинушу, туповатого и самонадеянного человека. В то время это прозвучало бы очень злободневно.
Каждый из актёров, приходя на площадку, волновался. Ведь каждый из них ехал к тогда еще неизвестному режиссёру и не знал, что его ждёт.
Я хорошо это понимал, но сказал Табакову:
— Олег Павлович, я вас обожаю, я перед вами преклоняюсь, но у меня совсем другой замысел.
Табаков насторожился.
— Для меня Людовик XIII — экспонат энтомологической коллекции, такая пришпиленная бабочка. Его судьба прилепила к царскому креслу, как насекомое. Он должен быть королем, а по сути он — не король.
— Это всё слова, — ответил Олег Павлович. — Ты лучше скажи, как это играть?
— Надо играть человека очень маленького роста, который хочет быть выше. Он все время лезет из кожи вон, чтобы произвести солидное впечатление. Это карлик, который хочет казаться гигантом.
— Ладно, — согласился Табаков. — Попробуем..."   (Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич "За кадром", Изд-во "Центрополиграф" - 2000 г;)

В общем пока в кино Людовику не особо везет.  Уж причастно к этому число 13 или нет, не могу сказать. Очень неплохой образ Луи создан в сериале 1985 года о кардинале Ришелье.  Но визуально сериал уже устарел,  нужно что-то новое. Но вот после сериала "Версаль" я уже как-то и не уверена, что  этого нового хочу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх