Свежие комментарии

  • vladimir bedarev
    Полосатый рейс до сих интересно смотреть.За кадром «Полоса...
  • Misha Glusch
    Класс!Какой была в детс...
  • Елена Еленова
    Красивая и талантливая актриса. Всегда с удовольствием смотрю фильмы с её участием. Жаль, что так мало её занимали ...Какой была в детс...

Людмила Зайцева. Своя интонация

Людмила Зайцева. Своя интонация

Сидят на крыльце деревенского домика женщины и тихо поют. О красоте летнего вечера, о нежной любви и о горькой бабьей судьбе. И такая в их голосе печаль слышится, что сердце тоскливо сжимается, а женщины в зрительном зале грустно и тяжело вздыхают. На экране героини нового художественного фильма «Здравствуй и прощай» Шурка и Надя, подруги по несчастью.

Людмила Зайцева. Своя интонация

Нет, это не историческая картина о тяжелом прошлом женщины и не ужасная мелодрама из заграничной жизни. Это комедия. О современной женщине. Но поскольку она и смешит и заставляет волноваться и даже грустить, то комедия эта необычная. Не случаются с героями потрясающие неожиданности, нет в картине удивительных эксцентрических эпизодов. Но фильм «Здравствуй и прощай» обладает достоинством.: он настойчиво предлагает зрителям задуматься и поразмыслить над самым дорогим я сокровенным в жизни...

О чем печалятся женщины? Ну, конечно, по поводу злодеяний мужчин.

Митька, безнадежно пропадающий муж Шурки, погнался за красивой жизнью и после гастролей заезжей циркачки, покинув жену и троих детей, подался в город. Его дружок Васька влюбляется напропалую во всех баб на селе, дерется и жизнь для мужика признает только одну —- вольным казаком.

А любовь тихой, безропотной Нади не ценит, жениться не хочет. Третий, самый положительный в фильме мужчина, участковый милиционер Григорий Степаныч, слишком рассудительный: даже в любовных делах и то рассуждает. Да, слаб нынче мужик! Не герой. Есть отчего грустить женщинам.

Но Шурка, которую великолепно играет Л. Зайцева (многие помнят ее по фильму «А зори здесь тихие...»),— характер волевой, решительный, неистовый. Шурка далеко не красавица, и детей на руках трое, а все равно грустить не будет. Она мстит мужикам зло и весело. Своенравная героиня Зайцевой обрушивает на «противников» серию ожесточенных психологических атак. Дьявольски притворяясь влюбленной, Шурка заманивает троих мужиков сразу на ложное свидание в камышах под условным сигналом «ку-ку». Эх, ее бы воля, она разнесла бы всех этих растяп и подлецов. Но зато как трогательно и нежно рассказывает она о чувствительной мелодраме, которую только что видела в кино.

Кажется, что все в фильме должно подчиниться Шурке: вещи, люди, события. Все зависит от ее прихоти, настроения, улыбки, взгляда. Никто не устоит перед ее страстным желанием высмеять, обуздать, «поставить на место» неверных мужиков.

Но мужики не сдаются. Потому что, как и во всяком хорошем доказательстве, требующем обстоятельного анализа противоположных мнений, в кинокомедии «Здравствуй и прощай» анализируется и «негативная» позиция, то есть позиция «злодеев» — мужчин. В чем же она заключается?

Митька, как сказано, тянется к красивой жизни. Он хочет работать в городе на заводе, петь в самодеятельности (не обязательно первым голосом, можно и вторым), заслужить авторитет. Мечтает, чтобы и семья жила в городе, чтобы дети были воспитанны. Значит, Митьку понять можно. Тем более что в город он уехал совсем не за циркачкой, а просто жена давно не любит его (в чем она сама потом признается) и дала ему этим право свободного самоопределения.

Васька действительно гуляка и драчун. Одна только мысль о браке, о том, что проклятая печать в паспорте свяжет его, Сеньора (как называют его на селе), на всю жизнь, приводит Ваську в ужас. А он столько хотел сделать на этом свете, столько должен совершить! Конечно, можно осудить Ваську за непонимание того, что теперь и женатому мужчине великие дела по плечу! Но мы убеждены: Васька ведь действительно любит Надю и никогда не сможет ее оставить.

Вот и столкнулись разные взгляды на жизнь. Шура и Надя мечтают о женском счастье, а мужикам подавай свое, мужское. Женщине нужен семейный уют, покой и постоянные доказательства любви и внимания. А мужики мечтают о тревогах и о «самой заветной высоте»:

Если б ты знала, если 6 ты знала,

Как тоскуют руки по штурвалу.

Есть одна у летчика мечта — Высота, высота.

Ой, самая заветная мечта — Эх, высота.

Ей-богу, наверное, какой-нибудь дотошный исследователь семьи, иронически улыбнувшись песне, которую поют подвыпившие Митька и Васька, сумел бы доказать с цифрами в руках, что именно алкоголизм и безответственность мужчин становятся причиной неурядиц в современной семье.

Может быть, и так. Для меня в этой песне слышится иное. Приблизительно то же, о чем грустно пели в своей песне женщины. И становится мужская мечта понятней тоже.

Картина строится на ярких актерских работах. Энергичной, колоритной Шурке противостоят не менее своеобразные Митя и Вася. Их сыграли актеры М.Кононов и В. Павлов. Характеры героев разные, но вызывают сочувствие и тот и другой.

...Так что ж, две женщины, которые невыразимо грустно пели в начале фильма свою горькую песню, так и остались неутешными? Конечно, нет.

Разве могли авторы, настоящие мужчины, истинные рыцари, допустить такое?

Надя своим долготерпением сокрушила Васькино беспутство. И он живет теперь у Нади (как это показано в финале картины) совсем не потому, что напротив дом его закадычного дружка Митьки. Ведь Митька-мятежник уже давно здесь не живет и не будет жить. А Шурка с ее удивительным, необыкновенным характером все-таки ухитрилась дать всей этой истории самое неожиданное завершение. Она влюбилась. А что, разве не может молодая, боевая женщина, пусть даже мать троих замечательных детей, влюбиться?

Участковый милиционер, роль которого обаятельно сыграл О. Ефремов, проявил лучшие черты сильной половины человечества: он предельно сдержан, спокоен, рассудителен. Правда и то, что Шура не сразу сдалась на милость победителя, а сначала заставила его крепко помучиться и попереживать. Однако Григорий Степаныч, милиционер, сумел покорить Шуру тем, что лишь он был способен спокойно и неотступно докопаться до сути дела и понять мечту Шуры о счастье. Он оказался самым находчивым и сообразительным. Что ж удивляться, ведь у него эти качества выработаны профессией!

И Шурка изменилась. Вместо продолжения «войны» стала носить завтраки в милицию, стирать и штопать Григорию Степанычу одежду. С мужем распрощалась насовсем, ласково и нежно. Даже песню запела теперь другую — о том, что вот побелит она дом, отремонтируют они его и заживут радостно и счастливо. Хотя, кто знает, может быть, еще не раз придется самому Григорию Степанычу грустно вздохнуть и проявить находчивость и сообразительность — на то у его любимой такой необыкновенный, удивительный характер.

Режиссер В. Мельников умеет воссоздать необычные ситуации и выразительно показать интересные характеры. Мы это знаем по его картинам «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева» и теперь — по фильму «Здравствуй и прощай». Думается, что в будущем он сумеет еще глубже исследовать человеческие характеры и уверенно идти к своей «самой заветной высоте», не расставаясь с такой естественной для него шутливой, ненавязчивой интонацией человека, умеющего говорить об очень важных вещах, не повышая голоса.

 

В.Козицын
"Советский экран" № 17 1973 год
 

Картина дня

наверх