Трагедия жизни Нонны Мордюковой

25 ноября Нонне Мордюковой исполнилось бы 92 года. Ее не стало 9 лет назад, 8 июля 2008 года, но для зрителей она по-прежнему жива в созданных ею ролях. Среди героинь Мордюковой много сильных женщин с надломленной судьбой. По горькой иронии, реальная жизнь великой актрисы тоже во многом была трагичной.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Кинодрама: горькие ожидания…


Родом Нонна Мордюкова с Кубани – из станицы Константиновская Донецкой области. Мама Ноябрины – так назвали своего шестого ребенка родители, была председателем колхоза и по словам актрисы «пламенной коммунисткой».

А еще певуньей - пела и аккомпанировала себе на гитаре. Отец, вернувший с фронта без ноги, трудился в колхозе…

Нонна с ранних лет была уверена в том, что жизненный путь ей предназначен далекий от сельхозтруда. Мечта стать артисткой была столь сильной, что девочка сочинила письмо знаменитому артисту Николаю Мордвинову (увидела его в фильме «Богдан Хмельницкий»), где спрашивала совета, что ей нужно делать, «чтобы на Любовь Орлову выучиться». Удивительно, но кумир миллионов советских зрителей девчонке-станичнице ответил и подсказал, что ей следует поступить в институт кинематографии, а для этого приехать в Москву, где непременно связаться с ним.


Николай Мордвинов. Кадр из фильма «Богдан Хмельницкий»


Весной 1945 года, сразу после Победы в Великой Отечественной войне, Нонна отправилась в столицу – в товарном поезде, с маленьким чемоданчиком, где лежали самые необходимые вещи, а из еды – только кукурузные лепешки. Преодолев многодневный путь, к доброму покровителю Мордвинову обратиться постеснялась и поступать решила сама. На вступительные экзамены во ВГИК опоздала, но сумела уговорить членов приемной комиссии все-таки разрешить ей показаться. Про то, что следовало подготовить отрывок из прозы, басню и стихотворение девушка из далекого села не знала. Кто-то из удивленных экзаменаторов предложил ей в вольном стиле поведать что-нибудь из ее жизни в родном краю. Рассказ о станичниках оказался таким смачным, что все присутствующие хохотали до слез. Горе-абитуриентка была зачислена.


Кадр из фильма «Молодая гвардия», 1948 год


Уже на втором курсе состоялся кинодебют Мордюковой – Сергей Герасимов утвердил студентку на роль Ульяны Громовой в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Фильм прогремел, юную актрису узнали зрители всего Советского Союза, она стала знаменитой. Более того, за блистательное исполнение роли Нонна вместе с другими участниками была награждена высшей государственной премией – Сталинской.

Казалось бы, после такого оглушительного успеха Мордюкову должны были приглашать сниматься нарасхват, но нет – наступила пауза. Долгая. По непонятным причинам режиссеры Нонну в свои картины не звали – возможно, опасались ассоциаций с прежним героическим образом. Этот временной провал артистка пережила мучительно. Приглашения на съемки стали поступать только через пять лет и лишь на эпизодические роли. И только 12 лет спустя картина Юрия Егорова «Простая история» вернула актрисе прежнюю славу, и она снова стала активно сниматься…


Кадр из фильма «Простая история», 1960 год


После фильмов «Председатель», «Женитьба Бальзаминова», «Тридцать три», Мордюкова стала очень популярной. Но ей пришлось пережить тяжелый стресс из-за снятого в 1967 году «Комиссара».



Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 год


Кадр из фильма «Председатель», 1964 год


Кадр из фильма
«Тридцать три», 1965 год


Фильм о гражданской войне с Мордюковой и Быковым в главных ролях вызвал резко негативную реакцию у кинематографических чиновников. Его сочли возмутительным с точки зрения идеологии и наложили категорический запрет на показ, а «крамольного» режиссера Александра Аскольдова отлучили от профессии. Все копии фильма были уничтожены, чудом сохранился единственный экземпляр! Благодаря ему 20 лет спустя картину смогли увидеть зрители, причем, не только советские, но и зарубежные. Картина, собрав десятки призов на всех мировых кинофестивалях, получила статус «шедевра мирового кинематографа» – так записано в американской энциклопедии. А исполнительница заглавной роли была включена Британской энциклопедией «Who is who» («Кто есть кто») в первую десятку самых выдающихся актрис ХХ века. И в дополнение имя Нонны Мордюковой было присвоено одной из малых планет Солнечной системы.


Кадр из фильма «Комиссар», 1967 год


Сама Нонна Викторовна высказалась на эту тему так: «Надо же, где-то уже летает моя звезда – малая планета «Нонна», названная моим именем... Никогда бы не подумала, что попаду в десятку актрис века. Вот так всегда получается: когда не думаешь, все само на тебя валится…» Но режиссер комментировал это иначе. «Долгим был путь Мордюковой к признанию, – говорил Александр Яковлевич. – Представьте только, что пережила она, сколько мук претерпела. Снялась в очень трудном фильме, как для воплощения, так и для понимания. И два десятка лет ей в уши жужжали о том, что она совершила преступление...»

Личная драма: Тихонов…

Личная жизнь Мордюковой тоже складывалась далеко не идеально. Замуж она вышла в студенчестве, в 22 года – за 19-летнего красавца Вячеслава Тихонова, встреча с которым произошла на съемках «Молодой гвардии». Слава играл Володю Осьмухина. По одним сведениям, Нонна добивалась внимания молодого актера, по другим – наоборот, он моментально влюбился в яркую, талантливую кубанскую казачку и активно за ней ухаживал. Но как бы то ни было, они сошлись. Точь в точь, как лед и пламень: сдержанный, молчаливый Вячеслав и громкая, буйного нрава Нонна. Этот союз удивлял всех. «Девственными мы со Славкой друг другу достались, – вспоминала впоследствии Мордюкова. – Встречаясь, обнимались по закоулкам, целовались на лестничных площадках...»
В 1949 году они поженились, год спустя у них родился сын Владимир. И тогда же стало понятно, что семейная жизнь не ладится... Они ютились в четырехкомнатной коммуналке, где проживало еще три семьи. Их комнатенка – проходная, через которую постоянно ходили все соседи. Спали в углу, огороженном шкафом, от общей кухней их комнату отделял фанерный лист. Вдобавок к Нонне постоянно приезжали родственники из станицы, спавшие прямо на полу. Тихонова, парня из подмосковного Павловского Посада, единственного сына родителей, такая ситуация страшно нервировала. Проблем добавляли и финансовые трудности, денег не хватало катастрофически. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, - вспоминала Мордюкова. – Тяжко жили, от зарплаты до зарплаты еле перебивались, копейки считали, постоянно в долгах, как в шелках...» По словам одной из подруг актрисы, Галины, «очень скоро им опостылели бытовые трудности; оба старались по-максимум реализовываться в творчестве, только бы не возвращаться в крохотную квартирку». И сама Нонна Викторовна рассказывала: «Мы мучились, а не жили, поскольку домой идти не хотелось обоим… Не вышло ничего между нами, и никто в этом не виноват. Просто не подходили мы друг другу, а сравнить-то ни мне, ни ему было не с чем... В юности Тихонов был каким-то… неприспособленным к жизни, и все молчал – как тот Штирлиц… Почти сразу я поняла, что он не нужен мне активно, трагически... Эта совместная жизнь сожгла меня дотла…»


Вячеслав Тихонов. Фото: East News


Брак продержался целых 13 лет, хотя практически с самого начала Мордюкова хотела с мужем разойтись. Не позволяла мать. «Не бросай Славку, доча, все-таки он парень хороший, – увещевала дочку Ирина Петровна. – А бросишь - будешь одна доживать век. Семью, Нонка, сохранить нужно, у вас ведь ребенок…» А Нонна стенала: «Не могу больше терпеть, развестись хочу!» Но разводы в те годы в стране Советов считались стыдным делом. И все же развод состоялся. «Через несколько дней после того, как мама моя умерла – в 53 года, я отнесла заявление в загс. Все-таки не он бросил меня, а я его», – признавалась актриса. Разошлись супруги цивилизованно, не скандаля, но сильно обиженными друг на друга. Их сын в этот момент учился в 6-м классе.

Личная драма: Шукшин…

К Нонне Мордюковой был неравнодушен Василий Шукшин – настолько, что даже делал ей предложение руки и сердца. Но согласия не получил. «Как же я могла согласиться, если была замужем? – Поясняла в одном из интервью Нонна Викторовна причину их несостоявшегося союза. – Во мне очень долго и прочно сидело смиренное, христианское понимание супружества, основанное на честности и преданности. Муж, считала я, должен быть один, на всю жизнь… Потому Тихонову даже не изменила ни разу, хотя Славка и опостылел мне...


Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год. Фото: Global Look Press


А Васька совсем другой был, за ним я хоть на край света полетела бы. Только замужество не позволило. Наш со Славкой сын в школу пошел...» Про общение с Шукшиным после знакомства на съемках фильма «Простая история» Мордюкова рассказывала так: «Вася молоденький был – вольный, холостой, ничейный... Постоянно искал меня глазами, при любом удобном случае втаскивал в литературные беседы... И я безотрывно за каждым его жестом следила, каждое слово его ловила. Не раз он мне говорил: «Мы с тобой созданы друг для друга, и ни с кем ты кроме меня не сживешься». А я и сама это понимала. Поэтому-то у нас так все ладно шло на съемочной площадке… Был между нами очень сильный магнит...»


Кадр из фильма «Простая история», 1960 год

Личная драма: и другие…


Развод с Вячеславом Тихоновым был единственным официальным разводом в жизни Нонны Мордюковой. Не потому что больше в ее жизни не было мужчин, или она с ними не расставалась. Романов было немало, среди них и многолетние, но ни с кем из своих партнеров Нонна Викторовна отношения так и не зарегистрировала. «Замуж я ходила, да вот только без загса, – говорила актриса. – Потому что все мужья мне попадались – не те.

Красивы, как боги, были, но при этом инфантильные какие-то, несостоявшиеся, характером слабые… Хотя ухаживали знатно – со стихами-посвящениями, с цветами, а потом садились на шею. Лелей их, корми…» С обаятельным красавцем Борисом Андроникашвили - выпускником сценарного факультета ВГИКа, музыкантом, сыном писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, а также бывшим мужем Людмилы Гурченко, Мордюкова прожила в гражданском браке пять лет. Ради него даже сменила имидж - перекрасила свои темные волосы в светлые. По рассказам близких, бойфренд возлюбленной своей восхищался, с восторгом всем сообщал, что «Нонночка гениально готовит супы», однако деньги, заработанные актрисой пропивал и спускал на ветер. Как вспоминала актриса: «На протяжении пяти лет в его печатной машинке торчал один листок, на котором так ничего и не было написано…»


Владимир Сошальский. Фото: Global Look Press


Другим гражданским мужем был актер Владимир Сошальский. Это незарегистрированное супружество продлилось гораздо меньше – всего полгода. Мордюкова рассказывала: «Каждый день он говорил: «Тебе-то хорошо, ты актриса известная». И продолжал сидеть дома, не работая…» Впоследствии признавалась: «Ох, как сильно я устала слышать про себя, что я сильная. Как же мне это надоело. Да и не правда все. Наоборот, я мягкая, как воск, да только не встретилась мне в жизни надежная мужская рука». А однажды Нонна призналась сестре: «Нельзя мне любить, я тут же превращаюсь в рабыню и должна тапочки ему приносить...»


певец Юлиан с Нонной Мордюковой. Фото: facebook.com

ПВ 1990-х годах в СМИ упорно муссировалась информация о появлении у Мордюковой молодого любовника – начинающего эстрадного певца Юлиана – дескать, она устроила даже парня жить в своей однокомнатной квартире. Актриса негодовала. Как рассказывал Юлиан, с возмущением говорила ему: «Они пишут, что мы любовники. Пойди, расскажи им о том, что спишь у меня в кухне на раскладушке!» Они познакомились в Череповце, на гастролях, где состоялось одно из первых выступлений 17-летнего студента ГИТИСа. Нонна Викторовна, по словам Юлиана «была в жутком стрессе, и я стал ей вторым сыном - она перенесла на меня всю свою материнскую любовь». В конце жизни актриса сказала молодому человеку: «Я еще как-то живу благодаря тебе…»

Личная драма: сын…


Актриса воплотила на экране множество образов сильных, волевых женщин. Были среди них и трагические образы матерей. Последней в кинематографической палитре актрисы и вообще последней ее крупной киноработой, стала главная роль в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Снятом в 1999 году – о реальной истории семьи Овечкиных, произошедшей десятью годами ранее. Когда мать погубила своих взрослых сыновей, подбив их на террористический акт - угон самолета. Мордюкова великолепно справившись с ролью, но так и не смогла понять, как мать могла толкнуть собственных детей на преступление. «Мать каждым своим поступком хочет помочь своим детям и ради этого готова затеять любую канитель, - говорила актриса. - Цель матери одна, и позыв один и тот же - спасти свое дитя, а не погубить… И все же губит».


Кадр из фильма «Мама», 1999 год


У актрисы аналогичный опыт в кино уже был – когда она играла Матрену в фильме Григория Чухрая «Трясина». Ее героиня из-за безумной любви к сыну погубила его: спасая от фронта, вынудила преступить закон, стать дезертиром, что в итоге толкнуло парня на самоубийство. Полгода восстанавливалась Нонна Викторовна после этих страшных съемок, где ей пришлось вытягивать сына из петли. А несколькими годами ранее актрисе довелось сыграть еще одну мать - в фильме «Русское поле». Экранным ее сыном в картине был родной сын - Владимир. По сюжету героиня Мордюковой хоронит его – солдата, погибшего на острове Даманском. Артистка категорически отказывалась участвовать в сцене с гробом, но юноша уговорил – ему не хотелось менять сценарий. «Невыносима для меня была эта сцена, очень страшно было играть, - признавалась Мордюкова. - Он держал меня за плечо и уговаривал: «Мама, ты что?! Не переживай! Вот же я - живой…»

19 лет спустя случилась трагедия - Нонне Викторовне пришлось не на экране, а в реальной жизни хоронить своего единственного сына. Официально смерть 40-летнего Владимира произошла в результате сердечной недостаточности. Неофициально – от передозировки. На протяжении многих лет он страдал от наркотической и алкогольной зависимости. Врачи предупреждали, что состояние здоровья критическое – с учетом того, что артист перенес инфаркт и два инсульта. Но справиться с недугом он не сумел…


С сыном Владимиром Тихоновым. Кадр из фильма «Русское поле», 1971 год. Фото: Global Look Press


Как рассказывала подруга Мордюковой, возможность полноценно общаться с отцом и матерью у парня отсутствовала с детских лет, поскольку они постоянно пропадали на съемках. А когда родители появлялись, они частенько критиковали сына, считая, что таким образом сделают его более активным и направят по своим стопам. Он эти попреки переживал болезненно. Еще более мучительно пережил их развод и все большее отдаление отца. Как вспоминала Мордюкова: «После того, как мы развелись, Слава возненавидел меня, сыном практически не занимался, да и видел-то его всего несколько раз». Володе тогда было 13 лет – сложный психологический и физиологический подростковый период ...

Парень мечтал о профессии юриста, но мать настояла на поступлении в театральное училище имени Щукина. Там выяснилось, что у студента есть талант, ему прочили блестящую актерскую карьеру. Но Владимиру довелось сняться только в семи кинофильмах. Как рассказывала первая его жена - актриса Натальи Варлей: «Володю с детства тяготила известность его родителей, он считал, что оказался заложником их славы…» К наркотикам парень приобщился в 16-17 лет – в тот период, когда его мать четыре месяца пропадала на съемочной площадке фильма «Комиссар». Нонна Викторовна вспоминала потом: «Когда я

вернулась, он находился в больнице. Примчалась к нему. Он был виноватый, но веселый. Признался, что приятель принес «колеса» и пиво, и дал слово, что это больше не повторится. Мне так хотелось поверить, и я поверила...» Увы…

Впоследствии сын актрисы отслужил в армии, работал в театре, снимался в кино, дважды женился, в обоих браках стал отцом сыновей, но даже такие жизненно важные события не смогли избавить его пристрастия к наркотикам и алкоголю. Подруга Нонны Викторовны говорила, что Мордюкова часто повторяла: «Если вспоминать об этом, обрыдаться можно!» А сама артистка однажды рассказала, что матерью всегда была тревожной, даже следила за сыном, когда он был школьником: «Переживала, как бы не попал в дурную компанию. Очень радовалась, когда Володя друзей нашел – приличных мальчиков. Вежливые, дружелюбные, приветливые, сидят вместе в сиреневых кустах и тихонько на гитарке наигрывают… Ох, как бояться нужно таких посиделок с гитарами!.. В 10-м классе от наркотиков на тот свет отправился Сёма, следом Петя умер… И я запаниковала».


Кадр из фильма «Мама», 1999 год


Всеми способами старалась мать спасти свое дитя. Звонила и бывшему мужу, просила помочь, но по словам Мордюковой «он отмахивался – сама, мол, с ним и разбирайся». Она билась за жизнь сына, пыталась вытащить его из беды, но уже было поздно - болезнь была слишком запущенной… «Не должно быть так, чтобы родители переживали своих детей, - страдала Нонна Викторовна. – Какое страшное горе! Врагу такого не пожелаешь… Боль свербит в сердце, не рассасывается, словно кол в него вбили…» По рассказам подруги актрисы, до конца своих дней она «с Володей разговаривала - как с живым».

Личная драма: затянувшееся прощение…


Тихонов и Мордюкова между собой не общались. «Нет у нас причин общаться, - констатировала Нонна Викторовна. - Обида у меня на всю жизнь осталась на него. Ну, никогда ведь, ни разочка с днем рождения он меня не поздравил. А я все ждала, что вспомнит...» Дождалась все-таки - полвека спустя.

В день 80-летия актрисы Вячеслав Тихонов обратился к бывшей жене по телевизору. Не только поздравил с юбилеем, но и прощения у нее попросил.

«Нонна, - сказал, - прости. Виноват я, перепутал твою жизнь. А отношусь я к тебе хорошо, и все пустяки…» А три года спустя, в день юбилея Тихонова, шаг к примирению сделала и Нонна Викторовна - позвонила Вячеславу Васильевичу из больницы, где лежала. Поздравив, сказала: «Прости меня, Славочка, не держи зла… Не обращай внимания на то, что было, я ведь тоже твою жизнь запутала… Ты единственный у меня родной мужчина. Был и есть... И я тебя тоже прощаю за все, чем недовольна была… Живи долго! У тебя хорошая семья…» Они впервые за многие годы поговорили – и о молодости своей, и о сыне покойном…
Так в конце жизни два великих актера повинились друг перед другом и обоюдно прощения друг у друга попросили. Потом Нонна Викторовна признавалась: «Будто камень у меня с души упал…»

Источник ➝

За кадром «Зеркала»: Почему Маргарита Терехова называла встречу с Андреем Тарковским главным событием в жизни



4 апреля знаменитому советскому кинорежиссеру и сценаристу Андрею Тарковскому исполнилось бы 88 лет, но еще в 1986 г. он ушел из жизни. Одной из самых известных его киноработ стал фильм «Зеркало» с Маргаритой Тереховой в главной роли. Большинству зрителей она была знакома как Миледи из «Трех мушкетеров» и Диана из «Собаки на сене», и немногие знают о том, что ее называли «актрисой Тарковского», а сама она считала встречу с этим режиссером одним из самых главных событий своей жизни. Что же их связывало на самом деле?


Арсений Тарковский с сыном Андреем | Фото: mif-medyza.ru

Арсений Тарковский с сыном Андреем | Фото: mif-medyza.ru

Для Андрея Тарковского этот фильм был автобиографичным, своеобразной исповедью, построенной на сложных ассоциативных рядах и образах, череде снов и воспоминаний, где он проводил параллели между собой и своим отцом – разводом родителей, послевоенным детством, собственным разводом. Главный герой мучительно боится потерять понимание близких – жены, матери и сына, и, пытаясь сохранить семью, обращается к воспоминаниям детства, стремясь найти в них ответы на свои вопросы и оправдание своим переживаниям. В первом варианте сценарий так и назывался – «Исповедь». Сложные отношения с родителями не отпускали режиссера, вели его к осмыслению прошлого, и сценарий строился на его воспоминаниях о детстве и о семье. За кадром звучал голос его отца, мать приняла участие в съемках.

Олег Янковский в роли отца героя | Фото: mif-medyza.ru, kino-teatr.ru

Олег Янковский в роли отца героя | Фото: mif-medyza.ru, kino-teatr.ru

Маргарита Терехова и Мария Вишнякова – мать Андрея Тарковского на съемках фильма | Фото: rg.ru

Маргарита Терехова и Мария Вишнякова – мать Андрея Тарковского на съемках фильма | Фото: rg.ru

О своем замысле Тарковский говорил: «Мое детство я помню очень хорошо. Для меня это самое главное – самые главные годы в моей жизни. Детские впечатления для меня самые важные на все последующее, зрелое время, когда я стал взрослым… Абсолютно очевидно, что у меня есть определенный комплекс по отношению к родителям. Наши отношения стали как-то мучительными, усложненными, бессловесными, неровными. Я люблю их сильно, но никогда не чувствую себя с ними свободно или на равных. Думаю, что и они испытывают определенную неловкость по отношению ко мне, хотя и они меня любят… Меня преследовал многие годы один и тот же сон. Я входил в дом, в котором родился, бесчисленное количество раз переступал порог... Это было довольно тяжелое ощущение. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего впереди. Мне казалось, что, реализовав этот странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств. Сняв фильм, я действительно освободился от них, но мне показалось, что я и себя в каком-то смысле потерял».

Андрей Тарковский с матерью на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Андрей Тарковский с матерью на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Сценарий «Зеркала» во многом перекликался с судьбой режиссера: когда ему было 5 лет, его отец, поэт Арсений Тарковский, ушел из семьи. И отец, и сын пережили похожие события – уход от жены и детей, поиск любви и мучительное чувство вины перед близкими. Автор книг о Тарковском Лейла Александер-Гарретт, киновед и переводчик, писала о нем: «Он признавался, что в личной жизни был несправедлив и даже жесток. Но в искусстве – честность, открытость и ответственность – три постулата, от которых он никогда не отступал».

Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках фильма | Фото: mirror.nyrainbow.com

Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках фильма | Фото: mirror.nyrainbow.com

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: 2aktera.ru

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: 2aktera.ru

Маргарита Терехова снималась в кино с 1965 г., но до съемок в «Зеркале» появлялась на экранах, в основном, в фильмах-спектаклях. Своим наставником в кино она считала Андрея Тарковского, который первым из режиссеров по-настоящему раскрыл ее творческий потенциал как глубокой драматической актрисы. В его фильме она сыграла сразу 2 роли – матери героя и его жены, а по сути, один и тот же женский тип в двух временах, до и после войны. После этого она работала с режиссером всего один раз – в спектакле «Гамлет», но именно Терехову называли «актрисой Тарковского».

Николай Гринько, Алла Демидова и Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: ru.sputnik.md

Николай Гринько, Алла Демидова и Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: ru.sputnik.md

Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Анатолия Солоницына и Маргариту Терехову Тарковский называл идеальными актерами, потому что они «верят режиссеру, как дети». Но даже несмотря на это абсолютное доверие, взаимопонимание на съемочной площадке появилось между ними не сразу. Терехова привыкла самостоятельно работать над образом, выстраивать драматургию роли, а Тарковский хотел от нее не игры, а непосредственных, живых реакций, достоверности психологических состояний. Поэтому он даже не давал ей читать сценарий.

Маргарита Терехова с Андреем Тарковским на репетиции спектакля *Гамлет*, 1977 | Фото: old.kinoart.ru

Маргарита Терехова с Андреем Тарковским на репетиции спектакля *Гамлет*, 1977 | Фото: old.kinoart.ru

Обычно все актеры благоговели перед его гением и не осмеливались ему возражать, и все были очень удивлены, когда Терехова отказалась выполнять поставленные перед ней задачи. В одной из сцен ее героиня должна была рубить голову петуху, что актриса наотрез отказалась делать и ушла со съемочной площадки, бросив в сердцах: «Я вообще считаю, что после «Андрея Рублева» можно было ничего не снимать!» Тарковский отвел ее в сторону и заявил: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм!» Тем не менее от этого эпизода режиссер отказался.

*Актриса Тарковского* Маргарита Терехова | Фото: mif-medyza.ru

*Актриса Тарковского* Маргарита Терехова | Фото: mif-medyza.ru

Одной из уникальных особенностей и главных преимуществ Тереховой режиссер считал ее отрицательное обаяние, своеобразную двойственность и загадочность, способность быть и притягательной, и отталкивающей одновременно. Он считал встречу с ней своей удачей, восхищался ее искренностью и непосредственностью на съемочной площадке и позже назвал ее «обыкновенной гениальной актрисой». А во время репетиций спектакля «Гамлет» однажды сказал ей: «Рита, ты думаешь, я не понимаю, что не только ты меня нашла, но и я тебя нашел?»

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: mif-medyza.ru

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: mif-medyza.ru

Коллеги шептались о том, что такое особенное отношение Тарковского к Тереховой было продиктовано его личной симпатией, и что между режиссером и актрисой был роман. Но это было слишком просто для того, чтобы быть правдой. Когда через 5 лет у актрисы родился сын, и она не назвала имени его отца, некоторые даже приписывали отцовство Тарковскому, что не соответствовало действительности. Сестра Тарковского говорила, что на съемках межу ними пробежала искра, а сам режиссер признавался: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок. Иначе картины бы не было». Вряд ли его слова можно воспринимать буквально – в этом же фильме снималась его жена, которая постоянно находилась рядом, а Терехова была, скорее, источником вдохновения. Правда, члены съемочной группы утверждали, что женщины друг друга на дух не выносили, а жена режиссера жаловалась на то, что все свое внимание он уделяет только Тереховой, а над ее ролью не работает.

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: glavred.info

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: glavred.info

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: aif.ru

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: aif.ru

Скрытная Терехова вообще никак не комментировала их личные отношения, неизменно восхищаясь профессионализмом Тарковского и называя работу с ним подарком судьбы и одним из главных событий в жизни. И это действительно было так. Актриса говорила о нем: «Думаю, его творчество – пик развития кинематографа… Встреча с Тарковским была для меня самой лучшей школой. Лучше и не придумаешь! Такие выдающиеся режиссеры как Тарковский, Феллини, Антониони делали нечто по-настоящему глобальное для искусства… Мы, актеры, которым посчастливилось работать с Тарковским, с первых же мгновений общения с ним попадали в его особый мир, начинали боготворить его, понимать, что он – гений».

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: rg.ru

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: rg.ru

Работа с Тарковским стала для Тереховой эпохой становления как актрисы и разделила ее творческую биографию на «до» и «после». Но их отношения были, скорее, творческим романом Гения и Музы. После Тарковского актриса просто не могла себе позволить сниматься в плохом кино и соглашаться на роли в сериалах – возможно, поэтому она так рано и пропала с экранов.

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: planeta.ru

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: planeta.ru

В советском прокате «Зеркалу» дали только вторую категорию, а вот за рубежом фильм Тарковского оценили по достоинству: он получил приз как лучший иностранный фильм, показанный в Италии в 1980 г. А согласно результатам опроса международной ассоциации кинокритиков, «Зеркало» вошло в топ-100 лучших фильмов мирового кинематографа.

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: rg.ru

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: rg.ru

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040420/45995/?fbclid=IwAR05dkPZrmFT2eaaZVm5lxkm5weicZi-idzk_nJAadBbdjtwC7U-u6cODcs

Картина дня

))}
Loading...
наверх