Польский Штирлиц – капитан Клосс

Станислав Микульский (1 мая 1929, Лодзь — 27 ноября 2014, Варшава).

             Родом из рабочей семьи. Отец – ткач, мать – домохозяйка. Он мечтал о театральной школе, но родители были от этого не в восторге, считали актерскую профессию несолидной. Кинодебют Микульского состоялся в 1951 году в фильме "Первый старт". После съемок Микульского пригласил к себе директор Катовицкого театра и предложил: "Зачем тебе актерская школа, иди в мой театр, а экзамены сдашь экстерном".

            Несмотря на бумагу из театра, Микульского взяли в армию.

Попал в войска ПВО, а через год – в Ансамбль песни и танца Варшавского военного округа. Вступил в Польскую объединенную рабочую партию в 1951 году, был даже секретарем парторганизаций в театрах в Люблине и в Варшаве. Армейская школа не прошла зря: выправка у актера отменная, военная форма на нем сидит как влитая…

            В 1953 году экстерном сдал в Кракове экзамены по актерскому мастерству, работал в разных театрах до 1988 года. Актер разрабатывал военную тему, играл солдат, офицеров в приключенческих, остросюжетных фильмах. Снимался в СССР, Венгрии, Чехословакии.

            Широкую известность и любовь зрителей Станиславу Микульскому принес телесериал «Ставка больше, чем жизнь» (1967-68), где актер сыграл роль польского разведчика (Янек, он же Йот-23), внедрившегося в абвер под именем похожего на него обер-лейтенанта Ганса Клосса (в польском фильме обер-лейтенанта абвера прикольно называют поручиком). Этого героя создали писатели Анджей Шипульский и Збигнев Сафьян, работавшие под псевдонимом Анджей Збых. Сериал быстро набрал популярность; к первоначально запланированным шести сериям добавили еще 12. По польскому телевидению фильм показывали около сорока раз. Каждая серия фильма является самостоятельной новеллой с законченным сюжетом; герой благополучно выбирается из всех передряг, но без самовлюбленности и фанфаронства, присущих Джеймсу Бонду. В съемках приняли участие самые знаменитые красавицы польского кинематографа; в каждой серии снималась какая-то звезда. Но храбрый разведчик демонстрирует нордический характер и остается стойким к их чарам. Лишь в конце войны он позволяет себе испытать чувства к добродетельной красотке, которая еще до войны была влюблена в реального Ганса Клосса. Но увы, немецкая фройляйн оказалась истинной арийкой и не могла принять польского шпиона. От провала Клосса спасает его антагонист штурмбанфюрер гестапо Герман Брюнер, который вовремя застрелил невесту Клосса, опасаясь ее разоблачений его преступного прошлого…

Ганс Клосс и его невеста

            Всего на счету Микульского около 40 фильмов. Лишь некоторые из них показывали в СССР. В фильме «Последний свидетель» (1970) он играет бывшего узника концлагеря, опознавшего после войны начальника лагеря. Сутулая осанка, разболтанная походка, постоянное попадание в нелепые ситуации… Таков его герой, которому в конце фильма профессиональный оперативник говорит: «Я так привык спасать Вашу жизнь, что мне теперь этого будет не хватать»… В 1984 году Станислав Микульский снялся в советском фильме «Европейская история» в роли журналиста, вместе с Беатой Тышкевич и Вячеславом Тихоновым (а было бы забавно свести Ганса Клосса со Штирлицем…).

             В декабре 1981 года в Польше было объявлено военное положение. В знак протеста актеры отказались от выступлений по радио и на телевидении. Но Станислав Микульский не стал в оппозицию к генералу Ярузельскому. Позднее он вспоминал:  «Я очень ценю этого человека. Считаю, что он уберег Польшу от братоубийственной войны. Если бы не было введено военное положение, события могли бы развернуться по венгерскому сценарию… Я считал, что люди искусства не могут вмешиваться в политику. Некоторые коллеги бойкотировали меня. Скоро они разобрались, что такое «Солидарность», и пришли ко мне просить прощения».

            В 1988-1990 годах Станислав Микульский – директор польского культурного центра в Москве. Об этом периоде своей жизни актер вспоминает с большим удовольствием. В 1990 году Микульского отозвали в Варшаву. К тому времени Польша круто изменила свой курс, вступив в НАТО. В новых условиях сериал «Ставка больше чем жизнь» не вписывался в идеологию страны. Дескать, слишком неприглядно там выставляют немцев, и слишком хорошо – советских оккупантов.  Предлагали запретить популярный сериал и даже переснять некоторые серии. Микульский отказался, под предлогом того, что актер, которому за 70, не может играть молодого офицера-разведчика.

            К 80-летию актера (в марте 2009 г.) в польском городе Катовицы открылся Музей капитана Ганса Клосса. Этот музей Станислав Микульский открывал вместе со своим другом Эмилем Каревичем (который в сериале играл роль Брюнера).

            Много лет спустя: гауптман Ганс Клосс и штурмбанфюрер Герман Брюнер открывают музей капитана Клосса…

            Одно время планировалось снять продолжение сериала «Ставка больше чем жизнь». Шипульский и Сафьян подготовили сценарий фильма, по которому легендарный разведчик, вышедший на пенсию, случайно узнает, что бывшие нацисты расправились с его лучшим другом, и Клосс вновь выходит на «тропу войны». Но из-за отсутствия денег проект так и не состоялся.

            В марте 2012 года состоялась премьера фильма «Ганс Клосс. Ставка больше, чем смерть». Главные роли исполняли Станислав Микульский (в роли Клосса, его легко узнать) и Эмиль Каревич (в роли Брюнера, его узнать трудно). Действие происходит в Кенигсберге. Польский разведчик (который так и не сделал карьеру после войны, и даже был репрессирован как двойной агент) опять вынужден надеть личину Клосса; он должен найти Янтарную комнату, а находит свою любовь. Эта была последняя роль Станислава Микульского…

По материалам печати. См. интервью Ст. Микульского газете "Правда", № 79 от 24-27 июля 2009 г.

Фильмография

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы

В долгой творческой жизни Алевтины Румянцевой не было главных ролей, но некоторые ее героини оказывали мощнейшее влияние не только на развитие сюжета, но и на восприятие кинолент зрителем. В картинах, некоторые составили золотой фонд советского кино, Румянцева сыграла самую сложную роль. Роль простого человека, который и не герой и не злодей, но который любит, страдает и мечтает.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №2
 

Актриса родилась в простой, но очень дружной и позитивной семье. Ее отец трудился на заводе, а так же играл в народном театре.

Мать хорошо пела и сама писала стихи, она иногда тоже выступала на сцене того же клуба что и муж. Маленькая Алевтина была в клубе постоянным зрителем, и с детства приобщалась к искусству. По вечерам мать с выражением и душой читала всем троим своим дочерям народные сказки.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №3
 

Отец пользовался огромным уважение среди рабочих завода, и в своей общественной жизни он читал коллегам лекции, поясняя тонкие политические моменты и знакомя с классикой отечественной литературы. С наступление войны он ушёл на фронт, и был поставлен политруком как имеющий опыт политической работы. Погиб летом 1941 в ожесточенных боях под Ельней.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №4
 

Взросление девочки пришлось на военные и послевоенные годы. Отрадой для нее в это тяжелое время были занятия в театральной студии при Доме пионеров и выступления в сельском клубе. Окончив школу, девушка со второго раза, но поступила в лучший кинематографический ВУЗ страны ВГИК. Ее сокурсниками были Надежда Румянцева, Яков Сегель, Алла Ларионова, Николай Рыбников и другие выдающиеся деятели советского кино.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №5
 

В таком ярком созвездии выпускников, скромную девушку попросту не заметили. Она устроилась театр-студию киноактёра, в кино ей долгое время доставались эпизодические роли. Она играла учительниц, колхозниц, медсестер и просто прохожих. Однако любитель советского кино, несомненно, вспомнит: подругу Клавдии из детективной драмы «Дело Румянцева», дежурную на станции метро в финале комедии «Я шагаю по Москве», работницу телевидения в сатирической комедии «Тридцать три».

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №6
 

На первый план советского кино ее вывела Татьяна Лиознова, подметившая скромное дарование этой недооцененной актрисы. Сначала была роль добросердечной дочери героини в семейной драме «Евдокия». Несчастная, но все же нашедшая свою любовь Нинка в трогательной мелодраме «Три тополя на Плющихе».

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №7
 

Созданный актрисой и режиссёром сильнейший образ мама Нины в трагикомедии «Карнавал», стал не только лучшей работой актрисы, но и вехой для всей советской культуры.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №8
 

Несмотря на то, что в картинах Лиозновой актриса показала высочайший уровень мастерства, после «Карнавала», она продолжала играть эпизодические роли, а с наступлением 90-ых не стало и их. Незамысловатые, но пробирающие до самых недр души своими простыми историями люди в новом кино оказались не востребованы. Прекрасная актриса вышла на пенсию, и жила всеми забытая уютной семейной жизнью с мужем известным киноведом Наумом Клейманом.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №9
 

Алевтина Алексеевна покинула нас 24 июля 2011, ей был 81 год. Актриса до последнего сохраняла дееспособности и не утратила актерских навыков. Последние годы своей жизни она выступала перед ветеранами с чтениями произведений отечественной классики.

Трогательная мама Нины из «Карнавала», как сложилась судьба несправедливо забытой актрисы, изображение №10

Популярное в

))}
Loading...
наверх