Когда «Вампиры» - не существа, но «тайное общество»

Когда «Вампиры» - не существа, но «тайное общество»

О знаковой итальянской ленте, ускользнувшей от внимания массового зрителя

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

В год, о котором мы будем рассуждать, появилось несколько «вампирских лент», однако нас интересует итальянский фильм, явленный публике 6 апреля 1957 году. И первоначально он назывался «Я – вампир». Однако сейчас он более известен просто как «Вампиры», а потому может возникнуть некоторая путаница. Но надеемся, она не введет Вас в заблуждение

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

Когда мы говорим о массовом зрителе, то подразумеваем нынешних любителей кино, а не тех, кто пришел на премьеру в 1957 году. Надо сказать, что тогда в Италии фильм произвел известный фурор, хотя бы по причине того, что одну из главных ролей в нём исполнила некогда «королева красоты» Джанна Мария Канале. В фильме вообще имеется заметное количество симпатичных девушек, но вовсе не это делает «Вампиров» знаковой лентой

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

«Вампиры» представляют интерес сразу же «по нескольким фронтам». Начнём с того, что тема выведена далеко за пределы привычных представлений о «кровососах». Если в фильме и есть мистические моменты, то они поданы совершенно в ином ракурсе, нежели мы привыкли в связи с «наследниками Дракулы».

В фильме «вампирами» обозначаются не некие сверхъестественные или потусторонние существа, но в большей части представители одного безымянного «тайного общества»

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

И в данном случае мы видим отсылки к неким средневековым гностическим сектам, а также к печальной традиции «кровавой графини Батори», когда кровавые обряды мыслятся как часть процесса сохранения мнимой молодости. Хотя в случае с рассматриваемым нами фильмом обрядовость уходит на второй план, а на первый выступает «наука». А потому можно обнаружить некое сходство с Франкенштейном

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

Опять же фильм состоит как бы из двух частей, каждая из которых невольно отсылает нас к классическому нуару. Первая половина фильма в известной степени напоминает «газетную трилогию» Фрица Ланга и мы видим фактическое повторение приемов криминальных фильмов, в которых говорится о поиске убийц и маньяков. Однако вторая часть кинокартины словно адресует нас к германскому «калигарзиму», как одному из источников нуара - мрачного криминального метажанра

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

Подобное деление не было задумано изначально. Дело в том, что началом съемок руководил Риккардо Фреда, а затем процесс был передан Марио Бава, который поначалу был оператором на данном проекте. К слову сказать, именно так состоялся режиссерский дебют этого итальянского кинотворца, который по праву считается создателем сумрачного национального кино-стиля, а именно джалло.

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

Но в любом случае мы видим, что джалло восходит не к классическому хоррору, но является производной именно от нуара, то есть криминал оказался важнее сугубой мистики. Хотя бы по этой причине «Вампиры» очень важны для общей теории жанров в киноискусстве. В некоторых сценах прямо-таки чувствуются нуарные источники «копирования». Например, разговор племянницы графини с журналистом, который состоялся на балконе, фактически повторяет одну из сцен легендарного нуара «Лора», который в 1944 году был снят Отто Премингером

Кадр из фильма «Вампиры» (1957)
Кадр из фильма «Вампиры» (1957)

Есть у фильма «Вампиры» и свои в высшей мере таинственные загадки (ну а как без таких при подобной тематике?) Например, сцены, в которых показано постепенное старение графини. Такое ощущение, что сделано было с помощью цифровых технологий, но про таковые в 1957 году ещё не слышали. Сам Бова говорил о попеременном использовании цветовых фильтров, однако позже этого результата никто не смог добиться. И что интересно, накрытая вуалью старая графиня, которая страшится свой старости, затем появляется в фильме «Несчастный жиголо» (1978). Только вот это уже был не «сценический образ» - это была реальная Марлен Дитрих, буквально одержимая собственной геронтофобией

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх