Донская казачка, леди высшего света: главные роли Элины Быстрицкой

Неоконченная повесть (1955)

В центре истории — врач Елизавета Максимовна и ее пациент Юрий Ершов, строитель кораблей с парализованными ногами. Она — смелая, добрая и отзывчивая девушка — советует ему не жалеть себя и работать, стремиться к полноценной жизни. В конце концов они влюбляются друг в друга, однако Елена о своих чувствах сказать не смеет. 

Эта работа стала особенной в фильмографии актрисы. Она еще помнила войну (с 13 лет Быстрицкая работала полевой медсестрой), ее отец был военным врачом.

Потому и роль Елизаветы Максимовны удалась ей с особым мастерством. Именно благодаря этой работе Быстрицкая стала известна и в 1955 году в составе делегации кинематографистов отправилась на первую Неделю советского кино в Париже. Там она встретилась с Ивом Монтаном, Симоной Синьоре, Мишель Морган, Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже.

Тихий Дон (1958)

Непростая судьба донского казака Григория Мелехова (в исполнении Петра Глебова), влюбленного в замужнюю Аксинью Астахову изначально описана в романе Михаила Шолохова, четыре части которого публиковались с 1928 по 1940 годы. Выход первой серии фильма приурочили к 40-летию Октябрьской революции.

Элина Быстрицкая в роли Аксиньи в кинофильме "Тихий Дон", 1958 год ТАСС
Элина Быстрицкая в роли Аксиньи в кинофильме "Тихий Дон", 1958 год
© ТАСС

Для Быстрицкой это была непростая роль. В это же самое время она должна была приступить к репетициям спектакля "Белый лотос" с Фаиной Раневской в главной роли. Но спектакль так и не был поставлен — начались съемки "Тихого Дона". О роли Аксиньи Быстрицкая мечтала еще со студенческих лет, поэтому она сама пошла к режиссеру Сергею Герасимову, сказав, что хочет играть. Пробы шли полгода, но в итоге даже сам Шолохов, автор первоисточника, признал: никого лучше Быстрицкой нет. Эту работу актриса называла для себя самой главной дорогой в искусстве.

 

Съемки стали для нее особым опытом — у Герасимова были особые, высокие требования ко всему актерскому ансамблю. Он обращал внимание даже на самые незначительные мелочи, стараясь достигнуть правдоподобности в любом, пусть даже секундном эпизоде. Более того, для фильма ей надо было значительно поправиться, что у нее никак не получалось, а ее нежные руки не были похожи на руки трудяг-казаков. Поэтому перед началом съемок Быстрицкая много стирала и ходила с коромыслом за водой. Зато после выхода фильма донские казаки предложили Быстрицкой сменить фамилию на Донская и удостоили ее звания "Почетная казачка".

Фильм стал абсолютным лидером в отечественном прокате — его посмотрели 47 миллионов зрителей. У него множество наград, в том числе "Хрустальный глобус", диплом Гильдии режиссеров США, премия Всемирной выставки в Брюсселе, I премия Московского международного кинофестиваля. 

Эмма Цесарская, Михаил Шолохов и Элина Быстрицкая, 1965 год Валентин Мастюков/ТАСС
Эмма Цесарская, Михаил Шолохов и Элина Быстрицкая, 1965 год
© Валентин Мастюков/ТАСС

Веер леди Уиндермиер (1958 и 1965)

Участие в этом спектакле стало дебютом для актрисы в Малом театре, где она давно мечтала играть. Для артистки с мировой славой в кино не делали никаких поблажек — доказывать свой талант ей пришлось с нуля, рядом с большими артистами: Еленой Гоголевой, Верой Пашенной и многими другими. В этом спектакле она участвовала дважды — в 1958 году, исполнив главную роль — хозяйки дома и светской дивы леди Уиндермиер, а в 1965-м — роль миссис Эрлин, главной интриганки, из-за которой и закрутились события пьесы Оскара Уайльда.

Про нее говорили "уальдовская" — настолько тонко она чувствовала настроения, оттенки персонажей. Ей удавалось абсолютно искренне передавать чувства своей героини. Даже старейшая актриса театра Александра Яблочкина не оставила без внимания молодую дебютантку: "Я все поняла, что она говорит и делает".

Маскарад (1962)

Спектакль по драме Михаила Лермонтова был поставлен в 1962 году, когда за плечами актрисы уже были работы в Вильнюсском театре, а Малый театр стал уже родным. Именно за роль баронессы Штраль она получила, как говорят, особенно дорогой своему сердцу отзыв от Игоря Стравинского, который назвал ее работу "музыкально звучащей". Это не случайно, ведь в спектакле использовалась музыка Сергея Прокофьева, которым восхищался композитор.

Постановка стала не единственной совместной работой режиссера Леонида Варпаховского и актрисы. В 1969 году она сыграла Лидию в пьесе Островского "Бешеные деньги". Именно в Малом театре существуют особые традиции игры пьес Островского, которые не всегда могут быть понятны даже профессионалам из других трупп. Но Быстрицкая не просто смогла их принять, понять и сохранить, она обогатила их своим стилем, шармом и харизмой. "Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории "Бешеных денег" за последнее десятилетие, — писал театровед и профессор ГИТИСа Борис Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли".

Любовный круг (2007)

В 2007 году Малый театр впервые обратился к творчеству Уильяма Сомерсета Моэма. В основе спектакля — пьеса "Круг" об экстравагантной леди Китти, которая, приехав навестить сына и бывшего мужа, оказывается в вихре любовных комедийных интриг. На сцене соединился удивительный актерский ансамбль: вместе с Быстрицкой играли Александр Вершинин, Василий Зотов, Владимир Сафронов и другие.

Актеры Василий Зотов, Борис Клюев, Варвара Андреева и Элина Быстрицкая в сцене из спектакля "Любовный круг", 2007 год Игорь Кубединов/ТАСС
Актеры Василий Зотов, Борис Клюев, Варвара Андреева и Элина Быстрицкая в сцене из спектакля "Любовный круг", 2007 год
 

Работы Элины Быстрицкой всегда были особенными. В них была удивительная точность, пластика, нежность, шарм. Она в совершенстве владела словом, была бесконечно артистична и будто вечно молода. Говорят, у нее был особый дар — дар сценической красоты, благодаря которому она могла воплощать яркие женские образы, создавая умных, элегантных героинь. За какую бы роль она ни бралась — она всегда была запоминающейся.  

Кадрия Садыкова

Источник ➝

«Заражение»: Как создатели фильма предстказали пандемию и в чём они ошиблись



Во время самоизоляции, объявленной президентом России весной 2020 года, необычайно популярен стал фильм «Заражение» 2011 года с Джудом Лоу. Кое-кто считает его точным предсказанием пандемии коронавируса. На самом деле, в фильме много и совпадающих, и несовпадающих моментов, а кое-что из жизни создатели ленты, похоже, вообще не предусмотрели и потому не показали.


В чём фильм предугадал реальность


Коронавирус COVID-19 действительно пришёл из Азии и люди получили его от летучих мышей. Правда, в фильме вирус сначала получили от них свиньи, а уже через свиней вирус достался и людям.
На деле путь заразы оказался куда короче... Зачем есть свинью, заражённую летучей мышью, если можно съесть сразу мышь?

Людям действительно пришлось вспомнить, как много всего мы трогаем за день — вместе с другими людьми. Таким образом распространяются не только вирусы, но от большинства бактерий, которые мы получаем, трогая экраны терминалов, поручни в общественном транспорте и ручки дверей, нас защищает иммунитет.

Сравнения с «испанкой». Испанский грипп — одна из самых смертоносных эпидемий последних веков. С ним может сравниться только тотальный мор при пандемиях чумы. Так что легко можно угадать, что при столкновении с новой суперинфекцией люди вспомнят именно «испанку».

Слухи о биологическом оружии. В фильме о том, что вирус мог выйти из военных лабораторий, рассуждает и блогер-разоблачитель, и правительственные организации. В разгар COVID-19 в интернете действительно повторяется эта версия, но рассматривает ли её так же серьёзно, как в кино, правительство, останется по понятным причинам тайной.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Торговцы чудо-лекарствами. В «Заражении» продвигают через популярного и алчного блогера средство того типа, что в народе зовут фуфломицином — «Фарсити». На деле оно оказывается бесполезным, но на нём делают хорошие деньги. Похожая ситуация в марте-апреле 2020 года начала складываться во Франции, где некий доктор Рау продвигает и продаёт средство с никак не доказанной эффективностью — гидрохлорохин.

Индивидуальный биотерроризм. В фильме представители спецслужб рассуждают о том, что возможны случаи намеренного заражения больших масс людей, подобно тому, как некоторое люди взрывают себя в людных местах. Увы, но весна 2020 подарила немало подобных новостей и в Азии, и в Европе.

Мародёрство. В фильме очень быстро после начала пандемии люди начали вламываться в дома, отнимать друг у друга еду и грабить магазины. В жизни события развиваются далеко не так быстро. Поначалу люди надеются пережить карантин, потом — что сделать это поможет правительство. Но на юге Италии уже к началу апреля начались беспорядки и грабежи. Большое количество нелегальных работников — примета почти любой развитой страны — оказались без финансовой подушки, возможности получить социальную помощь и порой попросту без крова.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Что было в фильме, но не было весной 2020 года


Супервирус в жизни не такой уж супер. В фильме он развивается за считанные дни. Инкубационный период — около суток, симптомы нарастают быстро и смерть наступает тоже быстро. Кроме того, летальность COVID-19 намного ниже, чем супервируса из «Заражения», где умирает каждый четвёртый.

Людей с природной нечувствительностью к вирусу не замечено. В фильме главный герой не способен заразиться, потому что у него природный иммунитет к вирусу. COVID-19 переболевают порой в очень лёгкой форме (многие дети), но врождённый иммунитет к нему не обнаружен.

Поднять тревогу так же быстро в жизни не удалось. Первым о новом вирусе заговорил уханьский врач Ли Вэньлян, он же указал место распространения заразы — рынок морепродуктов. Однако медицинское начальство сочло его паникёром и буквально велело замолчать. Ли Вэньлян стал одной из жертв вируса, он умер в первых числах февраля 2020 года — больше, чем через месяц после того, как попытался сообщить о начале эпидемии.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Иммунитет людей отлично распознаёт вирус. В кино люди умирают потому, что их организм не опознаёт вирус как заразу и тот разрушает организм безо всяких препятствий. В жизни иммунитет пытается встать на пути вируса, и большинство смертей происходит именно из-за усиленного ответа иммунитета на заразу. У многих иммунитет успешно расправляется с COVID-19, не разрушив себя.

Учёные в фильме не учитывают много факторов. Чтобы понять, как вирус действует, реальные учёные изучили соотношение разных полов и возрастов среди заразившихся и погибших от вируса, а также рассмотрели другие факторы, такие, как климатические, распространённость прививки БЦЖ и тому подобные. Это важная часть исследований для борьбы с любой заразой. В фильме подобных исследований не упомянули даже мимолётно.

Улицы не зарастают мусором и вряд ли зарастут в развитых странах. Очень важно при пандемии соблюдать гигиену города, и это общеизвестно. Власти не только следят за тем, чтобы мусор не оставался на улицах, но и зачастую дезинфицируют асфальт, чтобы задержать распространение вируса.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Чего хватает в жизни и нет в фильме «Заражение»


Создатели карантины не представляли себе вирус-диссидентов. Очень серьёзная проблема — люди, отрицающие необходимость каких-либо карантинных мер при вирусе или опасность вируса вообще. Так, в Южной Корее вирус разнесли члены секты, внутри которой поощрялось во время эпидемии массово собираться вместе. В России одной из главных разносчиц эпидемии оказалась врач-инфекционист, вернувшаяся из Испании в разгар эпидемии в Европе и решившая не соблюдать карантин, потому что «прогулки полезнее». Она встретилась и взаимодействовала с большим количеством людей, поскольку работала профессором в университете. Когда её положили с коронавирусом в больницу, выяснилось, что за неделю она успела войти в контакт более, чем с тысячей человек.

Вспышки агрессии. В фильме главный герой спокойно ходит без маски среди людей в масках, и никто не обращает на него внимания. В жизни такие люди уже подвергаются как минимум словесным нападкам. Кроме того, из-за того, что вирус распространился из Азии, в жизни азиаты в разных странах выслушивают оскорбления и уже известны случаи физического нападения. Например, 14 марта 2020 года в магазине в Техасе молодой парень убил ножом семью американцев азиатского происхождения, включая двухлетнюю девочку. В Индии нападениям, наоборот, подверглись европейцы, поскольку там эпидемию ассоциируют с Италией.

Системные проблемы. Фильм едва коснулся таких проблем, как нехватка защиты у врачей и медицинских работников, которая привела к их высокой смертности, и массовых увольнений из больниц. Мельком показана проблема с вылетом людей, застрявших в чужих странах, тогда как в жизни сотни и тысячи людей оказались в ужасной ситуации, не имея возможности ни вылететь, ни остаться. Полслова сказано об экономических проблемах, к которым приводит карантин. Главный герой даже не задумывается о финансовом вопросе.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Взаимопомощь и взаимоподдержка. В жизни огромное количество психологов предложили свою помощь в борьбе с тревожными мыслями бесплатно, университеты стали выкладывать бесплатные лекции, бесплатными стали и многие платные прежде курсы. Люди придумывают игры, дающие вызов интеллекту и позволяющие как следует отвлечься от проблем, например, снимать дома косплей шедевров живописи. Волонтёры покупают продукты пожилым людям. В «Заражении» каждый оказался сам за себя. Жизнь показала, что люди лучше, чем о себе думали.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030420/45983/

Картина дня

))}
Loading...
наверх