Последние комментарии

  • corikowamara Корикова25 июня, 13:15
    Молодец.Приятно читать вот про таких людей.У которых нет звёздной болезни от одной роли.А принимают данное так, мол ч...Как сложилась судьба Вольки из «Старика Хоттабыча».
  • Жаба Аркадьевна Болотная25 июня, 10:53
    Для меня он лучший Артур Бертон - Феличе Риварес - Овод. Царствие Небесное! Ушел из жизни самый романтичный советский актер 80-ых.
  • Елена Сошина25 июня, 6:56
    И незабываемый капитан Артур Грэй из экранизации "Алых парусов" Грина под названием "Ассоль" 1982 года.Ушел из жизни самый романтичный советский актер 80-ых.

Эдвин Портер и первые боевики.

Стрельба, погони, битвы и смерть уже давно стали неотъемлемой частью мирового кинематографа. Как и упреки что подобные фильмы пропагандируют насилие, а люди старшего поколения часто говорят что в их время фильмы были добрыми и жизнеутверждающими. Но это не так, как то, что насилие существовало задолго до появления кино, так и то, что начиная с прошлого века люди всего мира следили за остросюжетными перипетиями фильмов в основе которых лежит действие.

С течением времени фильмы действия видоизменялись причем на столько, что родителям в фильмах которые смотрят их дети порой  сложно узнать тот кино жанр который они обожали в детстве. Но несмотря на все перемены в динамике и визуальном восприятии основы заложенные стоявшем у истоков кинематографа Эдвином Портером остались неизменны.

Волшебству перенесенному на кинопленку Жержем Мельесом, Портер противопоставил действие, а мифологическим персонажам героев и злодеев из реальной жизни. Как например героев пожарников спасающих людей или злодеев грабителей поезда. 

 

 


 

Жизнь американского пожарного.

 

 

 

 

   

 

Большое ограбление поезда 1903

 

 
 

 


Э́двин Стэ́нтон По́ртер (англ. Edwin Stanton Porter; 21 апреля 1870, Пенсильвания, США — 30 апреля 1941, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, оператор, сценарист, продюсер.

Биография

 

Портер и Эдисон

 

Год рождения Эдвина Портера известен весьма приблизительно: около 1870-х. Его карьера в кинематографе началась, когда в 1900 году он поступил в фирму великого изобретателя всех времен и народов - Томаса Эдисона. В то время Эдисон уже создал небольшую киностудию и, чувствуя в кинематографе весьма денежное дело, старательно боролся со своими европейскими конкурентамим, Люмьерами, Мельесом и еще несколькими режиссерами, чьи фильмы начали проникать в америку. Борьба эта, в основном, велась очень простым и надежным способом: с фильмов конкурентов снимались копии, на титрах которых теперь значилось "СТУДИЯ ЭДИСОН". Такому откровенному пиратству в первые несколько лет существования кино придавалось не больше значения, чем в наше время - поддельным водкам и ликерам в коммерческих киосках. Тем более, вся Америка прекрасно знала о существовании Эдисона, который изобрел все-на-свете, а в реальность Европы, и, тем более, европейского кино верила с большим трудом. Однако с наступлением 20-го века ситуация начала меняться: европейские режиссеры затеяли в Америке несколько судебных процессов по поводу авторских прав, и Эдисон к своему удивлению их проиграл. Халява, как говорится, закончилась. Однако у великого изобретателя оставался еще один козырь: в его студии уже работало множество грамотных инженеров и операторов, которые теперь с кинокамерами в руках отправлялись во все концы мира, привозя каждую неделю сотни метров самой экзотичной кинохроники, составляемой в своеобразные киножурналы и распространяемой по всем американским кинотеатрам. В погоне за редкими сюжетами операторы порой даже рисковали жизнью. Так, например, знаменитым стал один из африканских фильмов, в котором лев приближается к кинокамере и бросается на нее; снимая эти последние в своей жизни кадры, оператор от испуга продолжал как завороженный крутить ручку кинокамеры до самого конца... Одним из таких "разъездных" операторов и стал Эдвин Портер.

 

Свои фильмы

 

Очевидно, ему везло, а, может быть, он хорошо чувствовал технику документальной съемки,- так или иначе, через несколько месяцев Эдисон начал обращать внимание на его ленты, которые приносили все больше дохода. Через год Портер был назначен директором студии. Студия Эдисона к тому времени все еще оставалась пиратским кораблем в море кинематографа, только тактика теперь была другой: самые удачные из европейских фильмов не просто копировались, как раньше, а в точности повторялись, переснимались заново - с другими актерами и немного измененными декорациями, что и делало их теперь собственностью Эдисона. Эксперементировать в этой области великому изобретателю было просто некогда. В 1903 году Эдвин Портер впервые нарушил эту традицию и начал снимать свои, оригинальные фильмы. Он знал, как снимать кинохронику: больше движения, больше ярких, необыкновенных сюжетов, и, главное, как можно правдоподобней - чтобы это был кусок настоящей жизни. Настоящей жизни, а не волшебной сказки, как у Жоржа Мельеса. Первый же фильм, принесший Портеру огромный успех, так и назывался: "Жизнь американского пожарного". В этой коротенькой ленте было почти все, что отличает динамичные американские боевики: Пожарному в казарме снится сон, будто его семье грозит опасность. Вдруг его будит сигнал тревоги. Пожарные повозки стремительно мчатся по ночному городу и подъезжают к его родному дому, объятому пламенем. Счастливый конец: пожарный со своими друзьями спасает жену и выносит из пламени ребенка, гасит огонь.

Работая в фирме изобретателя, Эдвин Портер и сам все свои фильмы снимал с некоторыми техническими изюминками, всякий раз стараясь ошеломить, поразить зрителя. Пожалуй, символом его творчества в кино можно считать концовку другого, тоже знаменитого фильма, сохранившегося до наших дней: "Большое ограбление поезда". В последнем кадре этой ленты бандит наводит пистолет прямо на зрителей и стреляет как-бы в зрительный зал. Однако Портер, возможно, не догадывался, что все эти приемы были уже открыты до него в европе, в разных странах и в разных фильмах, начиная с люмьеровского "прибытия поезда", где паровоз как-бы въезжает в зрительный зал. То, что не Портер был первым изобретателем монтажа или крупного плана, в точности доказано многими историками кино (хотя они до сих пор не могут сойтись в том, кто же их все-таки изобрел). Но все эти приемы стали широко применяться в кинематографе именно после Портера, и причина этого была, видимо, очень простой: у него получалось снимать хорошие фильмы. Его дела шли все успешнее, слава становилась все больше, и доходы киностудии росли. К 1911 году, когда Портер наконец решил оставить Эдисона и возглавить другую кинофирму, он уже скопил небольшой капитал, и, главное, был известен своими картинами всей Америке,для которой, в сущности, открыл игровое кино. Однако за несколько лет до того на студии Эдисона произошло одно небольшое событие, на которое никто из служащих тогда не обратил внимания. В один из рабочих дней в кабинет директора вошел почти никому не известный худощавый актер, предложивший Портеру собственный сценарий на историческую тему. Сценарий директору не понравился: он вообще не любил исторические сюжеты, предпочитая снимать фильмы о современной для зрителя жизни, да и стоили такие фильмы слишком дорого. Однако сам актер привлек его внимание, и он предложил ему роль в фильме "Спасенный из орлиного гнезда", который снимался на следующий день. Для театрального актера работа в таком балаганном развлечении, как кино, была крайне унизительна - однако худощавый посетитель очень нуждался в деньгах, и, подумав, согласился. Весь следующий день ему пришлось старательно бороться перед объективом кинокамеры с отвратительным чучелом гигантского орла, к вечеру он получил свои пять долларов, и с тех пор больше на студии не появлялся... Но только на этой студии.

 

Забытый

 

Потому что это был первый шаг в кино великого американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита. Спустя пять лет его фильм "Рождение нации" (кстати, на столь нелюбимый Портером исторический сюжет) потряс всю страну, и в одночасье заставил зрителей забыть весь преждний кинематограф, все короткие, неловкие, торопливо сделаные фильмы, в которых играли не-профессиональные актеры, и которые снимались не-профессиональными режиссерами... Спустя пять лет были забыты, в сущности, не такие уж плохие, фильмы Портера. А лучше он все-таки снимать не мог: смесь кинохроники, изобретательности и ощущение того, что нужно зрителю не смогли заменить той безграничной власти над зрителем, которую кино обрело в фильмах Гриффита. Эдисон, не связывавший слишком крепко свою жизнь с кинематографом, умер в полном достатке и благополучии. Портер, киномеханик и изобретатель, ставший режиссером, разделил судьбу Жоржа Мельеса и многих, многих других режиссеров немого кино. Впрочем, год его смерти нам известен точно: он умер в нищете, забытый и разоренный, зимой 1931 года. Потому что кино становилось искусством, и уже требовало жертв.

Источник - Сергей Ташевский

 

Популярное

))}
Loading...
наверх