Ангел неореализма. От коронавируса умерла актриса Лючия Бозе

  

В испанском городе Сеговия от коронавирусной инфекции, осложненной пневмонией, скончалась на 90-м году жизни Лючия Бозе — звезда неореализма, актриса итальянского и испанского классического кино.

Шестнадцатилетняя Лючия служила кассиршей в миланской кондитерской «Галли», где ее увидел Лукино Висконти и, пораженный красотой девушки, предрек ей большую кинокарьеру. У нее возник роман с братом режиссера, Эдуардо. Семья Висконти спонсировала конкурсы красоты, проходившие под эгидой принадлежавшей им косметической фирмы, и Лючия стала победительницей этого конкурса, обогнав свою соперницу Джину Лоллобриджиду, занявшую лишь третье место.

Лукино Висконти хотел снять Бозе в одном из своих первых проектов, но не сложилось. Она дебютировала у Джузеппе де Сантиса в фильме «Нет мира под оливами» и в том же 1950 году сыграла в «Хронике одной любви» Микеланджело Антониони. Оба режиссера были младшими соратниками Висконти и участниками движения неореализма. Через два года Бозе сыграет у Де Сантиса одну из лучших своих ролей в основанном на реальной трагедии фильме «Рим, 11 часов». Ее героиня Симона среди 200 других девушек приходит на собеседование, надеясь занять единственную вакансию — работу машинистки в офисе бухгалтера. Ссора за место в очереди приводит к толкотне и обрушению балкона: одна из героинь погибает, другие серьезно ранены.

 

Однако Бозе не была народной героиней, характерной для фильмов неореализма, хоть и не раз в них снималась («Девушки с площади Испании», «Меня губит любовь»). Обладая природным аристократизмом и утонченными манерами, она вскоре стала музой Антониони, который снимал ее в ролях депрессивных, отчужденных героинь света и полусвета из круга буржуазной или художественной элиты. Последнюю такую роль она сыграла в картине «Дама без камелий», на этом их сотрудничество кончилось: Антониони был очень требовательным режиссером, а Бозе почти не имела профессиональной подготовки, и он стал искать других актрис, остановившись в конце концов на Монике Витти.

Бозе же вышла замуж за испанского тореадора Луиса Мигеля Домингина и родила троих детей (старший, Мигель Бозе,— известный актер и певец). Она переехала в Барселону, ее ближайшим другом стал Пикассо, а свою лучшую роль актриса сыграла в фильме испанца Хуана Антонио Бардема «Смерть велосипедиста». Потом она на десятилетие, даже больше, ушла из кино. А вернувшись, играла преимущественно небольшие роли и камео: у Федерико Феллини («Сатирикон»), Витторио и Паоло Тавиани («Под знаком Скорпиона», а также у Жана Кокто, Лилианы Кавани, Педро Альмодовара.

Она стала живой легендой с экстравагантной внешностью и прекрасным хрипловатым голосом. Новый имидж ей, по свидетельству Бозе, создала ее внучка Бимба, модель, певица и дизайнер: «Она красила мои волосы в зеленый, желтый, красный и однажды, покрасив меня в синий цвет, сказала, что он идет мне больше всего. И вот уже больше 25 лет я с ним». Курить Лючия (или Лусия, как ее называли в Испании) не бросила, хотя еще в юности пережила туберкулез.

В последний раз Бозе появилась на Римском кинофестивале в конце октября прошлого года, а потом в телепередаче «Поужинай со мной по-гурмански». Она демонстрировала невероятное жизнелюбие и чувство юмора, радуя приглашенных множеством шуток и забавных историй, героями которых были в том числе великие режиссеры прошлого.

Была ли Бозе выдающейся актрисой? Скорее всего, нет. Но природа подарила ей одно из тех редких лиц, в которые влюбляется кинокамера, и у них завязывается страстный роман. А в 2000 году Лючия Бозе осуществила мечту своей юности — открыла первый в мире Музей ангелов. Она и сама была ангелом божественной, навсегда ушедшей эпохи великого кино.

Андрей Плахов

   

 

 

Неоднозначные моменты фильма «Республика ШКИД», которые зритель так и не увидел

 

Сильнейший по восприятию, и оказавший неизгладимое впечатление на зрителя фильм «Республика ШКИД», на деле гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. В это сложнейшее по своей структуре кинополотно, заложены весьма противоречивые смыслы. Хотя зритель при желании имеет возможность смотреть фильм как увлекательную комедию. Но только потому, что самые мощные по эмоциональному накалу и смысловому содержанию моменты. По тем или иным причинам не вошли в окончательный вариант картины.

 

 

Паук-ростовщик изначально был куда страшнее

 

 

Отвратительный во всех отношениях мальчик ростовщик стал нарицательным персонажем отечественной культуры. При желании выразить алчность и подлость ростовщичества приводят в пример именно его. Однако его линия очень резко оборвалась. Затянувшему в свои ростовщические сети большую часть воспитанников Слаенову, попросту надавали подзатыльников. В изначальном варианте фильма все было гораздо драматичней.

 

Нам показали, как Слаенов втянул младших интернатовцев в долговую кабалу, а самую агрессивную и еще не распрощавшись с уголовными замашками часть старших снабжал продуктами. Со временем те и другие попали в зависимость, одни подсели на подачки, другие расплачивались, не только отдавая пайку, но и выполняя все приказы новоиспеченного господина.

 

 

Паук-ростовщик открыто называл должников рабами и заставлял не только отдавать свои пайки, но и воровать с кухни хлеб, который продавался налево. Далее по фильму в старших вдруг просыпается совесть, они отказывайся защищать Слаенова, и он был отдан на расправу бывшим рабам.

 

 

В изначальном, и даже снятом варианте, все было гораздо мрачнее и что самое страшное логичнее. Разумеется, узнав о деятельности ростовщика, директор интерната решил положить этому конец. Попытки Викниксора пристыдить воспитанников и призвать к их совести натолкнулись на сопротивление со стороны ростовщика. Слаенов склонил воспитанников на свою сторону, заказав обед из ресторана, и поднял интернатовцев на восстание. По итогу в интернате установилось двоевластие. Слаенов преспокойно покуривал кальян возлеживая в окружении рабов, а директор Виктор Николаевич со своими методами воспитательской работы ничего не мог с ним сделать.

 

Но в таком варианте фильм не утвердили, пришлось вырезать противостояние ростовщика и директора и доснять сцену, где добропорядочные старшеклассники свергают Слаенова.

 

О судьбе актёра исполнившего роль Слаенова читайте в материале: Как сложилась судьба паука-ростовщика из "Республики ШКИД".

 

К сожалению не вошедшие в окончательный монтаж рабочие материалы были утрачены, и режиссёрской версии фильма мы не увидим.

 

Суровый антипод Викниксора

 

 

Одним из самых запоминающихся персонажей стал преподаватель гимнастики с грозным прозвищем Косталмед (Константин Апександрович Медников). За те несколько эпизодов, которые попали в картину, сформировался образ крепкого и решительного человека.

В первоначальном сценарии Косталмед был антиподом детектора Виктора Николаевича Сорокина (Викниксор). Сорокин исповедовал принципиальный отказ от любого насилия над воспитанниками. Косталмед настаивал, что в определённых ситуациях, применение силы необходимо. Викниксор не отступил от своих принципов, даже в ситуации с пауком-ростовщиком.

 

 

Неприступный и грозный с виду как скала Константин Александрович был мучительно одинок. Он привязался к доброму и наивному воспитаннику младшей группы Савушке. Савушка первым попал под власть ростовщика. Слаенов полностью сломил волю ребёнка, он продвинул его в старосты кухни и заставил честного мальчика воровать хлеб.

 

 

Суровый Косталмед не смог восстановить справедливость из-за того, что между ним и ростовщиком стоял Викниксор с его принципами. В результате чего Константин Александрович еще больше закрылся в себе, и стал угрюмым и жестоким.

 

От этой сюжетной линии пришлось отказался из-за тяжелой болезни актера Павла Луспекаева.

Подробней о судьбе прекрасного артиста читайте в материале: Павел Луспекаев. Печальная история таможенника Верещагина

 

Был бы фильм лучше, воплоти авторы все свои замыслы сказать сложно, но он точно был бы другим.

Картина дня

))}
Loading...
наверх