Свежие комментарии

  • Игорь Кузнецов
    Очень актуально в связи с поправками к Конституции РФ: — Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазарива...ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ М...
  • Алексей Андреевич
    да классное киноИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ М...
  • Алексей Андреевич
    интересноАктёрские байки: ...

90 лет исполняется актеру Донатасу Банионису

000.jpg«Мне очень нравилась сцена. Постоянная бедность, отсутствие настоящей семьи, все это порождало мечты и желание перенестись в какой-то другой мир. Таким другим миром, представлялась мне сцена...» — вспоминает знаменитый актер Донатас Банионис о своем детстве, проведенным в Каунасе. 

 
Донатас Банионис родился в Каунасе ( в то время столица Литвы) 28 апреля 1924 года. Детство было не легким. Ранний развод родителей. Маленький Донатас остается жить с отцом, а его старшая сестра с матерью. Вскоре отец женился во второй раз и подростка Донатаса, едва получившего среднее образование отдают в ремесленное училище. Но он чувствует, не его это призвание обжигать горшки и сервизы. И молодой Донатас полностью отдался занятиям в кружке художественной самодеятельности, участие в котором, в конце концов, приводит его, 17-летнего юношу, в Паневежский драматический театр. В театр, которому Банионис посвятит всю свою долгую творческую жизнь. 
 
Вместе с театральной труппой и первыми шагами на большой сцене, переживает Банионис войну. Находит в себе силы не уехать на запад, как поступили многие его друзья и соотечественники. В 1944 году после освобождения Литвы Паневежский драматический театр, сохранив свой статус, включает в свой репертуар пьесы советских авторов.
Надо было начинать жить по-новому.

В тяжелые послевоенные годы, Банионис пытается реализовать себя в театральной среде. Во второй половине 40-х ему предлагают возгласить самодеятельный театр кукол в клубе Железнодорожников в Паневежисе.

«Так началась моя игра в куклы», шутит, вспоминая те времена актер. Когда Банионис женился на Оне Банёнене, жена сначала помогала мужу в кукольном театре, а потом взяла на себя полностью руководством театром, ведь играть в драматическом театре Банионис не прекращал никогда.

02.jpgВ конце 40-х он объездил с театральными гастролями всю Литву. После выступления в столице Литвы — Вильнюсе, в 1948 году, последовало приглашении выступить в Ленинграде. Город произвел на молодого Донатаса ошеломляющее впечатление.

«Мы тогда пожирали глазами все то великолепие, которое было перед нами.... Впечатления остались глубочайшие».

Своим наставником Донатас Бонионис всегда считал художественного руководителя Паневежского драматического театра Мильтиниса.

«Для Мильтиниса была только одна достойная тема для разговора — театр и искусство, а все остальное не имело смысла. В те годы, мы молодые, еще ничего не понимали в кинематографе, но наш учитель, будучи хорошим педагогом, заранее „осторожно“ прививал нам иммунитет от легкой, дешевой удачи».

Банионис говорит: «Это может показаться смешным, но я всегда, даже в детстве, хотел сниматься в кино». Мальчишкой он даже мечтал сбежать на корабле в Америку, и там стать актером, как его кинокумиры из детства, которых он видел в довоенных фильмах Гарри Купер, Роберт Тейлор и Спенсер Трейси.


В кинематограф Банионис пришел уже зрелым актером, ему было 35 лет. После съемок фильма «Адам хочет быть человек» прошло еще 4 года, прежде чем его пригласили работать в кинокартину «Хроника одного дня». Режиссером фильма был знаменитый литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. Именно Жалакявичюс в 1965 году начнет съемки ставшего культовым фильма «Никто не хотел умирать» о событиях в послевоенной Литве.

image.jpg

Картина была признана лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1967 году.

На XV кинофестивале в Карловых Варах Донатас Банионис получает приз за лучшую мужскую роль в этом фильме, обойдя своего главного соперника на кинофестивале, Жан Поля Бельмондо.

В 1976 году Банионис, будучи уже знаменитым актером, стал членом жюри Международного кинофестиваля в Карловых Варах.

В 1979 Донатос Банионис вновь встретился с Жалакявичюсом на съемочной площадке фильма «Кентавры», но успеха картина уже не имела.

image.jpg

В 1967 году начинаются съемки фильма «Мертвый сезон». В фильме прототипом главного героя, разведчика Ладейникова, которого сыграл Донатас Банионис является Конон Молодый. Он работал под псевдонимом Гордон Лонсдейл, из которого авторы создали для Ладейникова целых два — Лонгсфилд и Стэндейл. Правда, настоящая история Конона Молодого не очень похожа на «разоблачение нациста». Тем не менее, и сам герой, и некоторые сцены вполне соответствуют исторической правде, например, знаменитая сцена обмена агентами. Она снималась самой первой, причём на одном подмосковном шоссе. В этой сцене Ладейникова меняют на некоего полковника Николса.

image.jpg

Роль полковника Николса исполнил другой замечательный литовский актёр Лаймонас Норейка, который также снимался в фильме «Никто не хотел умирать». По словам Донатаса Баниониса, в скором времени это стало предметом различных анекдотов на тему «как одного литовца на другого меняли».

На роль Ладейникова пробовались Вячеслав Тихонов, Олег Видов и другие известные актёры с «героико-романтической» внешностью, но выбор Саввы Кулиша, режиссёра фильма пал на Донатаса Баниониса. Это вызвало резкое возражение сценаристов и директора картины. Внешность литовского актёра, по их мнению, не соответствовала теме фильма.

Кулиш добился утверждение на роль разведчика именно Баниониса. Самому Банионису импонировало умение режиссера работать с актерами, они сошлись во взглядах на роль. Самому актеру хотелось сыграть не супермена- разведчика, а разведчика —человека.


image.jpg
«На экране я должен быть человеком, до конца не знавшим ни своей дальнейшей судьбы, ни будущего. Я старался, и по- моему, получилось» — воспоминает актер о съемках в «Мертвом сезоне». «А своей судьбе я благодарен за то, что она дала мне возможность поработать с Саввой Кулишом».
Фильм имел огромный успех в советском прокате.

Когда Банионис не снимался, он всегда возвращался на сцену своего родного Паневежского театра. Без актерской игры, он не мыслил своего существования. Но кинематографисты его «не забывали». Предложений сниматься у Баниониса было достаточно.

Получалось, что Донатас Банионис не выбрал творчество, творчество выбрало его. Как художника Гойю в одноименном фильме, который вышел на экраны в 1971 году благодаря рабое советских и ГДР-овских кинематографистов.

image.jpg

Слава Баниониса выходит за пределы Советского Союза. Совместные кинопроекты делают его знаменитым и зарубежом. В 1969 году на экраны выходит грандиозный итало — советский кинопроект, с множеством советских и зарубежных кинозвезд — фильм Михаила Калатозова «Красная палатка». Фильм рассказывал об экспедиции итальянского полярника Умберто Нобиле на Северный полюс в 1928 году.

image.jpg

Во время съемок в Риме Донатаса Бониониса представили Умберто Нобиле, которому было в то время 85 лет. В память о встрече со знаменитым полярником у Баниониса сохранился их совместных снимок.

Однако, главная встреча, в кинематографической судьбе Баниониса случилась в 1972 году. Андрей Тарковский пригласил его на главную роль в его новом фильме.

image.jpg

«Солярис», стоит особняком в карьере Баниониса. Сам актер не думал, что эта картина окажется для него одной из наиболее важных. Банионис был под большим впечатлением от предыдущей картины Тарковского «Андрей Рублев». По словам актера, картина его ошеломила, и потому Бонионис с большим интересом отнесся к предложению сняться в «Солярисе» по роману Станислава Лема. Спустя годы Бонионис признался, что сниматься у Тарковского было трудно, и не считает фильм своей заслугой. «Для меня большая удача в том, что мне посчастливилось быть причастным к этому великому искусству. Хотя я, конечно, был лишь винтиком во всем том, что делал Тарковский».

image.jpg

В 1984 году, во время съемок фильма «Грядущему веку», Банионис оказался в Италии, где уже проживал Тарковский, но встреча не сложилось, Банионис был очень ограничен во времени, а вскоре, 29 декабря 1986 года Тарковского не стало.


image.jpg
После «Соляриса» «вернувшись на землю» Банионис погружается в «морскую стихию», снимаясь в фильмах, рассчитанных на юношескую аудиторию с военно-морской тематикой «Капитан Джек» и «Командир счастливой щуки».

image.jpg

Банионис никогда не ограничивал себя в репертуаре.


image.jpg

В 1975 он возвращается к фантастике в фильме «Бегство мистера Мак-Кингли». Говоря о съемках в этом фильме, Банионис приводит интересный пример, вспоминая знаменитый фильм Скорзесе «Таксист» с Робертом де Ниро в главной роли. Снятый в то же время, что и «Бегство мистера Мак-Кингли»: «герой, вернувшийся с войны, устраивается на работу ночным таксистом и видит, что вернулся в страну, где господствует моральное разложение, безнравственность. А в финале не выдержав всей этой грязи, он берет автомат и стреляет в людей. Мне казалось, что Мак-Кинли должен был видеть общество именно таким, но в фильме мы этого не сумели показать».

image.jpg


Банионис признает, что так уж случилась, что одним из наиболее популярных и любимых у зрителей фильмов с его участием стала телевизионная картина «Приключении принца Флоризеля». Это было первая работа актера с режиссером Татарским. Позже они сделали еще две картины «Пьющие кровь» С Мариной Влади и телесериал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин».

image.jpg

По словам Татарского он хотел, что бы Председателя играл артист внешне обаятельный, привлекательный, с огромным шлейфом положительных ролей. «Вот по этой причине выбор пал на артиста Баниониса» — признавал режиссер.

После завершения съемок Тататрский повез картину в Москву.
В Госкомитет по телевидению и радиовещанию, где картину не приняли. Там так и сказали: «Мы вам говорили, чтобы вы не снимали Даля, поэтому фильм и не может быть принят».

С большим трудом картину все-таки выпустили на экран, и она сразу стала популярной, и остается любимым фильмом у многочисленных зрителей до сих пор.

В 1980 году Банионис возглавил родной Паневежский драматический театр. В этот период в кино Банионис практически не снимался, все время забирал театр. «После ухода с поста директора и худрука мне стало спокойнее... Пока я руководил театром для меня как для актера эти 8 лет были не плодотворны. В тот период у меня в театре почти не было ролей, а в кино лишь несколько незначительных работ». Так сам актер оценивает тот период своей жизни.

Лишь в 1996 году появилась работа в театре, которой сам актер очень дорожит. Это спектакль «У Золотого пруда» по пьесе Э. Томсона. В начале 80-х в США вышел одноименный фильм и Банионис играл на сцене героя, которого в фильме играл Генри Фонда. Спектакль поставил младший сын Бониониса Раймундас.

Раймундас, в отличие от своего старшего брата, который выбрал профессию историка, с трех лет выходил на сцену Паневежского театра, а повзрослев, закончил режиссерский факультет во ВГИКе.

Спектакль умел большой успех, как на родной сцене, так и во время гастролей театра. «Мне всегда приятно играть эту роль, говорит Банионис о своем персонаже старом профессоре. «Будто это отблеск моей собственной жизни, мне тоже уже за 80, и я со своей женой прожил более 50 лет. Да и симпатии зрителей я всегда чувствую, выходя на сцену в этом спектакле».

03.jpg

Всю жизнь проработал Банионис в одном театре, но в свой 75- летний юбилей Бонионис получил предложение от Национального драматического театра в Вильнюсе сыграть Иоганна Себастьяна Баха в спектакле «Встреча». Спектакль также получил очень теплый прием у публики. Донатас Бонионис перефразирует слова композитора и говорит: «Я творю, потому что в этом мое счастье». А счастье зрителя в таких актерах как Донатас Банионис.
 

Картина дня

наверх