Кротик, Рекс и все-все-все: восточноевропейские мультипликационные сериалы, которые обожали в СССР

Кротик, Рекс и все-все-все: восточноевропейские мультипликационные сериалы, которые обожали в СССР

Кадры из фильмов

Западные программы, которые транслировались на советском телевидении, можно пересчитать по пальцам. Советские телевизионщики заполняли в основном эфир передачами и фильмами собственного производства. Исключение делалось лишь для телевизионных продуктов родом из стран соцлагеря. Особой популярностью у советских зрителей пользовались многосерийные мультфильмы, которые снимались в Восточной Европе. Их отличал неповторимый стиль и какая-то особенная душевность и доброта.

Teleprogramma.

pro вспомнила несколько культовых западных анимационных сериалов, которые в прошлом веке собирали у телевизоров сотни тысяч наших соотечественников.

1

«Крот» (Чехословакия)

КротКадр из фильма

Первая серия мультфильма про приключения Кротика и его друзей была впервые показана в Чехословакии в 1957 году. Создателем этого мультика является художник-аниматор Зденек Миллер. Ещё в 1954 году он получил заказ от руководства чехословацкого телевидения придумать познавательный мультсериал для детей. Задача была поставлена перед Миллером не простая. Дело в том, что телевизионщики очень хотели, чтобы главным героем творения художника было какое-нибудь животное. Зденек несколько месяцев ломал над этим голову (образы большинства известных всем зверей уже к тому моменту стали центральными персонажами творений Уолта Диснея). Однажды, гуляя по улице, художник наткнулся на небольшой земляной холмик на лужайке, который соорудил крот. Миллер нарисовал несколько десятков эскизов Кротика. Он остановил свои выбор на том образе, который мы все очень хорошо знаем. Выразительные глаза мультяшного зверька стали его визитной карточкой, тогда как всем известно, что у настоящих кротов органы зрения практически не развит — животное почти всю свою жизнь проводит под землёй в кромешной темноте. Говорил Кротик только в самой первой серии, впоследствии Зденек реши, что в следующих эпизодах главный герой и его друзья разговаривать не будут. Он записывал на плёнку детский смех, плач, возгласы радости и удивления (в то время его дочки были маленькими, поэтому недостатка в подобных материалах у него не было). Сериал получился невероятно добрым. Он учит детей очень простым, но невероятно важным вещам – дружбе, справедливости, честности и самостоятельности. Всего снято 63 серии этого замечательного мультфильма.

2

«Болек и Лёлек» (Польша)

Болек и ЛёлекКадр из фильма

Этот польский сериал был снят режиссёром Владиславом Нехребецким. Главные герои этого мультика – два друга, прототипами которых стали сыновья постановщика. Первый эпизод «Болека и Лёлека» вышел в 1964 году. В Советском Союзе его начали показывать с начала 70-х. Болеслав и Кароль (именно так полностью зовут центральных персонажей сериала) никогда не скучают и не любят сидеть дома. За годы, прошедшие со дня их «рождения», они побывали в Африке, на Северном полюсе, на Диком Западе и много где ещё. Смекалка, изобретательность и находчивость всегда помогали Болеку и Лёлеку найти выход из самых сложных ситуаций, в которые искатели приключений то и дело попадают. Всего было снято более сотни серий этого популярного детского мультфильма. В некоторых польских городах их именами были названы улицы, а их портреты украшают надгробие собственного создателя, ушедшего из жизни в 1978 году.

3

«Рекс» (Польша)

РексКадр из фильма

Придумал Рекса польский сценарист Лехослав Маршалек в 1967 году. Всего было выпущено 65 серий мультфильма. Прообразом умного и обаятельного нарисованного пса стала охотничья норная собака. По поводу породы до сих пор идут споры – одна сторона видит в Рексе фокстерьера, другая же джек-рассел-терьера. Анимационные приключения главного героя этого мультсериала полюбились не только полякам – в своё время его показали практически в каждой европейской стране, но самую многочисленную армию поклонников Рекс смог собрать в Советском Союзе. У себя на Родине он стал одним из главных культурных символов новейшей истории. Его даже увековечили в бронзе – несколько лет назад на одной из улиц небольшого польского города Бельско-Бяла появилось скульптурное изображение Рекса.

4

«Сказки лесных человечков» (Чехословакия)

Кржемелек и ВахмуркаКадр из фильма

Главными героями этого мультфильма являются фантастические лесные человечки по имени Кржемелик и Вахмурка. Их придумал известный детский писатель Вацлав Четвертек. Они являются крошечными гномами, которые живут в пеньке. Примечательно, что режиссёр мультсериала Зденек Сметана решил, что Кржемелик и Вахмурка должны отличаться от других персонажей сериала. Именно с лёгкой руки постановщика они изображены чёрно-белыми. Контурные фигурки очень выделяются на фоне красочного, пёстрого мира, в котором они живут. Над озвучкой мультика трудилась актриса Иржина Богдалова. О Кржемелике и Вахмурке Чехословакия узнала в 1968 году. Всего было снято 39 серий мультфильма. В СССР этот анимационный сериал в основном транслировался в рамках популярной детской вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Советские зрители также очень любили чехословацкий мультсериал «Стремянка и Макаронина» про приключения таксы и дворняги.

Источник ➝

«Заражение»: Как создатели фильма предстказали пандемию и в чём они ошиблись



Во время самоизоляции, объявленной президентом России весной 2020 года, необычайно популярен стал фильм «Заражение» 2011 года с Джудом Лоу. Кое-кто считает его точным предсказанием пандемии коронавируса. На самом деле, в фильме много и совпадающих, и несовпадающих моментов, а кое-что из жизни создатели ленты, похоже, вообще не предусмотрели и потому не показали.


В чём фильм предугадал реальность


Коронавирус COVID-19 действительно пришёл из Азии и люди получили его от летучих мышей. Правда, в фильме вирус сначала получили от них свиньи, а уже через свиней вирус достался и людям.
На деле путь заразы оказался куда короче... Зачем есть свинью, заражённую летучей мышью, если можно съесть сразу мышь?

Людям действительно пришлось вспомнить, как много всего мы трогаем за день — вместе с другими людьми. Таким образом распространяются не только вирусы, но от большинства бактерий, которые мы получаем, трогая экраны терминалов, поручни в общественном транспорте и ручки дверей, нас защищает иммунитет.

Сравнения с «испанкой». Испанский грипп — одна из самых смертоносных эпидемий последних веков. С ним может сравниться только тотальный мор при пандемиях чумы. Так что легко можно угадать, что при столкновении с новой суперинфекцией люди вспомнят именно «испанку».

Слухи о биологическом оружии. В фильме о том, что вирус мог выйти из военных лабораторий, рассуждает и блогер-разоблачитель, и правительственные организации. В разгар COVID-19 в интернете действительно повторяется эта версия, но рассматривает ли её так же серьёзно, как в кино, правительство, останется по понятным причинам тайной.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Торговцы чудо-лекарствами. В «Заражении» продвигают через популярного и алчного блогера средство того типа, что в народе зовут фуфломицином — «Фарсити». На деле оно оказывается бесполезным, но на нём делают хорошие деньги. Похожая ситуация в марте-апреле 2020 года начала складываться во Франции, где некий доктор Рау продвигает и продаёт средство с никак не доказанной эффективностью — гидрохлорохин.

Индивидуальный биотерроризм. В фильме представители спецслужб рассуждают о том, что возможны случаи намеренного заражения больших масс людей, подобно тому, как некоторое люди взрывают себя в людных местах. Увы, но весна 2020 подарила немало подобных новостей и в Азии, и в Европе.

Мародёрство. В фильме очень быстро после начала пандемии люди начали вламываться в дома, отнимать друг у друга еду и грабить магазины. В жизни события развиваются далеко не так быстро. Поначалу люди надеются пережить карантин, потом — что сделать это поможет правительство. Но на юге Италии уже к началу апреля начались беспорядки и грабежи. Большое количество нелегальных работников — примета почти любой развитой страны — оказались без финансовой подушки, возможности получить социальную помощь и порой попросту без крова.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Что было в фильме, но не было весной 2020 года


Супервирус в жизни не такой уж супер. В фильме он развивается за считанные дни. Инкубационный период — около суток, симптомы нарастают быстро и смерть наступает тоже быстро. Кроме того, летальность COVID-19 намного ниже, чем супервируса из «Заражения», где умирает каждый четвёртый.

Людей с природной нечувствительностью к вирусу не замечено. В фильме главный герой не способен заразиться, потому что у него природный иммунитет к вирусу. COVID-19 переболевают порой в очень лёгкой форме (многие дети), но врождённый иммунитет к нему не обнаружен.

Поднять тревогу так же быстро в жизни не удалось. Первым о новом вирусе заговорил уханьский врач Ли Вэньлян, он же указал место распространения заразы — рынок морепродуктов. Однако медицинское начальство сочло его паникёром и буквально велело замолчать. Ли Вэньлян стал одной из жертв вируса, он умер в первых числах февраля 2020 года — больше, чем через месяц после того, как попытался сообщить о начале эпидемии.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Иммунитет людей отлично распознаёт вирус. В кино люди умирают потому, что их организм не опознаёт вирус как заразу и тот разрушает организм безо всяких препятствий. В жизни иммунитет пытается встать на пути вируса, и большинство смертей происходит именно из-за усиленного ответа иммунитета на заразу. У многих иммунитет успешно расправляется с COVID-19, не разрушив себя.

Учёные в фильме не учитывают много факторов. Чтобы понять, как вирус действует, реальные учёные изучили соотношение разных полов и возрастов среди заразившихся и погибших от вируса, а также рассмотрели другие факторы, такие, как климатические, распространённость прививки БЦЖ и тому подобные. Это важная часть исследований для борьбы с любой заразой. В фильме подобных исследований не упомянули даже мимолётно.

Улицы не зарастают мусором и вряд ли зарастут в развитых странах. Очень важно при пандемии соблюдать гигиену города, и это общеизвестно. Власти не только следят за тем, чтобы мусор не оставался на улицах, но и зачастую дезинфицируют асфальт, чтобы задержать распространение вируса.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Чего хватает в жизни и нет в фильме «Заражение»


Создатели карантины не представляли себе вирус-диссидентов. Очень серьёзная проблема — люди, отрицающие необходимость каких-либо карантинных мер при вирусе или опасность вируса вообще. Так, в Южной Корее вирус разнесли члены секты, внутри которой поощрялось во время эпидемии массово собираться вместе. В России одной из главных разносчиц эпидемии оказалась врач-инфекционист, вернувшаяся из Испании в разгар эпидемии в Европе и решившая не соблюдать карантин, потому что «прогулки полезнее». Она встретилась и взаимодействовала с большим количеством людей, поскольку работала профессором в университете. Когда её положили с коронавирусом в больницу, выяснилось, что за неделю она успела войти в контакт более, чем с тысячей человек.

Вспышки агрессии. В фильме главный герой спокойно ходит без маски среди людей в масках, и никто не обращает на него внимания. В жизни такие люди уже подвергаются как минимум словесным нападкам. Кроме того, из-за того, что вирус распространился из Азии, в жизни азиаты в разных странах выслушивают оскорбления и уже известны случаи физического нападения. Например, 14 марта 2020 года в магазине в Техасе молодой парень убил ножом семью американцев азиатского происхождения, включая двухлетнюю девочку. В Индии нападениям, наоборот, подверглись европейцы, поскольку там эпидемию ассоциируют с Италией.

Системные проблемы. Фильм едва коснулся таких проблем, как нехватка защиты у врачей и медицинских работников, которая привела к их высокой смертности, и массовых увольнений из больниц. Мельком показана проблема с вылетом людей, застрявших в чужих странах, тогда как в жизни сотни и тысячи людей оказались в ужасной ситуации, не имея возможности ни вылететь, ни остаться. Полслова сказано об экономических проблемах, к которым приводит карантин. Главный герой даже не задумывается о финансовом вопросе.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Взаимопомощь и взаимоподдержка. В жизни огромное количество психологов предложили свою помощь в борьбе с тревожными мыслями бесплатно, университеты стали выкладывать бесплатные лекции, бесплатными стали и многие платные прежде курсы. Люди придумывают игры, дающие вызов интеллекту и позволяющие как следует отвлечься от проблем, например, снимать дома косплей шедевров живописи. Волонтёры покупают продукты пожилым людям. В «Заражении» каждый оказался сам за себя. Жизнь показала, что люди лучше, чем о себе думали.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030420/45983/

Картина дня

))}
Loading...
наверх