12 сентября исполнилось 84 года выдающейся актрисе и художественному руководителю МХАТ им. Горького Татьяне Дорониной.
Имя Татьяны Дорониной давно стало легендарным и в театральном, и в кинематографическом мире. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.
Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла — ни в личной жизни, ни в творческой.
О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе — лидер.
Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова, также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы.
Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».
Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», — говорит Доронина.
Свежие комментарии