Непревзойденная "комическая старуха". Ирина Мурзаева

Очень немногие зрители знают и вспомнят ее фамилию, но в лицо эту актрису знают все, кто дружен с советским кинематографом и юмористическим киножурналом "Ералаш". Королева эпизодических ролей, быстрая, пластичная, обладающая безграничной внутренней энергией такой Ирина Всеволодовна была всю жизнь.

Ирина Мурзаева родилась в далеком 1906 году в городе Красноуфимск в семье художника и учительницы. Через некоторое время семья в поисках лучшей жизни переезжает в Москву, девочка пошла учится в женскую гимназию и записалась в драмкружок который был недалеко от дома.

А возглавлял этот кружок юный талант Николай Плотников, впоследствии ставший известным режиссером и звездой Вахтанговского театра.

По окончании гимназии молодая девушка легко поступила и с успехом закончила театральный техникум имени Луначарского и была распределена в Свердловский ТЮЗ, через несколько сезонов Ирина вернулась в Москву и стала артисткой театра-студии Рубена Симонова у которого актриса набралась нужного опыта и даже стала одним из заместителей мэтра, а когда студия обзавелась помещением Мурзаева стала преподавать актерское мастерство.

С 1937 года начался новый этап в жизни молодой актрисы она стала членом труппы а потом и режиссером театра Ленинского Комсомола в котором проработала до 1956 года, именно в этом театре Мурзаева полностью раскрыла свой комедийный талант, сыграв около десятка ролей в классических постановках, но из за творческих разногласий с новым руководством была вынуждена покинуть театр.

маникюрша "Сердца четырех"

маникюрша "Сердца четырех"

В 1941 году Ирина дебютировала в знаменитой картине "Сердца четырех", но шла война и фильм зритель увидел только в 1945 году . Лирическая водевильная комедия и роль маникюрши Тамары Спиридоновны сделали актрису знаменитой на всю страну.Режиссеры стали приглашать Мурзаеву на небольшие роли, актриса без колебаний соглашалась оттачивая мастерство, делая из каждого эпизода маленький шедевр.

Десятки соседок, тетушек, секретарш, фрейлины, злые старухи и бабушки "божьи одуванчики", ей удавалось все, более шестидесяти ролей в кино сыграла Ирина Всеволодовна.Знаковыми картинами для нее стали "Свадьба","Железный поток", "Простая история", "Женатый холостяк" и еще с десяток других.

фрейлина "В тридевятом царстве"

фрейлина "В тридевятом царстве"

Роли второго плана и маленькие эпизоды, таков был удел этой актрисы, но Ирина не расстраивалась, понимая что вряд ли уже выйдет сыграть что то большое, соглашалась на роли значившиеся в титрах как "бабка", "бабушка", "злая старуха". К каждому своему образу актриса придумывала новые детали, штрихи, находки в костюмах. А в жизни Мурзаева совсем не была похожа на своих персонажей, всегда серьезная и закрытая, образованная и интеллигентная, она практически ни с кем не общалась и мало кого знала по фамилии имени, приходила на съемки и отснявшись уходила все по расписанию без опозданий и сюсюканий.

дама "Инкогнито из Петербурга"

дама "Инкогнито из Петербурга"

Став одной из самых популярных "комических старух" нашего кино Ирина Всеволодовна во второй половине жизни перенесла эти образы и на детскую аудиторию став сниматься в знаменитом детском киножурнале"Ералаш" и взрослом юмористическом журнале "Фитиль" и здесь она показала себя таким же настоящим профессионалом "малых форм"

Ералаш "Невероятные приключения трех мушкетеров"

Ералаш "Невероятные приключения трех мушкетеров"

Личную жизнь актрисы нельзя назвать удачной, два замужества, первое в ранней юности закончилось быстрым разводом, второй раз она вышла замуж в 1937 за актера Николая Толкачева в браке родился сын Борис, но и здесь брак развалился и сына Ирина воспитывала одна разрываясь между домом и работой. Борис вырос и стал известным конструктором, Мурзаева больше замуж не выходила. Актриса очень любила вязать, если ей это надоедало то вязание с удовольствием заменялось чтением книг в парке или дома, а в быту она была совершенно неприспособленным человеком и ненавидела магазины.

Ирина Всеволодовна Мурзаева скончалась 3 января 1988 года в Москве, создав десятки неповторимых образов в советском кино она так и не получила ни одной награды от государства и чиновников от кино, она не была ни "народной", ни "заслуженной", но осталась любимой и узнаваемой своим зрителем неподражаемой "комической старухой".
Актриса похоронена на Донском кладбище .

захоронение актрисы, колумбарий Донского кладбища

захоронение актрисы, колумбарий Донского кладбища

Источник ➝

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой

Родилась актриса в хорошей дружной советской семье, отец был железнодорожником, помощником начальника станции, мать начальником закройного цеха. Были два старших брата и брат близнец. Родители были людьми жизнерадостными и творческими и детей воспитывали в любви и вовлекали в искусство. Отец и мать пели в клубе, еще совсем маленькая Руфина участвовала в том же клубе в представлениях. Старшие братья играли в оркестре.

Руфина Нифонтова с братом Вячеславом
 
Руфина Нифонтова с братом Вячеславом

Когда началась война, девочка еще училась в начальной школе, старшие братья погибли на фронте в начале войны.

Ребятам было двадцать и девятнадцать лет. Война была первым страшным потрясением в жизни знаменитой актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №3
 

Уже в послевоенные годы, девочка играла на площадке возле клуба, когда местный режиссер предложил ей попробовать сыграть в одном из спектаклей. Руфина увлеклась лицедейством и, выбрав для себя актерское ремесло, поступила во ВГИК.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №4
 

Девушка была эффектной рыжеволосой красавицей с печальными голубыми глазами. Необычная ослепительная внешность, определило ее амплуа, в студенческих постановках она играла характерные, гротескные роли.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №5
 

Все изменилась, когда актриса взошла на легендарную сцену Малого Театра в трагическом образе Катерины из драмы Островского «Гроза». Советский театр и кинематограф получили драматическую актрису, способную перевоплотится и исполнить характерную роль.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №6
 

Триумфом в кино стала для актрисы роль Кати в масштабной экранизации исторической эпопеи Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Это был первый опыт воплощения на экране этого культового произведения отечественной литературы. И создатели картины блестяще справились со сложнейшей задачей реконструкции образа мыслей и облика дореволюционной интеллигенции на изломе эпох и в последующих реалиях.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №7
От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №8
1 из 2
 
 

Фильм насыщен не только духом, но и вкусом эпохи. И по всеобщему мнению Руфина Нифонтова стала главным украшением киноленты, перед зрителем предстала самая настоящая прекрасная барышня, воспитанная в традициях серебряного века. Навряд ли кто-то из любителей кино сможет опознать в этой интересной и утонченной женщине мужиковатую бандитку из гротескного эксперимента Геннадия Полока «Интервенция». И это лучшая иллюстрация высочайшего профессионализма актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №9
 

Режиссёр «Хождение по мукам» Григорий Рошаль прекрасно знал силу этой актрисы, ведь это он открыл ее для советского кино. Первую свою кинороль она исполнила в его картине «Вольница», где актриса сыграла фактурную крестьянку.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №10
 

Актриса очень серьезно подходила к проработке своих ролей, как в театре, так и в кино. Поэтому в ее фильмография не так богата. Зато каждая работа это сильный законченный образ.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №11
 

Непростыми в творческой судьбе Нифонтовой выдались 80-ые годы. Ей тяжело давался переход на возрастные роли. Начались серьезнейшие проблемы со здоровьем. Лечение отразилось на внешности. Кризис в профессии и тяжелое состояние здоровья сказались на ее и без того тяжелом характере.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №12
 

Еще студенткой она нашла своего спутника жизни, известного в будущем документалиста, а тогда студента режиссерского факультета Глеба Нифонтова. Они прожили вместе сорок счастливых лет и трепетно оберегали свое счастье, не впуская в свой семейный круг посторонних. Смерть Глеба Ивановича в автомобильной катастрофе надломила актрису.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №13
 

После смерти любимого мужа Руфина Дмитриевна на протяжении нескольких лет пребывала в абстракции. Она была нелюдима и часто теряла сознание. Коллеги из малого театра пытались вернуть ей душевный баланс, привлекая к репетициям. 27 ноября 1994 она находилась одна в своей квартире, из-за неисправности крана ее обдало кипятком, и сердце не выдержало шока. Актрисе было 63 года.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №14
 
 
Поделиться Сохранить в закладках
7 просмотров2 упоминания

Популярное в

))}
Loading...
наверх