Королева гротеска Рина Зелёная

Чудаковатая и бесконечно обаятельная старушка, так запечатлелась в нашей памяти яркая и неординарная женщина, прожившая долгую, удивительную жизнь и ставшая легендой.

От рождения актриса носила имя Екатерина. Она была одной из младших детей в семье служащего средней руки с громкой фамилией Зеленый. Среди родни актрисы были высокие чины, например дедушка Иван Кузьмич Зеленый был гласным в думе.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №2
 

Жили они достаточно скромно, пока отца не перевели из Ташкента, где родилась актриса, в Москву.

После повышения семья зажила респектабельной жизнью и Екатерину отдали в женскую гимназию. Куда принимали только девочек из почтенных семей. Девочка прилежно училась, пока ее вместе с прочими гимназистками не обуял витавший над страной дух свободомыслия.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №3
 

Гимназию девушка закончила в преддверии революции, и вступила во взрослую жизнь уже в новом мире. Прежний уклад, в котором ей была уготована монотонная жизнь московской барышни, был порушен. Пришлось искать свой жизненный путь в новых изменившихся реалиях, и она нашла, случайно увидев объявления о приеме в театральную школу. Обладая природным артистизмом, Екатерина никогда не думала сделать лицедейство своей профессией. Попробовать решила скорее из любопытства, и с удивлением открыла всю сложность и многогранность актерского ремесла.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №4
 

Обучение актерскому мастерству проходило в годы гражданской войны среди нужды и разрухи. Актерскую практику проходили, выступая перед красноармейцами на фронтах. После окончания обучения студенты перебрались из холодной Москвы в Причерноморье.

Влившись в театр на изломе истории, она не была привержена к традиционным устоям в искусстве. А потому с невероятной легкостью влилась в только зарождающийся, а от того новаторский и сумасбродный экспериментальный театр. Ее первым творческим коллективом стала труппа «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Актеры жили и работали в подвале одного из одесских домов. Во главе труппы стоял, тогда никому не известный Виктор Типот, ему еще предстояло стать одним из основателей московского театра миниатюр, и автором знаменитых советских оперетт «Свадьба в Малиновке», «Девичий переполох» и «Вольный ветер». Именно в тот период актриса сменила имя с Екатерины на Рину. Причина такой перемены проста, полное имя не помещалось на одной из афиш.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №5
 

В 20-ые годы Рина вернулась в Москву, где погруженное в анархию искусство пестрело всеми красками, и где голодающие люди ходили мимо увеселительных заведений, в которых кутили нэпманы. Актриса зарабатывала на жизнь, исполняя комические куплеты в варьете. Девушка сбегает от этой жизни в Петроград, где устраивается актрисой в первый отечественный детский театр. Со всей своей неуемной энергией и искрящимся задором, она принялась осваивать этот новый жанр. Став пионером советского детского театра, и во многом определив лицо всего детского сегмента советского искусства. Работая уже в Москве в театре Сатиры и театре Миниатюр, она несла в себе этот детский неподдельный задор, наполняя им советское комедийное искусство.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №6
 

Очень скоро имя Рина Зелёная стали писать на афишах крупными буквами, а начав гастролировать, как эстрадная исполнительница она стала настоящей звездой. Дошло до того, что советские модницы просили парикмахеров сделать прически как у Рины Зелёной.

С началом войны артистка устремилась на фронт, и вплоть до самой Победы выступала с концертами в боевых частях. Столичная знаменитость спокойно переносила тяготы армейского быта. Ее не страшили ни вши, ни нацистке бомбёжки. За свою самоотверженность Рина Зелёная была награждена орденом Красной Звезды.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №7
 

Свое женское счастье Рина обрела в браке с одним из самых эрудированных людей страны, выдающимся архитектором, ученым и педагогом Константином Тихоновичем Топуридзе. Этот интеллектуал был по настоящему достойным человеком и посвятил свою жизнь созидательному труду во благо народа. Трогательная любовь этих талантливых людей вызвала умиление всего советского истеблишмента. После смерти Константина Тихоновича в 1977 году, в выразительных глазах актрисы навсегда затаилась грустинка.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №8
Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №9
 
 
 

Рина Зелёная всегда была деятельной особой, она успевала сниматься в кино, озвучивать мультфильмы, и ездить на гастроли, включая заграничные, знающая французский и немецкий языки она была востребована за рубежом. Актриса жила искусством и никак не могла им до конца насытиться. Рина любила своих поклонников, ей нравилось выступать и дарить людям радость. В своих гастролях она неоднократно добиралась до Северного Полюса. Это была уникальная трогательная актриса, безжалостная к халтуре и пошлости, с присущим только ей пронзительным чувством тонкой грани между драмой и гротеском.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №10
 

В кино Рина снималась в основном в небольших ролях, но она любила маленькие роли. Крайне сложно за небольшой отрезок времени создать на экране полноценный законченный образ. И актрисе нравилась эта сложность, позволяющая глубже постигнуть тайны лицедейства.

Бандитка из шайки Жигана исполнявшая блатные куплеты, в первом отечественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» (1931). Тараторка домработница в, пожалуй, первом советском детском фильме подкидыш «Подкидыш» (1939), примечательно, что Рина Зелёная являлась соавтором Агнии Барто по написанию сценария, и сама придумала эту героиню и прописала реплики. В комедии Григория Александрова «Весна» (1947), актриса взяла проходную роль и переписала ее, знаменитый режиссёр согласился с видением исполнительницы. В результате говорливая гримерша стала настоящим украшением картины. Практически все ушедшие в народ ловко ввернутые актрисой фразы, она сочинила сама.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №11
 

Рина всегда старалась обогатить своих героев, каждая небольшая ее роль, большой подарок для зрителя: домработница Настя – «Драгоценный подарок». Член художественного совета - «Девушка без адреса». Мать несостоявшейся невесты - «Жених с того света». Гувернантка принцессы Милады – «Каин XVIII». Внезапно ставшая старушкой школьница Надя - «Сказка о потерянном времени». Эксцентричная певица в ресторане "Одуванчик" – «Дайте жалобную книгу». Говорливая пассажирка, поборница справедливости – «Операция "Ы" и другие приключения Шурика». Экономка доктора Арнери – «Три толстяка». Редактор журнала "Жених и невеста" – «12 стульев». Графиня Вишня – «Чиполлино».

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №12
Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №13
Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №14
 
 
 

Озвучивание детских мультфильмов Рина Зелёная не считала работой, для актрисы это было приятное увлечение. Ее голосом говорили: Щенок – «Кто сказал "Мяу"?», Вовка – «Вовка в Тридевятом царстве», Львёнок – «Самый, самый, самый, самый», Экономка – «Кентервильское привидение», Мумми-мама – «Муми-тролль и другие», Слониха – «Мама для мамонтёнка».

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №15
 

Восхищаясь виртуозной игрой актрисы, ни зритель, ни даже коллеги не видели за комедийной маской, страданий женщины. Череда смертей близких людей сопровождалась большими проблемами со здоровьем. Рина Васильевна перенесла несколько тяжелейших операций, стоивших актрисе фигуры. У актрисы были увлечения в которых она черпала вдохновение, такие как теннис , фигурное катание и бильярд. Со всеми этим пришлось покончить. Женщина перестала получать от жизни удовольствия, все чаще впадала в депрессию.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №16
 

Новую жизнь вдохнул в актрису мастер советской киносказки Леонид Нечаев. Роль черепахи Тортилы открывала возможности для дурачества и импровизации. Вальяжно плавая по глади старинного труда, она парила в облаках творческих грез, превратив второстепенного персонажа сказки в достояния отечественной культуры. Затем юный зритель увидел актрису в образе доброй бабушки Красной Шапочки в следующей сказке Нечаева.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №17
 

Мощнейшим финальным аккордом в творческой жизни великой актрисы стала строгая и заботливая хозяйка уютного лондонского дома на улице Бейкер-стрит, где квартировали два очень незаурядных джентльмена.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №18
 

Актриса всегда отличалась доброжелательностью и остроумием, у нее было много друзей. Но последние годы своей жизни она самоустранилась, предпочитая остаться со своим горем и болячками наедине. Гнетущее одиночество постоянно тяготило ее, актриса часто бывала в Доме творчества и в Доме ветеранов кино. Екатерина Васильевна прожила 89 лет и до самых последних дней сохраняла свое поразительное чувство юмора.

На ее надгробной плите не высечено никаких регалий, там только теплое и дорогое всем нам имя Рина Зелёная.

Королева гротеска Рина Зелёная, изображение №19

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой

Родилась актриса в хорошей дружной советской семье, отец был железнодорожником, помощником начальника станции, мать начальником закройного цеха. Были два старших брата и брат близнец. Родители были людьми жизнерадостными и творческими и детей воспитывали в любви и вовлекали в искусство. Отец и мать пели в клубе, еще совсем маленькая Руфина участвовала в том же клубе в представлениях. Старшие братья играли в оркестре.

Руфина Нифонтова с братом Вячеславом
 
Руфина Нифонтова с братом Вячеславом

Когда началась война, девочка еще училась в начальной школе, старшие братья погибли на фронте в начале войны.

Ребятам было двадцать и девятнадцать лет. Война была первым страшным потрясением в жизни знаменитой актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №3
 

Уже в послевоенные годы, девочка играла на площадке возле клуба, когда местный режиссер предложил ей попробовать сыграть в одном из спектаклей. Руфина увлеклась лицедейством и, выбрав для себя актерское ремесло, поступила во ВГИК.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №4
 

Девушка была эффектной рыжеволосой красавицей с печальными голубыми глазами. Необычная ослепительная внешность, определило ее амплуа, в студенческих постановках она играла характерные, гротескные роли.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №5
 

Все изменилась, когда актриса взошла на легендарную сцену Малого Театра в трагическом образе Катерины из драмы Островского «Гроза». Советский театр и кинематограф получили драматическую актрису, способную перевоплотится и исполнить характерную роль.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №6
 

Триумфом в кино стала для актрисы роль Кати в масштабной экранизации исторической эпопеи Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам». Это был первый опыт воплощения на экране этого культового произведения отечественной литературы. И создатели картины блестяще справились со сложнейшей задачей реконструкции образа мыслей и облика дореволюционной интеллигенции на изломе эпох и в последующих реалиях.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №7
От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №8
1 из 2
 
 

Фильм насыщен не только духом, но и вкусом эпохи. И по всеобщему мнению Руфина Нифонтова стала главным украшением киноленты, перед зрителем предстала самая настоящая прекрасная барышня, воспитанная в традициях серебряного века. Навряд ли кто-то из любителей кино сможет опознать в этой интересной и утонченной женщине мужиковатую бандитку из гротескного эксперимента Геннадия Полока «Интервенция». И это лучшая иллюстрация высочайшего профессионализма актрисы.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №9
 

Режиссёр «Хождение по мукам» Григорий Рошаль прекрасно знал силу этой актрисы, ведь это он открыл ее для советского кино. Первую свою кинороль она исполнила в его картине «Вольница», где актриса сыграла фактурную крестьянку.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №10
 

Актриса очень серьезно подходила к проработке своих ролей, как в театре, так и в кино. Поэтому в ее фильмография не так богата. Зато каждая работа это сильный законченный образ.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №11
 

Непростыми в творческой судьбе Нифонтовой выдались 80-ые годы. Ей тяжело давался переход на возрастные роли. Начались серьезнейшие проблемы со здоровьем. Лечение отразилось на внешности. Кризис в профессии и тяжелое состояние здоровья сказались на ее и без того тяжелом характере.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №12
 

Еще студенткой она нашла своего спутника жизни, известного в будущем документалиста, а тогда студента режиссерского факультета Глеба Нифонтова. Они прожили вместе сорок счастливых лет и трепетно оберегали свое счастье, не впуская в свой семейный круг посторонних. Смерть Глеба Ивановича в автомобильной катастрофе надломила актрису.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №13
 

После смерти любимого мужа Руфина Дмитриевна на протяжении нескольких лет пребывала в абстракции. Она была нелюдима и часто теряла сознание. Коллеги из малого театра пытались вернуть ей душевный баланс, привлекая к репетициям. 27 ноября 1994 она находилась одна в своей квартире, из-за неисправности крана ее обдало кипятком, и сердце не выдержало шока. Актрисе было 63 года.

От трогательной барышни до вульгарной налетчицы. Творческая судьба Руфины Нифонтовой, изображение №14
 
 
Поделиться Сохранить в закладках
7 просмотров2 упоминания

Популярное в

))}
Loading...
наверх