10 знаменитых актёров-фронтовиков

Для многих актёров первой ролью стала роль солдата, которую они сыграли совсем не на съёмочной площадке. И многие режиссёры и операторы смотрели на батальные сцены вовсе не через объектив кинокамеры… Немало будущих народных и заслуженных артистов, кумиров миллионов зрителей, прошло через Великую Отечественную войну с оружием в руках и внесло свой вклад в Победу. Снимаясь в фильмах о войне, актёры-фронтовики как никто другой чувствовали своих героев…

Владимир Басов

Летом 1941 года восемнадцатилетний Владимир Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать какие документы нужны для поступления и какие экзамены предстоит сдавать… Но вместо экзаменов тем же летом он ушёл на фронт.

Лейтенант интендантской службы сначала занимался организацией художественной самодеятельности, а позже в звании старшего лейтенанта командовал батареей миномётчиков. Зимой 1945 года во главе штурмовой группы захватил опорный пункт немецкой обороны и был тяжело контужен в бою.

День Победы встретил в звании капитана и в должности помощника начальника оперативного отдела артиллерийской дивизии прорыва. За военную доблесть был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией…».
Ему прочили прекрасную военную карьеру, но капитан Басов предпочёл уволиться, а в 1947 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Режиссёр Басов стал ещё и популярным актёром, сыгравшим более 80 ролей в кино.

Юрий Никулин

Сразу после окончания школы в 1939 году Юрия Никулина призвали в армию, а через несколько дней началась советско-финская война. Никулин служил под Сестрорецком в зенитной батарее, которая охраняла небо Ленинграда. Там же будущего актёра застала и Великая Отечественная война, и уже в первые дни сражений батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолётам, которые закидывали Финский залив глубинными минами. После контузии был переведен в зенитный дивизион под Колпиным, а победу встретил в составе Курляндской группы войск. За участие в боевых действиях Никулин был награждён тремя медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

В мае 1946 года был демобилизован в звании старшего сержанта. После войны Юрий Никулин поехал поступать в московский ВГИК, но его не приняли — сочли, что он недостаточно киногеничен. После ряда неудач в театральных вузах Никулин поступил в Школу-студию клоунады. Но кино его ждало, и в 36 лет актёр впервые появился на экранах в эпизоде фильма «Девушка с гитарой» — с этого началась кинокарьера Юрия Никулина как разнопланового характерного актёра.


Алексей Смирнов

До войны Алексей Смирнов успел окончить театральную студию при Ленинградском театре музкомедии и даже сыграть одну роль в оперетте. В 1940-м году его призвали в армию, а с началом Великой Отечественной войны отправили на фронт. Смирнов был командиром огневого взвода в миномётном полку, воевал на Западном, Брянском, 1-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. В 1944 году вместе со своим взводом отбил деревни Онацковцы, Журавку и Пиляву, а также город Староконстантинов, в одном из боев лично взял в плен 7 фашистов. За мужество, проявленное в этих сражениях, старший сержант Смирнов получил орден Красной Звезды, орден Славы III степени и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

В 1945 году, во время форсирования реки Одер, Смирнов с однополчанами на себе переправили миномёт и уничтожили две пулемётные точки противника, расширив плацдарм для советских войск. За этот подвиг он был награждён орденом Славы II степени. До Берлина старшине Смирнову дойти не удалось — получил контузию и после госпиталя его комиссовали.

В 1946 году Алексей Смирнов вернулся на сцену родного театра музкомедии, а вскоре перешёл в «Ленгосэстраду». В конце 50-х начал сниматься в кино и вскоре стал одним из самых узнаваемых и любимых актёров второго плана.

Анатолий Папанов

До войны актёр самодеятельного театрального коллектива Анатолий Папанов успел сняться в эпизодах шести фильмов. В 1940 году его призвали в армию, а через год перебросили из Оренбурга под Харьков. В первом же бою от дивизии из 42 человек осталось в живых лишь 14… В звании старшего сержанта Анатолий Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942 году под Харьковым получил тяжёлое ранение — в блиндаж, куда они с однополчанами зашли погреться, попала бомба. Живым откопали только Папанова — его контузило и взрывом оторвало два пальца на ноге. В 21 год актёр стал инвалидом третьей группы, был комиссован и несколько лет ходил с тростью…

Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов поступил на актёрский факультет ГИТИСа — в институте сильно не хватало юношей, большинство было на фронте, поэтому на его хромоту и трость не обратили внимания. В конце 40-х он уже был актёром Театра Сатиры, а в 60-х — известным киноактёром.


Зиновий Гердт

Когда началась Великая Отечественная война, Зиновию Гердту было 25 лет, и он уже успел поработать в двух театрах — Театре кукол и «Арбузовской студии». Ушёл на фронт добровольцем в 1941 году. Свою профессию он скрывал — не хотел оказаться во фронтовой самодеятельности. После прохождения специальных сборов в Московском военно-инженерном училище был отправлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт. Служил в звании гвардии старшего лейтенанта на должности начальника инженерной службы гвардейского полка.
Зимой 1943 года был в саперной роте, расчищавшей подступы к Харькову, и получил тяжёлое ранение в ногу осколком танкового снаряда… В больнице Гердт провел около года, перенеся заражение крови и 11 операций. После выздоровления одна нога стала короче другой на 8 сантиметров, и хромота осталась с Гердтом на всю жизнь. Был награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

Войну закончил в молодёжном театре при дирекции фронтовых театров, после чего много лет был актёром кукольного театра им. Образцова. В кино долгое время он оставался за кадром, так как работал актёром дубляжа. Первую большую роль Зиновий Гердт получил в 1962 году.


Иннокентий Смоктуновский

С началом Великой Отечественной войны отец Иннокентия Смоктуновского ушёл на фронт, оставив 16-летнего сына за старшего. В 1942 году он работал в госпитале при размещённой в Красноярске воинской части и одновременно был статистом в местном драматическом театре. В начале 1943 года поступил в военное училище в Ачинске, но вскоре был пойман за собиранием картошки на общественном поле и отправлен рядовым на Курскую дугу…
Участвовал в освобождении Киева, в битве за Днепр. Во время одного из сражений под Житомиром попал в плен, но сумел сбежать по дороге в германский лагерь. Через заснеженный лес обессиленный Смоктуновский добрался до посёлка Дмитровка, где его выходила семья местных жителей, с которой потом он общался до конца жизни… Окрепнув, Смоктуновский присоединился к партизанскому отряду, а когда отряд объединился со стрелковым полком — стал командиром роты автоматчиков.
В звании гвардии младшего сержанта участвовал в освобождении Варшавы, войну закончил в немецком Гревесмюлене. За военные подвиги Смоктуновский получил две медали «За отвагу», медаль «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

Демобилизовавшись в 1945 году, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск и поступил в студию при драмтеатре. Недолгое пребывание в плену сделало Смоктуновского «неблагонадёжным» — он получил запрет на проживание в 39 крупнейших городах. Актёр переехал в Норильск, потом работал в Махачкале… Спустя 10 лет после войны он смог приехать в Москву, и вскоре театр и кино узнали выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского…

Михаил Пуговкин

22 июня 1941 года молодой актёр драматического театра Михаил Пуговкин снимался в эпизоде фильма «Дело Артамоновых» — эпизодическая роль купца была для него дебютной… А через два дня актёр ушёл на фронт добровольцем. Служил разведчиком в стрелковом полку, прошёл тяжёлые бои под Смоленском без единой царапины. Серьёзное ранение Пуговкин получил в 1942 году под Ворошиловградом — его ранило в ногу, началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!». Ампутации удалось избежать, но после госпиталя актёр был комиссован.
За мужество в боях он получил орден Отечественной войны II степени. Кстати, Пуговкиным он стал именно в госпитале — настоящая фамилия актёра была Пугонькин, но в больничные документы вкралась ошибка.

В 1943 году Михаил Пуговкин был принят в Школу-студию при МХАТе, но из-за провала на экзаменах был временно отчислен и призван на службу во Второе Горьковское танковое училище. Из-за ранения принимать участие в боях он не мог, поэтому стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год он продолжил обучение. В кино Пуговкин снимался и во время войны, но известность пришла к нему уже в 50-х годах.


Владимир Этуш

Актёр рассказывал, что был свидетелем начала войны, только тогда он этого не понял… В ночь с 21 на 22 июня он возвращался с вечеринки и увидел, как мимо него буквально пролетела машина немецкого посольства. Потом он прочитал, что это была машина посла Германии, который вручил Молотову меморандум об объявлении войны.
Он был студентом Щукинского училища и мог воспользоваться бронью, но увидев, что на спектакле в зале сидят всего 13 человек, понял, что на фронте он сейчас нужнее… На следующий день Этуш записался в добровольцы. В школе он учил немецкий язык, поэтому его готовили в разведчики, но отправили в места сражений. В составе стрелкового полка он воевал в Ингушетии, в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону. В звании лейтенанта командовал полком в наступательных боях, организовывал эвакуацию раненых, доставлял подразделениям боеприпасы.

В 1943 году был ранен и позже комиссован со второй группой инвалидности. За «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» актёр получил орден Красной Звезды.

В 1944 году Владимир Этуш вернулся на четвёртый курс Щукинского училища, а через год стал актёром театра им. Вахтангова. В 50-х начал сниматься в кино и вскоре стал признанным мастером характерных и комедийных ролей.

Георгий Юматов

Он всё детство мечтал стать моряком и в 1941 году его мечта осуществилась — он попал в военно-морскую школу, откуда в семнадцать лет ушёл на фронт. Он был юнгой в торпедном флоте, служил сигнальщиком на бронекатерах Азовской и Дунайской флотилий. Принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта и Вены. Во время боя за Венский мост участвовал в рукопашной схватке. Это было одно из самых тяжёлых сражений — в бою погибло около двух тысяч десантников, но Юматов выжил и вышел из него победителем. За этот штурм он был награждён уникальной матросской медалью Ушакова. В одном из боев ему удалось избежать смерти благодаря корабельной собаке — испугавшись обстрела она прыгнула за борт катера, и матрос Юматов бросился за ней в воду. В этот момент в катер прямой наводкой попал снаряд…

За три года войны Юматов несколько раз был ранен, получил контузию, дважды тонул, обморозил руки. За боевые заслуги он получил орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией».
После войны вернулся в Москву и стал актёром киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра. Первую роль получил в 1945 году, а настоящая слава пришла к нему только в 70-х годах.


Павел Луспекаев

В 1943 году пятнадцатилетний Павел Луспекаев добровольцем ушёл на фронт. Став одним из самых юных участников партизанской разведгруппы, неоднократно участвовал в боевых операциях. Во время одного из сражений Лукпекаеву в руку попала разрывная пуля и раздробила локоть. Его отправили в саратовский госпиталь и начали готовить к ампутации, но юноша не позволял дотронуться до руки, пока хирург не поклялся её спасти. После выздоровления Луспекаев был определён в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. Во время разведывательного рейда ему пришлось несколько часов лежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. Нарушение кровообращения дало о себе знать спустя много лет — актёру пришлось ампутировать несколько пальцев.



В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии и был зачислен в труппу Ворошиловоградского драматического театра. Через два года актёр уехал в Москву, поступил в театральное училище им. Щепкина и стал одним из лучших учеников. В 50-х годах Луспекаев начал сниматься в кино, но главной для него оставался театр — он выходил на сцену ведущих театров Тбилиси, Киева и Ленинграда.

Среди прошедших Великую Отечественную войну так же были:

Режиссёры — Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай (разведчик), Станислав Ростоцкий (рядовой), Григорий Чухрай (начальник связи полка), Пётр Тодоровский (командир миномётного взвода). Актёры — Евгений Весник (командир огневого взвода), Элина Быстрицкая (рядовая медицинской службы), Зоя Василькова (сержант войск ПВО), Пётр Глебов (рядовой войск ПВО), Владислав Стржельчик (комендант штаба управления дивизии), а так же артисты фронтовых бригад — Рина Зелёная, Михаил Глузский, Борис Сичкин и многие другие.

Источник ➝

Как создавались самые странные, страшные и неудобные костюмы в истории кино до того, как появилась компьютерная графика



Сегодня, в эру компьютерной графики, костюмы и декорации в кино часто заменяются нарисованными. Однако так было не всегда, да и теперь порой, для особенно сложных масок принимают решение создавать их по старинке, вручную. Хотя современные материалы и позволяют творить чудеса, находиться в этих странных дизайнерских нарядах актерам порой бывает неудобно, а иногда съемки превращаются и в настоящие мучение.

Джабба Хатт, «Звездные войны» - «Возвращение Джедая»



Этот персонаж киносаги представляет собой огромного инопланетного… то ли слизня, то ли лягушку.
Данный отрицательный персонаж очень тщательно продумывался создателями, в облике злобного инопланетянина прослеживаются черты множества земных животных, причем достаточно неприятных – от кольчатых червей до земноводных. В «Возвращении джедая» роль Джаббы «играет» кукла весом в 1 тонну, для ее создания потребовалось три месяца и полтора миллиона долларов. Для управления этим монстром привлекали четырех кукловодов, что делает Джаббу одним из крупнейших устройств, когда-либо использовавшихся в кино. Так как двигать громадину извне было невозможно, кукловоды работали, забравшись втроем внутрь «костюма».

Джабба Хатт – один из сложнейших в исполнении персонажей в истории кино

Джабба Хатт – один из сложнейших в исполнении персонажей в истории кино


Дэвид Алан Барклай, Тоби Филпотт и Майк Эдмондс – актеры-кукольники, работавшие в «Маппетах», теперь осваивали навыки работы втроем, в условиях самого тесного сотрудничества. Один управлял правой рукой персонажа и ртом, а также читал реплики на английском, второй был левой рукой, головой и языком, а третий, самый маленький по росту, отвечал за движения хвоста куклы. Очень реалистично выполненные глаза и богатая мимика персонажа были поручены четвертому участнику, но он управлял ими с расстояния, с помощью рации. Если добавить еще актера озвучания, голосом которого Джабба говорит в фильме (причем он изъясняется только по-хаттски, и все его реплики переводились на английский субтитрами), то получается, что пять человек одновременно нужны были, чтобы оживить одного только героя. Все это было настолько сложно, что создатели куклы даже решили сделать небольшой документальный фильм под названием «Жизнь внутри Джабба Хата».

Для управления огромной куклой требовалась синхронная работа четырех человек

Для управления огромной куклой требовалась синхронная работа четырех человек


Униформа в фильме «Звёздный путь: Следующее поколение»



Костюмы из спандекса – красивый, но неудачный для актеров вариант

Костюмы из спандекса – красивый, но неудачный для актеров вариант


Костюмы супергероев и бодрых покорителей космоса обычно выглядят как вторая кожа – чудесно сидят на персонажах и явно придают сил счастливчикам, которые них облачаются. Однако за кадром все бывает с точностью до наоборот. Одним из самых неудачных примеров подобных геройско-дизайнерских изысков является униформа, созданная для фильма «Звёздный путь: Следующее поколение». Дело в том, что при выборе материала костюмеры думали только о результате, но не об удобстве актеров. В результате одежда, сшитая из спандекса, выглядела превосходно, но создавала массу неудобств при длительно носке. Искусственный материал совершенно не пропускал воздуха, обработать его изнутри после каждого многочасового сеанса оказалось невозможно, поэтому через некоторое время на съемочной площадке пахло вовсе не космическими далями – ведь спандекс, к тому же, отлично впитывает запахи и хранит их, сколько ни проветривай. К тому же костюмы, для лучшего облегания, шились на размер меньше, что удобства при носке явно не добавляет. Это, кстати, секрет прекрасной посадки всех геройских униформ.

Костюм «Робокопа»



На съемках фильма «Робокоп»

На съемках фильма «Робокоп»


Этот, очень сложный в исполнении и носке костюм, стал на съемочной площадке настоящим яблоком раздора. Из-за него, впервые в истории, чуть было не сорвался проект фильма. Дело в том, что созданный вариант «робо-доспехов» очень не понравился режиссеру. Трудно сказать, почему Пол Верховен увидел самый главный реквизит только непосредственно перед съемками, когда он уже был полностью готов, но, в результате, из-за его ругани с дизайнером, съемки были задержаны, а затем все-таки возобновились, причем все с тем же костюмом. Однако дизайнер, обиженный таким отношением к его работе, в первый же день съемок просто не пришел, а он был единственным, кто умел натягивать кучу сложных элементов на актера. Съемочная группа пыталась это сделать в течение… 11 часов, после чего уже сам Питер Уэллер, игравший Робокопа, отказался участвовать в этом балагане. Директор картины, которому все это изрядно надоело, тут же уволил закапризничавшую звезду, но вынужден был взять его затем назад, так как костюм ни на кого другого не лез. Удивительно, что этот фильм все-таки вышел в прокат.

Костюм «Чужого»



Пример этого фильма наглядно показывает, что из кучи всякого хлама все-таки можно сделать «конфетку», если за дело берутся по-настоящему талантливые профессионалы. Фильм снимался в 1979 году как малобюджетный, и окупился затем в десять раз. Считается, что основой успеха проекта стал удивительный костюм злобного монстра-пришельца. Настоящей звездой ленты, хоть и оставшейся за кадром, стал швейцарский художник-дизайнер Ганс Рудольф Гигер. Именно он придумал и создал образ жуткого ксеноморфа. Его работы при первом рассмотрении даже не приняли – настолько они показались отвратительными, однако режиссер Ридли Скотт настоял на том, что он снимает ужасы, поэтому надо пугать зрителя как следует. В результате Гигер взялся за изготовление костюма. Съемочная группа сторонилась художника. Передняя часть головы костюма Чужого была вылита по форме настоящего человеческого черепа. Когда у Гигера спросили, где он взял «прототип», он ответил: «Не спрашивайте меня об этом». Вся группа была уверена, что художник прячет у себя в подвале трупы, но слухи эти, конечно, не подтвердились.

Человеческий череп и презервативы – тайна костюма «Чужого»

Человеческий череп и презервативы – тайна костюма «Чужого»


Помимо латекса в костюм монстра включили всякую всячину: трубки от старого Rolls-Royce, позвоночники змей, множество презервативов для жил на лице и т.п. Самым сложным элементом Чужого стала его голова. Для съемок крупным планом создали конструкцию, состоявшую из 900 подвижных элементов. При всем этом, ни один актер не подходил для превращения в инопланетянина – фигура пришельца должна была отличаться от человеческой. Решение пришло случайно. В баре неподалеку режиссер увидел огромного и очень худого нигерийца (рост его составлял 2 метра 20 см). Боладжи Бадеджо утвердили без проб, так как второго такого «Чужого» было точно не найти.

Костюм «Мистик»



Удивительный персонаж, способный превращаться в кого угодно, стал настоящим украшением киносаги «Люди Икс». Однако воплотить в кино нарисованная чешуйчато-синюю девушку из комиксов оказалось задачей нелегкой. Когда фотомодели Ребекке Ромейн предложили роль мутантки, она и не ожидала, с чем ей придется столкнуться. Девушку предупредили, что грим будет сложным, но она не была готова к тому, что «переодевание» будет длиться по 8 часов! Около 110 силиконовых чешуек, каждая из которых приклеивалась к телу, три слоя синей краски, а после — пять слоев других оттенков – кожа не выдерживала нагрузки и постоянно была покрыта язвами. Кроме того, самого необычного персонажа тщательно охраняли от внимания прессы, поэтому в перерывах между съемками актриса вынуждена была сидеть запертой в комнате без окон.

Костюм Мистик – еще один пример того, что синтетические материалы не очень удобны при носке

Костюм Мистик – еще один пример того, что синтетические материалы не очень удобны при носке


Дженнифер Лоуренс, которая исполняла эту же роль в следующих сериях, повезло намного больше. Сложный бодиарт заменили костюмом, и раскрашивали только лицо. Зато оправлять естественные человеческие потребности актрисе приходилось во время съемок, прямо в обтягивающем трико, ведь снимать костюм было очень сложно. Для этого дизайнеры предусмотрели специальные отверстия… но в процессе эксплуатации выяснилось, что не все так просто, поэтому, по свидетельству очевидцев, к концу съемок костюм также издавал не слишком приятный запах. Однако актеры – народ крепкий, ради искусства они готовы на многие жертвы, тем более, что современный кинематограф готов щедро оплачивать подобные неудобства.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290320/45900/?fbclid=IwAR347sv0rgA_C6VsX2InWQSu65MG821lDw6tCOLzHeYayenMP4hUrnxhG-0

Картина дня

))}
Loading...
наверх