Свежие комментарии

  • vladimir bedarev
    Полосатый рейс до сих интересно смотреть.За кадром «Полоса...
  • Misha Glusch
    Класс!Какой была в детс...
  • Елена Еленова
    Красивая и талантливая актриса. Всегда с удовольствием смотрю фильмы с её участием. Жаль, что так мало её занимали ...Какой была в детс...

В шесть часов вечера после войны. Предсказанная победа

В шесть часов вечера после войны. Предсказанная победа

Более 70 лет прошло после премьеры фильма «В шесть часов вечера после войны», поставленного выдающимся советским режиссером Иваном Пырьевым. Но и сейчас его с удовольствием смотрят люди разных поколений. В свое время картина предвосхитила будущее. Ведь она появилась на экранах в 1944 году, когда еще шли бои, но в ней уже полным голосом говорилось о победе. В фильме даже был показан Кремль, озаренный сиянием победного салюта

 

Год 1944-й

* На вооружение поступает тяжелый танк «ИС» («Иосиф Сталин»).

* Берия проводит первое совещание советских разведслужб по атомной бомбе.

* 26 марта залпом из 324 орудий Москва салютует Армии генерала Трофименко, которая первая вышла на Государственную границу СССР к реке Прут.

* 29 июля Сталина награждают орденом Победы.

* 9 декабря, представив де Голлю своих военачальников, Сталин говорит: «Если они не справятся со своими задачами – их повесят, так у нас принято в стране».

Трагический финал

…Расставаясь, они обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Пять долгих и невыносимо тяжелых лет артиллерист Вася Кудряшов и зенитчица Варя Панкова ждали этой встречи. Верили в нее даже тогда, когда смерть подходила слишком близко.

И эта вера помогла им выжить. Судьба вознаградила молодых людей за силу, мужество и терпение. Они встретились после победы у Московского Кремля…

Таково краткое содержание фильма Пырьева, рассказывающего о всепобеждающей силе любви. При этом мало кто знает, что по замыслу сценариста Гусева кинофильм «В шесть часов вечера после войны» должен был заканчиваться совсем не так. Сценарист приготовил сильнейший финал: Варя, героиня Ладыниной, во время краткой встречи с возлюбленным на полустанке вновь провожает его на фронт, после чего тут же на станции погибает под бомбами нацистского истребителя. И все последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озаренных всполохами победного салюта, возникает в ее меркнущем сознании.

В шесть часов вечера после войны. Предсказанная победа

Режиссерский вариант

Однако для Пырьева были вещи важнее высокой эстетики, он снимал фильм-заклинание, фильм-заклятие, как и стихотворение Симонова «Жди меня». Так что гибель героини не могла устроить ни режиссера, ни зрителя. Финальный эпизод – видения героини – Пырьев перевел в план уже свершившейся реальности, сняв встречу героев на фоне салюта победы за год до настоящего окончания войны. И зрители военного времени пережили сладостный шок, увидев на экране собственную материализованную мечту. Это вызывало потоки светлых грез и давало надежду. Ради этого, считал Пырьев, стоило жертвовать высокой эстетикой.

Бутафорская Москва и настоящий бронепоезд

Съемки картины Иван Пырьев начал в Ташкенте. Так что Москва в фильме бутафорская, картонная, она построена в павильоне Ташкентской киностудии.

Вот как вспоминала об этом Марина Ладынина, сыгравшая в фильме главную роль – воспитательницы детского сада, а затем зенитчицы Вари Панковой:

– Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около четырех градусов мороза, от нас шел пар. Впрочем, так и нужно было, ведь в фильме дело происходит зимой.

Финальную сцену, встречу в шесть часов вечера после войны на мосту у Кремля, тоже снимали в павильоне. Художники сделали прекрасную декорацию. Но как передать радость этой встречи? Как снимать победу во время войны? Как бы мы ее ни ждали, ее еще не было. Ведь еще повсюду гибли люди…

– После Ташкента мы продолжили съемки в освобожденной от немцев Истре, – вспоминал артист Евгений Самойлов, сыгравший лейтенанта Кудряшова. – Там была натура. Съемки начинались очень рано и заканчивались очень поздно. Мы не считались ни со временем, ни с состоянием своего здоровья – все для того, чтобы этот фильм получился.

– Бронепоезд, который встречают Кудряшов и Варя, – продолжает Марина Ладынина, – был настоящий, самолет был настоящий, и девушки-зенитчицы были самыми настоящими девушками-зенитчицами…

Необходимая интрижка

Бывший министр обороны СССР маршал Дмитрий Язов:

– В 1944 году обстановка на фронтах была весьма благоприятная для Красной армии. Была полностью освобождена территория нашей Родины. Я в это время оказался на Ленинградском фронте, и меня, перед Выборгской операцией, направили на курсы усовершенствования командного состава. А в это время на Невском проспекте в кинотеатре «Колизей» шел фильм «В шесть часов вечера после войны». Действительно интересный, развлекательный, патриотический, и там представляются все стороны советской действительности: и тыл, и фронтовики, которые оказались в Москве. Я не помню сейчас, каким образом главные герои познакомились с Варей, воспитательницей детского сада, но, во всяком случае, вот эта интрижка, она была таким довольно развлекательным моментом…

Артиллеристы! Сталин дал приказ!

После выхода картины на экраны зрителям особенно запомнилась песня, посвященная артиллеристам, которая сопровождает этот фильм. Почему именно артиллеристам? Начиная с 42-го года, когда разгромили немцев под Сталинградом, там решающую роль в разгроме сыграла, безусловно, артиллерия. И вот после этого, когда Сталин назвал артиллерию «богом войны», были созданы артиллерийские корпуса прорыва, они обеспечивали взлом обороны противника. Зачастую к этому привлекались даже бронепоезда. Ну а песня «Артиллеристы! Сталин дал приказ. Артиллеристы! Зовет Отчизна нас…» была созвучна тому порыву, который в это время был на фронте. Пели эту песню все: «За слезы наших матерей, за нашу Родину – огонь, огонь!»

После ХХ съезда партии в какой-то степени стали побаиваться открыто петь «Артиллеристы! Сталин дал приказ…» и текст видоизменили: «Артиллеристы! Партии приказ…», но все остальное осталось, и песня до сих пор жива.

В шесть часов вечера после войны. Предсказанная победа

Теперь и помереть можно!

…Перезвон курантов: 6 часов вечера после войны. Майор Кудряшов на месте, но девушки в крепдешиновых платьях спешат не к нему. 7 часов вечера. Герой бросает недокуренную папиросу в Москву-реку, и тут, как из небытия, возникает героиня – к платью приколота медаль, в руке букет белой сирени…

Победу создатели фильма предсказали с абсолютной точностью – в мае.

– Фильм о победе вышел еще во время войны, – вспоминала Ладынина, – и многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…»

Интересные факты:

– Картина вышла за полгода до 9 мая 1945 года.В главных ролях: Марина Ладынина (воспитательница Варя Панкова), Иван Любезнов (лейтенант Демидов), Евгений Самойлов (лейтенант Кудряшов).

– Лидер проката в 1944 году – фильм посмотрели 26,1 млн зрителей.

– Сталинской премии II степени 1946 года удостоены режиссер Иван Пырьев, сценарист Виктор Гусев, композитор Тихон Хренников, актеры Марина Ладынина, Иван Любезнов, Евгений Самойлов.

– Автор сценария Виктор Гусев не дожил до премьеры фильма. Он умер 23 января 44-го года. Ему едва исполнилось 35 лет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх