Свежие комментарии

  • Олег Викторов
    КОЗЁЛ ОН И ДЕРЬМО!!! СКОЛЬКИМ ТАЛАНТЛИВЫМ АКТРИСАМ ОТРАВИЛ И ИСПОРТИЛ ЖИЗНЬ!!!Почему первая жен...
  • Сергей Богатов
    В этом фильме она сыграла глазами,передав всю боль страдания.Очень убедительно и мощно создала образ Елизаветы Некрас...Почему первая жен...
  • Элеонора Коган
    Она ещё снималась в фильме-детективе: "Дело № 306", где сыграла очень хорошо свою небольшую роль учительницы Елизавет...Почему первая жен...

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

овые времена выбирают новых героев. В нашем кинематографе часто героями становятся голливудские светила. А об отечественных «покорителях» Голливуда говорят, что зачастую им там ничего не светит. Сегодня уже мало кто помнит, что когда-то в нашей стране жил и работал человек, который на самом деле покорил и удивил прославленный Голливуд. Человека этого звали Александр Птушко.

Надо сказать, Александр Птушко всю свою жизнь поражал всех, родных, друзей, знакомых, коллег. Ведь все, за что он брался, у него получалось идеально. А начинал свою кинодеятельность Птушко, ... мастеря кукол для аниматора Юрия Меркулова. И так удачно он все мастерил, что Меркулов сделал талантливого молодого человека своим единственным преемником и передал ему целую мастерскую объемной мультипликации.

И уже в 1935-м году Птушко смог поразить всех и каждого, сняв невиданный для тех времен по масштабности и зрелищности художественно-анимационный фильм «Новый Гулливер». Помимо актеров в фильме сыграли... 1500 кукол. Говорят, это творение Птушко высоко оценил Чарли Чаплин, а голливудские критики обозвали нашего творца «русским Спилбергом».

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Александр Птушко (справа) и оператор Николай Ренков на съемках фильма «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Ялта, 1938 г.

Дальше были любимые многими советскими зрителями «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты», «Золотой ключик», а после началась война. Александру Птушко пришлось с семьей перебраться в Алма-Ату. Но и здесь неуемный талант мастера на все руки нашел себе применение. Помимо того, что Александр Птушко работал в тылу над военно-патриотическими картинами, он еще и подрабатывал в свободное от работы время — шил кожаную и замшевую обувь, мастерил брошки, вышивал знамена. Это позволяло хоть как-то прокормить семью, ведь на киностудии в военное время платили сущие копейки. Говорят, Птушко был настолько искусным мастером, что даже помогал декораторам своих фильмов, сам пилил, возводил, строил.

Кстати, знакомство Голливуда с Птушко на «Гулливере» не закончилось. После окончания войны Александр Лукич удивил Запад еще больше.

Сначала он снял фильм «Каменный цветок», за который в Каннах мастеру вручили один из призов, а в Советском Союзе наградили Государственной премией. Затем Птушко взялся за «Садко», а потом перешел на «Илью Муромца». Вместе с «Садко» Александр Лукич увез из Венеции Серебряного льва, а с «Ильей Муромцем» попал в Книгу рекордов Гиннеса за то, что снял в своей картине немыслимое количество массовки — 104 тысячи человек.

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Кадр из фильма «Илья Муромец». Режиссер Александр Птушко. Мосфильм. 1956 г. СССР. На снимке: Борис Андреев в роли Ильи Муромца.

И «Садко», и «Илью Муромца» посмотрел не только весь Советский Союз, но и огромная часть западного общества. В конце 1950-х годов знаменитый американский продюсер Роджер Корманприобрел права на прокат этих фильмов в США. Единственное, американцам пришлось переименовать картины, так как ни про Садко, ни про Илью Муромца в Америке и слыхом не слыхивали. В итоге в западных кинотеатрах показывали фильмы Птушко под названиями «Волшебное путешествие Синдбада» и «Камень и дракон».

После ошеломительного успеха, Александр Лукич взялся за сказку для более взрослой аудитории — он задумал экранизировать «Алые паруса». Сначала подготовка к съемкам шла как по маслу, но дело застопорилось на выборе главной героини. Все вокруг твердили Птушко, что Ассоль должна играть Анастасия Вертинская. Но он почему-то видел в этой роли совершенно другую актрису. Переубедил его только худсовет, а затем и сама Вертинская после того, как режиссер посмотрел первые отснятые эпизоды. Именно она была той самой настоящей Ассоль.

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Кадр из фильма «Алые паруса». Режиссер Александр Птушко. Мосфильм 1961 год. СССР. На снимке: Василий Лановой и Анастасия Вертинская.

В перерывах между съемками своих непревзойденных сказок Александр Лукич писал сценарии. Один из них был по «Вию» Гоголя. Но сам снимать «ужастик» он не собирался, подарил сценарий начинающим режиссерам. Но когда посмотрел первые эпизоды, был разочарован — молодежь не справилась. Пришлось браться за дело самому. Александр Птушко снял такого «Вия», который до сих пор пугает видавших виды любителей ужасов.

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Кадр из фильма «Вий». Режиссер Константин Ершов, Георгий Кропачев. Мосфильм. 1967 г. СССР. На снимке: Наталья Варлей и Леонид Куравлев.

Но, пожалуй, самым любимым и самым необычным режиссерским творением Александра Птушко можно назвать «Руслана и Людмилу». Одна только говорящая голова, стерегущая меч-кладенец чего стоит! Кстати, Птушко на этой картине пришлось выдумывать не только то, как состряпать на советской кинопленке шедевральные спецэффекты, но и то, как оснастить площадку... попугаями. В одном из эпизодов по сценарию должны были участвовать 300 экзотических пернатых. Но так вышло, что реквизиторы насобирали с миру по нитке только несколько птах. В итоге Птушко потребовал раскрасить голубей и прицепить им бутафорские хвосты. На премьерных показах никто из зрителей подмены не заметил.

Русский Спилберг. 115 лет назад родился режиссер Александр Птушко

Кадр из фильма «Руслан и Людмила». Режиссер Александр Птушко. Мосфильм. 1972 г. СССР. На снимке: Валерий Козинец в роли Руслана и Владимир Фёдоров в роли Черномора.  

В последние годы Александр Лукич сильно болел, но он всегда появлялся на съемочной площадке вовремя, никогда не жаловался, не подавал вида, что ему плохо, он до последних дней работал над своими необыкновенными сказками и параллельно учил декораторов, аниматоров, ассистентов, осветителей, операторов и актеров.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх