Свежие комментарии

  • Светлана Барабаш (Сидорович)
    Бриджит Бардо и Кустинская- ну очень, мягко говоря, неудачная параллельСоветские «двойни...
  • Лидия Березовская (Абраменко)
    "Впал в абстракцию"....Это - как ? Может быть- в апатию?Леденящая кровь и...
  • абрам вербин
    :/Как сложилась суд...

Бруно Оя,самый красивый актёр СССР.

 

Бруно Оя,самый красивый актёр СССР.

Часто вспоминаю это удивительное лицо.Серые глаза,

высокую,стройную и статную фигуру.Другого с такими

внешними данными актёра в СССР не было. Всё это

дополнялось завидной пластикой и добротной актёр

ской игрой.Хотя у этого,дважды мастера спорта СССР,

по-моему, специального актёрского образования и не

было.Его заменила природная одарённость и практика

работы с серьёзными реж-ми. Хотя рижская актёрская

студия,кажется и была в его учебном активе ... .

Мне он запомнился по ф.-м"Выстрел в тумане"-амер.

разведчик Бринкль,"Волчье эхо", блистал с польской

звездой Полой Раксой,"Танец мотылька",где играл прак

тически самого себя.  И, конечно же, по ставшему миро

вым киношедевром,принёсшему ему Госпремию СССР,

"Никто не хотел умирать".

Бруно Оя,самый красивый актёр СССР.

Оя Бруно Вернер (по рождению - Bruno Oja ; артистическая фамилия-псевдоним - Bruno O’Ya12.02.1933 - 09.10.2002) - известный и популярный в СССР эстонский актёр театра и кино, эстрадный певец, джазовый музыкант, поэт-композитор и автор песен, профессиональный спортсмен и дипломированный врач-психотерапевт. Родился 12-го февраля 1933-го года в столице Эстонии городе Таллинне. Окончил факультет медицины Тартуского Государственного Университета (г.Тарту, Эстония), Московский Медицинский Институт (г.

Москва, Россия), а так же Рижскую Актёрскую Студию Драматического Мастерства, Эстрады и Пантомимы (г.Рига, Латвия). Музыкой начал заниматься с 5-летнего возраста, по наставлению родителей, брал уроки игры на фортепиано. В молодости активно занимался спортом. Имея более чем двух-метровый рост, в начале-середине 1950-ых годов Бруно являлся капитаном Эстонской Сборной Команды "Калев" ("Kalev") по баскетболу и в 1952-ом году входил в состав Советской Олимпийской Баскетбольной Сборной на XV-ых Летних Олимпийских Играх проходивших в Финляндии (команда получила престижное 2-ое место - "Серебро"), а также играл в Рижской Команде "Спартак" по Водному поло. Получил спортивные звания: Мастер Спорта по Водному поло и Кандидат в Мастера Спорта по Баскетболу. За свою многолетнюю актёрскую карьеру неоднократно становился лауреатом и получил немалое количество высоких призов в области Искусства Кинематографии. 

В начале своей творческой карьеры, с 1957-го по 1963-ий годы, Бруно Оя играл в театре и выступал певцом на эстраде в городе Рига, работая в составе квинтета под управлением тогда ещё начинающего маэстро Раймонда Паулса. Неплохо играл на гитаре, контрабасе, аккордеоне, органе и фортепиано. Сочинял свои первые джазовые музыкальные композиции и песни. Был одним из основателей после-военного советско-латышского джаза, на протяжении пяти лет являлся президентом Рижской Молодёжной Джазовой Федерации (Рижский Джаз-Клуб) и стал одним из главных организаторов первых официальных джазовых фестивалей в Прибалтике. В 1966-1967

Бруно Оя,самый красивый актёр СССР.

годах, по приглашению из Москвы, неоднократно выступал в популярной Московской Эстрадно-Джазовой и концертно-развлекательной программе (пел известные джазовые шлягеры тех лет на английском языке, демонстрируя свои способности к джазовому вокалу) вместе со знаменитым московским оркестром "ВИО-66" ("Вокально Инструментальный Оркестр - 1966") под руководством известных российских джазменов того времени - Юрия Саульского и Алексея Козлова. Выступал в совместных программах с "ВИО-66" совместно с популярными исполнителями тех лет: Вадимом Мулерманом, Ниной Бродской, Джильдой Мажейкайте, пианистом Игорем Брилем, артистом пантомимы Александром Жеромским и многими другими артистами. 

Ещё в 1959-1960-ом годах, добившиcь первых определённых успехов на музыкальной сцене, Бруно Оя становится членом Рижской Актёрской Студии Драматического Мастерства и вскоре получает приглашение вести на Латышском Республиканском Телевидении развлекательную программу под названием - "Nativeland", ставшую первым широким и решающим дебютом для актёрской карьеры Бруно. После чего его постепенно начинают приглашать сниматься в кино и в 1959-1960-ом годах начинающий актёр впервые дебютировал в двух эпизодических кино-ролях. В течении следующего года, в период его работы на латышском ТВ и Эстраде в городе Рига, артистические способности молодого человека заметил и пригласил на съёмки своей первой дебютной картины известный советский комедийный кинорежиссёр Георгий Данелия. Съёмки в фильмах "Путь к причалу" (реж. Г.Данелия, 1962 г.) и "Сорок девять дней" (реж. Г.Габай, 1962 г.) принесли артисту первую широкую известность у зрителей и закрепили за ним прочный статус подающего надежды молодого талантливого актёра. В начале своей кино-карьеры актёр снимался в фильмах производства СССР, а так же в латышских, литовских и грузинских картинах. 

Советским кинозрителям Бруно Оя хорошо знаком по фильмам 1960-х годов: "Отчая земля" (1959), "Твоё счастье" (1960), "Путь к причалу" (1962), "Сорок девять дней" (1962), "Генерал и маргаритки" (1963), "Домик в дюнах" (1963), "Выстрел в тумане" (1963), "Жаворонок" (1964), "Время, вперед!" (1965), "На одной планете" (1965), "Помни, Каспар!" (1965), "Рано утром" (1965), "Гиперболоид инженера Гарина" (1965), "Операция "Трест" (1967) и другие. В 1965-ом году, картина "Жаворонок" (военно-историческая драма, реж. Л.Менакер и Н.Курихин, 1964 г.) с его участием в одной из главных ролей, получила Гран-При "Золотую пальмовую ветвь" Международного Каннского Кино-фестиваля в номинации "Лучший Иностранный Фильм - 1965". 

В том же 1965-ом Бруно Оя снялся в фильме изменившем всю его дальнейшую жизнь и принёсшим молодому артисту настоящую широкую известность и зрительское признание - в картине литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" (Литва, 1965 г.). Кино-картина собрала целый ряд престижных призов. Летом 1966-го фильм "Никто не хотел умирать" получил награду Карловарского Международного Кино-Фестиваля (г.Карловы Вары, Чехословакия), Приз Фестиваля Прибалтийского Кино и главный приз Гран-При Всесоюзного Кино-фестиваля СССР проходившем в Киеве, а в 1967-ом году Бруно Оя был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР за роль Бронюса Локиса, одну из главных ролей в этой картине. Союз Кинематографистов СССР планировал показать эту картину на главном европейском Международном Каннском Кинофестивале, однако в последний момент по "идеологическим соображениям" высшие чиновники от министерства культуры передумали, боясь слишком большой популярности "свалившейся на долю" молодых и харизматичных прибалтийских актёров, воспользовавшись которой они могли бы получить выгодные зарубежные контракты и остаться работать на Западе. 

С 1965-го года, после кинопроката ставшей для многих культовой картины "Никто не хотел умирать", к актёру Бруно Оя приходит всесоюзная популярность. Его постоянно приглашают на творческие вечера в различные города страны, о нём постоянно пишут журналы и пресса, а письма от поклонниц, влюблённых в образ "скандинавского викинга", начинают поступать на его адрес мешками. По многочисленным зрительским опросам, в период с 1965-го по 1967-ой годы, советские кинозрители считали Бруно Оя "вторым артистом" по популярности и харизме, после великолепного российского актёра Иннокентия Смоктуновского. С началом 1960-х по середину 1970-х в Советском Кинематографе началась большая "мода" на прибалтийских актрис и актёров (литовских, эстонских и латышских, не столь "приевшихся" публике и успешно игравших роли "иностранцев" в Советском Кино), таких как: Р.Адомайтис, Ю.Будрайтис, Д.Банионис, А.Масюлис, В.Томкус, Л.Норейка, Бруно Оя, Юри Ярвет, Олев Эскола, Лембит Ульфсак, Микк Миккивер, Леонхард Мерзин, Эва Киви, Ита Эвер, Элле Кулль, А.Лицитис, К.Себрис, В.Скулме, Г.Плаценс, И.Калныньш, В.Артмане, Л.Озолиня, М.Мартинсоне и другие - были широко востребованы в отечественной кино-индустрии, а их имена являлись хорошо знакомыми всем любителям жанра. 

После успешных ролей в советском кино, талантливый артист был замечен европейскими кино-производителями и в 1967-ом году, в порядке "обмена опытом" Бруно Оя был официально командирован Госкомитетом Кинематографии СССР на творческую работу в Польшу (для участия в совместных советско-польских кино-театральных проектах). Начиная с 1967-го года актёр в течении двух с половиной лет постоянно проживал в Польше и работал сотрудником Культурного Центра города Вроцлав. Спустя год, в 1968-ом актёр снялся в своём первом польском драматическом фильме "Когда любовь была преступлением" (реж. Яан Рябковски). Начиная с этого момента снимался во многих польских кинокартинах того времени, работал на Центральном Польском Телевидении, в городских театрах Кракова и Любека, на Государственном Польском Радио и официальной эстраде. Писал сценарии для эстрадно-музыкальных развлекательных телевизионных программ Польского ТВ. Сочинял тексты и музыку к песням, в том числе написал песни для польской исторической музыкальной моно-драмы "Сага о Бутриме". 

В 1970-ом, Бруно Оя женился на польской гражданке, за что вскоре был незаслуженно подвергнут жесточайшей критике советскими "идеологическими комитетами" и 4 февраля 1971-го года навсегда исключён из рядов "СК" (Союза Кинематографистов СССР), полностью выведен из состава советских актёров и безвозвратно лишён членского билета "Союза Кинематографистов". Проблема заключалась ещё и в том, что и сам Бруно Оя, по личному признанию, не хотел оставаться сугубо "про-советским" артистом и всегда стремился выйти за рамки популярности в одной стране. В итоге, в СССР на имя артиста было положено жёсткое вне-гласное "табу", о нём перестали говорить, писать статьи в журналах, публиковать интервью, хотя в народе его роли зрители хорошо помнили. Из-за сложившейся ситуации актёра больше не приглашали сниматься в советском кино и Бруно Оя, на долгое время был вынужден остаться жить и работать в Польше. Большую часть своей эмигрантской жизни актёр прожил в польском городе Вроцлав. Годы спустя, в одном из интервью, Бруно Оя признался, что всегда продолжал считать себя "гражданином СССР" и никогда не менял свой паспорт и советское гражданство, вплоть до развала страны в 1991-ом... 

За 15 лет своего кинематографического и музыкального творчества, к середине 1970-х годов Бруно Оя сыграл в 37-ми кинокартинах, выступил в десятках ТВ-Шоу и спел более чем в тысяче концертах. 

В дальнейшие годы артист активно и не менее успешно работал в кинематографе разных стран Восточной и Западной Европы, и Скандинавии. Снимался вместе с известными актёрами европейского кинематографа. Работал в Польше, Чехословакии, Германии (ГДР и ФРГ), Венгрии, Болгарии, Финляндии, Швейцарии и других странах. Снялся более чем в ста (100) кинофильмах и теле-сериалах. Самой крупной и известной ролью Бруно Оя в зарубежном кино (изначально роль писалась для знаменитого американского актёра Кирка Дугласа, исполнителя роли Спартака, в одноимённом голливудском фильме) стало участие в главной роли в культовом польском криминальном вестерне "Волчье эхо" ("Волчий вой"/"Wilcze echa"; реж. Александр Скибор-Рыльский, 1968 г.), принёсшим Бруно Оя "Золотую награду" - За "Лучшую Мужскую роль" на крупнейшем Азиатском Международном Кино-фестивале проходившем в Phnom Phen (г.Пном Пен, Республика Камбоджа). Были и другие известные работы, например такие, как участие в главной роли в известном в начале 70-х "индейском" вестерне под названием "Смертельная ошибка" (Германия, реж. Конрад Питзольд, 1970 г.), вместе с супер-популярным в СССР и Восточной Европе актёром Гойко Митичем (исполнителем многочисленных ролей американских индейцев). Затем, в карьере Бруно Оя было заметное участие в роли "второго плана" в таком известном и знаковом фильме, как знаменитая польская историческая драма-эпопея "Потоп" (реж. Ежи Хоффман, 1974 г.), получившая американскую кино-премию "Оскар", за "Лучший Иностранный Фильм 1975 года" (до сих пор считающийся в Польше одной из самых лучших польских картин всех времён!). 

Не взирая на опальное отношение к актёру в СССР, помня его талант и известность советские режиссеры в 70-е годы дважды приглашали Бруно Оя для съёмок в "совместных" кино-проектах. В 70-ые годы артист сыграл в совместной советско-немецкой исторической картине - "Чёрные сухари" (реж. Г.Раппапорт, 1971 г.), а так же в популярной у советского зрителя cовместной советско-венгерско-чехословацкой политической драме "Кентавры"(реж. Витаутас Жалакявичюс, 1978 г.), получившей главный приз Всесоюзного Кино-фестиваля СССР. 

В 1977-ом году, актёр успешно снялся в главной роли (роль Джека Лондона) в чехословацком приключенческом теле-сериале "Бегство из Золотого Края" (1977 г.), по мотивам классических рассказов английского писателя Джека Лондона. А в 1978-ом году, Бруно Оя, вместе с известной английской актрисой Кейт O' Мара (Кейт Кэрролл) и финской супер-моделью "королевой красоты-1975" - Анне-Мари Похтамо, снялся в главной роли в финской детективно-приключенческой драме "Неизвестный друг" (реж. Ларс Дж.Телестам), снятой по роману популярного финского писателя Маури Сариола, фильм получил несколько кинопремий на главном Национальном Финском Кино-фестивале - "Jussi Awards-78". В дальнейшей съёмочной карьере Бруно Оя успешно снялся в польской молодёжной драме о проблемах наркомании "Час выживания" (реж. Мечеслав Вацковски, 1984 г.), получившей приз "За лучшую режиссуру" на Международном Кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания), а так же, в популярных польских фантастических комедиях - "Поезд в Голливуд" (реж. Радослав Пивоварски, 1987 г., приз МКФ в Нью-Орлеане, США) и "Пан Клякса в космосе" (реж. Криштоф Градовски, про-во: Польша-Чехословакия, 1988 г.). 

Находясь на пике своей творческой карьеры, в 1977-ом году Бруно Оя написал на польском языке и издал в Польше свою первую автобиографическую книгу-пособие для начинающих актёров, под названием: "Przepraszam, czy pan jest aktorem?" ("Простите, вы актёр?"), до сих пор востребованную в актёрской среде и ставшую букинистической редкостью. Давно уйдя из большого спорта, в первой половине 1970-х годов проживая в Польше Бруно увлекался ездой на спортивных лошадях. Кроме съёмок в кино и работе в театре, любовью к лошадям и занятий литераторством, артист никогда не расставался со своей любовью к музыке и пению. В 1970-ые годы, Бруно Оя записал несколько музыкальных грампластинок-миньонов, в том числе и со своими авторскими произведениями, эстрадными песнями и инструментальными джазовыми композициями. В середине 1970-ых, среди любителей жанровой песни в СССР стал широко известен диск-гигант певца под названием - "Я иду, иду, иду..." с народными "уличными" русскими музыкальными произведениями (исполненными в весёлой комической сольной манере и инструментальном стиле "а-ля рюс"), который Бруно Оя записал вместе с инструментальным оркестром знакомых финских музыкантов в ноябре 1973-го на студии "Finnvox Studios" в столице Финляндии городе Хельсинки, при деятельной помощи финского продюсера Рейно Бекмана. Замечательные инструментальные аранжировки всех произведений на пластинке сделал финский музыкант Рауно Лехтинен (который так же сыграл в альбоме все партии скрипки, мандолины и домры). Благодаря великолепно сыгранному и подобранному песенному материалу, а так же замечательному актёрскому дарованию Бруно Оя, пластинка получилась очень "живой", стильной, драйвовой и бесспорно сделанной на высоком профессиональном уровне. 

За свою долгую творческую кино-карьеру, Бруно Оя самолично овладел шестью иностранными языками, которые специально изучил для работы в зарубежном кинематографе. Четыре раза актёр был женат. Имеет одного ребёнка (дочь Доминика Оя в настоящее время проживает в Австрии, где работает фото-моделью). После 30-летней работы в кино, в 1990-ом году артист завершил работу в зарубежном кинематографе и в 1991-ом, оставив в Польше почти всё своё имущество бывшей семье (большой дом и все вещи), спустя четверть века вернувшись на свою родину в Эстонию, где в начале занялся коммерцией (вложил деньги в торговое предприятие занимающееся контрактами с зарубежными фирмами), а позднее открыл свой ресторан. Некоторое время спустя Бруно Оя основал в Эстонии свой частный Фонд Помощи ("ENNA") молодым начинающим эстонским актёрам. 

Будучи по основной профессии медиком-психотерапевтом, Бруно Оя периодически читал лекции по психологии. Неоднократно выступал со своими творческими вечерами, и хотя эстонская публика была хорошо знакома с его творческими достижениями в кино-искусстве и большинство зрителей относилось к актёру с уважением и его творческие вечера всегда собирали немалую публику, некоторым про-националистически настроенным гражданам независимой Эстонии не давал покоя его прежний успех, связанный с успешной работой в прежнем про-коммунистическом советском кинематографе в 60-ые (как и в отношении к популярному певцу Георгу Отсу). Отдельные, особо ретивые эстонские журналисты в середине 1990-х годов незаслуженно обвиняли певца и актёра (самого пострадавшего от советской системы) в эдаком "творческом коллаброционизме" из-за сотрудничества артиста с оккупационной советской властью в 1960-е. Сам актёр относился к подобным "обвинениям" со свойственной ему мудрой иронией, говоря, что "подобные черты присущи любой маленькой нации, всегда с некоей обидой и ревностью воспринимающей успех и победы своих соотечественников у других народов". Однако, безусловно артиста обижал такой необъективный и "политизированный" подход к его творческой карьере у своих соплеменников. И хотя Бруно Оя обладал "диким" внутренним темпераментом на сцене, в жизни он всегда отличался выдержанным нравом, был открыт для общения и любил людей. 

В середине 90-х годов Бруно Оя продолжал заниматься любимой музыкой и записывать свои авторские композиции, неоднократно выходившие в СД-сборниках эстонских исполнителей эстрадно-джазовой музыки. Последние годы жизни актёр постоянно проживал в городе Тарту (Эстония). Находясь на пенсии руководил студией начинающих фото-моделей "TOP", при Тартусском Доме Молодёжи, где преподавал актёрский "мастер-класс" и искусство фото-портфолио. Увлекался игрой в шахматы и профессиональной художественной фотографией. 

В 1998-ом году, Бруно Оя перенес инсульт, был частично парализован и получил инвалидность 2-ой группы, но благодаря силе воли (актёру пришлось разрабатывать руки, заново учиться ходить и говорить) он смог почти полностью оправиться и восстановиться после тяжёлой болезни. В 2000-ом году, Бруно Оя написал и издал двух-томную книгу мемуаров (воспоминаний) о своей насыщенной событиями жизни, под названием "Гостем в этом мире" (в настоящее время опубликован только 1-ый том), а так же, наконец-то впервые снялся в нескольких эпизодических ролях в эстонских кино-картинах (до этого момента, по стечению обстоятельств, эстонский актёр Бруно Оя ни разу не снимался в кинофильмах на своей родине). 

В 2001-ом, артист последний раз сыграл эпизодическую роль, в известном американо-польско-швейцарском фэнтэзи-мюзикле "Lightmaker" ("Творец света") - "звёздном" номинанте нескольких престижных международных кино-премий), снятом и спродюсированным лично Дитером Мэйером - режиссёром, клип-мейкером и знаменитым музыкантом-инструменталистом, основателем известной культовой швейцарской электро-поп-группы "YELLOW"

9 октября 2002-го года, Бруно Оя скончался от прогрессирующего рака, не дожив всего четыре месяца до своего 70-летнего юбилея. Похоронен артист в эстонском городе Тарту (где проживал в последние годы), на кладбище городского крематория "Рахумяэ" (Rahumae).

По материалам книги"Гостем в этом мире"Таллинн 2000г. 

Картина дня

))}
Loading...
наверх