Угасшая звезда Виктора Перевалова: Как Иванушка из «Марьи-искусницы» стал грузчиком

Киноактер Виктор Перевалов | Фото: e-w-e.ru

Киноактер Виктор Перевалов | Фото: e-w-e.ru

17 февраля исполнился бы 71 год актеру Виктору Перевалову, но уже 10 лет его нет среди живых. В его фильмографии более 60 работ, но большинству зрителей он запомнился по ролям, которые сыграл еще в подростковом возрасте – в фильмах «Марья-искусница», «Республика ШКИД», «Я вас любил», «Старая, старая сказка». Так случилось, что в зрелые годы ему пришлось сделать долгую паузу в кинокарьере, а когда в начале 2000-х гг. он вернулся на экраны, ему было суждено сыграть всего несколько ролей, после чего он ушел из жизни при загадочных обстоятельствах…


Дебютная роль Вити Перевалова – в короткометражке *Тамбу-Ламбу*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Дебютная роль Вити Перевалова – в короткометражке *Тамбу-Ламбу*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов родился в 1949 г. в Ленинграде, его родители и старшие братья чудом пережили блокаду, а его детство пришлось на голодные послевоенные годы. Никто в семье не имел отношения к искусству, и сам Витя попал на съемочную площадку совершенно случайно. Однажды его вместе с другими первоклашками учительница привела на экскурсию во Дворец пионеров. Туда как раз зашел помощник режиссера Владимира Бычкова, занимавшийся поиском юных актеров для короткометражного фильма «Тамбу-Ламбу».
Его внимание сразу привлек забавный 8-летний мальчик с огромными голубыми глазами, и его утвердили на главную роль без проб. Так Витя Перевалов дебютировал в кино.

Виктор Перевалов в фильме *Марья-искусница*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Марья-искусница*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

После этого новые предложения от режиссеров поступали ему ежегодно, а в 10 лет Витя стал известным на весь Союз – он сыграл Марьина сына Иванушку в киносказке Александра Роу «Марья-искусница». Для юного актера эта роль стала путевкой в большое кино. В том же году он снялся в фильме «Сомбреро», в 1960-1961 гг. вышли картины с его участием «Балтийское небо» и «Старожил».

Кадр из фильма *Марья-искусница*, 1959 | Фото: liveinternet.ru

Кадр из фильма *Марья-искусница*, 1959 | Фото: liveinternet.ru

У одноклассников Витя был в большом почете – он проводил их без билетов на утренние сеансы в кинотеатр «Искра», где его знали все контролеры. А вот с учителями было сложнее. Из-за постоянной занятости на съемках он пропускал школьные занятия и сильно отстал в учебе. Его матери пришлось уволиться с работы и сопровождать сына в киноэкспедициях. В результате учителя забили тревогу и поставили родителей двоечника перед выбором: или кино, или школа. На несколько лет в съемках пришлось сделать паузу.

Кадр из фильма *Сомбреро*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Сомбреро*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Однако все это время Витя только и мечтал о том, чтобы вернуться на съемочную площадку – без актерской профессии он уже своего будущего просто не представлял. И после 8-го класса он сам отправился на киностудию «Ленфильм» на пробы в «Республику ШКИД». В 1966 г. на экраны вышли сразу 3 фильма с его участием: «Долгая счастливая жизнь», «Земля отцов» и «Республика ШКИД». Его жизнь снова проходила в гостиницах, куда он едва добирался, падая с ног от усталости. Его главным козырем была яркая внешность: белокурые волосы, широко распахнутые глаза, наивный взгляд, обезоруживающая детская улыбка. Вечным ребенком он выглядел даже тогда, когда вырос. В 18 лет Перевалов сыграл восьмиклассника в фильме «Я вас любил», а в следующем году появился на экранах в образе Принца-трубочиста в фильме «Старая, старая сказка».

Виктор Перевалов в фильме *Я вас любил*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Я вас любил*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Годен к нестроевой*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Годен к нестроевой*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

После этого Виктор отслужил в армии, а затем снова вернулся в кино. Но для взрослого юноши с лицом подростка ролей находилось все меньше. Перевалов говорил: «Мое лицо и на экране, и в жизни не менялось долгое время. Видимо из-за этого, мне всегда предлагали амплуа положительного паренька из породы «чайников». Но прошло время, и светлый типаж будущего строителя коммунизма стал никому не нужен. Вместе с ним испарился с экрана и мой лопоухий герой». Ему предлагали лишь эпизоды – малоприметных милиционеров, солдат, лаборантов, шоферов и т. д. В 1970-х гг. самыми яркими его ролями стали главная роль в фильме «Между небом и землей» и милиционер в детективе «Трактир на Пятницкой».

Виктор Перевалов в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Реклама

В начале 1980-х гг. Перевалов сыграл всего в четырех фильмах, и в двух из них его имя даже не упоминалось в титрах. А после 1982 г. в его кинокарьере наступила долгая пауза. Из-за своей невостребованности Перевалов начал выпивать. Позже он рассказывал: «До 30 лет, пока регулярно снимался, принимать на грудь было некогда и незачем. Но с годами предложения поступали все реже и реже. Кинематографу мой типаж оказался не нужен. С одной стороны, уже не пацан, с другой – еще не видавший виды мужик... Это был тяжелейший период. Душу терзали неудовлетворенные амбиции, уязвленное самолюбие... Глушил горькую так, что будь здоров. К тому же, как и мои друзья Саня Кавалеров, Коля Годовиков, страдал типично русской болезнью первой рюмки: начал пить – не остановишь. А поскольку характер у меня шебутной, мог серьезных дел наворотить. Слава Богу, обошлось».

Виктор Перевалов в фильме *Между небом и землей*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Между небом и землей*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Трактир на Пятницкой*, 1977 | Фото: stuki-druki.com

Кадр из фильма *Трактир на Пятницкой*, 1977 | Фото: stuki-druki.com

На тот момент у Перевалова уже была семья, подрастала дочь, и пришло время думать не о собственной кинокарьере, а о благополучии близких. На протяжении 20 лет актер брался за любую работу – он был и грузчиком в винном магазине, и кровельщиком, и монтером в метро, а потом скопил на машину, занялся частным извозом, работал курьером. Спустя годы Перевалов сокрушался: «Кино – жестокий мир. Он не прощает актеру долгого отсутствия на экране. И ничего тут не попишешь – отношение к артистам всегда было не лучше, чем к мебели. Кстати, мебель для картин частенько стоила дороже актеров».

Виктор Перевалов в фильме *Опасный возраст*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Опасный возраст*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Только в 2005 г. 56-летнему Виктору Перевалову удалось вернуться на съемочную площадку – режиссер Игорь Апасян доверил ему главную роль, деревенского пьянчужки-философа по прозвищу Экклезиаст в трагикомедии «Граффити». После этого жизнь актера начала налаживаться, его снова приглашали сниматься, снова стали узнавать, но эти подарки судьбы оказались прощальными.

Виктор Перевалов в фильме *Граффити*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Виктор Перевалов в фильме *Граффити*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Граффити*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Граффити*, 2005 | Фото: kino-teatr.ru

За 5 лет Виктор Перевалов успел сняться в 13 фильмах. Летом 2010 г. он отправился на съемки в Москву – и вдруг неожиданно вернулся раньше времени. Тогда стояла сильная жара, а 61-летний актер ее тяжело переносил. Когда почувствовал себя совсем плохо, решил вернуться домой. 5 июля 2010 г. у него случился инфаркт, и Перевалов скончался. Его супруга винила в случившемся съемочную группу – она не понимала, почему актера посадили на поезд вместо того, чтобы сразу отправить в больницу. А коллеги Перевалова утверждали, что на съемках он запил и сам настоял на том, чтобы ему взяли обратный билет. Обстоятельства его ухода до сих пор остаются невыясненными.

Кадр из сериала *Пелагия и белый бульдог*, 2009 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из сериала *Пелагия и белый бульдог*, 2009 | Фото: kino-teatr.ru

Актер с женой и дочерью | Фото: kino-teatr.ru

Актер с женой и дочерью | Фото: kino-teatr.ru

Киноактер Виктор Перевалов | Фото: kino-teatr.ru

Киноактер Виктор Перевалов | Фото: kino-teatr.ru

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170220/45511/?fbclid=IwAR0SYB38m6YJZhLTxc90k3tXb5-1X5zXKhxjtZP7xul4LgDKcB_4SYxdpiQ
Источник ➝

Неоднозначные моменты фильма «Республика ШКИД», которые зритель так и не увидел

 

Сильнейший по восприятию, и оказавший неизгладимое впечатление на зрителя фильм «Республика ШКИД», на деле гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. В это сложнейшее по своей структуре кинополотно, заложены весьма противоречивые смыслы. Хотя зритель при желании имеет возможность смотреть фильм как увлекательную комедию. Но только потому, что самые мощные по эмоциональному накалу и смысловому содержанию моменты. По тем или иным причинам не вошли в окончательный вариант картины.

 

 

Паук-ростовщик изначально был куда страшнее

 

 

Отвратительный во всех отношениях мальчик ростовщик стал нарицательным персонажем отечественной культуры. При желании выразить алчность и подлость ростовщичества приводят в пример именно его. Однако его линия очень резко оборвалась. Затянувшему в свои ростовщические сети большую часть воспитанников Слаенову, попросту надавали подзатыльников. В изначальном варианте фильма все было гораздо драматичней.

 

Нам показали, как Слаенов втянул младших интернатовцев в долговую кабалу, а самую агрессивную и еще не распрощавшись с уголовными замашками часть старших снабжал продуктами. Со временем те и другие попали в зависимость, одни подсели на подачки, другие расплачивались, не только отдавая пайку, но и выполняя все приказы новоиспеченного господина.

 

 

Паук-ростовщик открыто называл должников рабами и заставлял не только отдавать свои пайки, но и воровать с кухни хлеб, который продавался налево. Далее по фильму в старших вдруг просыпается совесть, они отказывайся защищать Слаенова, и он был отдан на расправу бывшим рабам.

 

 

В изначальном, и даже снятом варианте, все было гораздо мрачнее и что самое страшное логичнее. Разумеется, узнав о деятельности ростовщика, директор интерната решил положить этому конец. Попытки Викниксора пристыдить воспитанников и призвать к их совести натолкнулись на сопротивление со стороны ростовщика. Слаенов склонил воспитанников на свою сторону, заказав обед из ресторана, и поднял интернатовцев на восстание. По итогу в интернате установилось двоевластие. Слаенов преспокойно покуривал кальян возлеживая в окружении рабов, а директор Виктор Николаевич со своими методами воспитательской работы ничего не мог с ним сделать.

 

Но в таком варианте фильм не утвердили, пришлось вырезать противостояние ростовщика и директора и доснять сцену, где добропорядочные старшеклассники свергают Слаенова.

 

О судьбе актёра исполнившего роль Слаенова читайте в материале: Как сложилась судьба паука-ростовщика из "Республики ШКИД".

 

К сожалению не вошедшие в окончательный монтаж рабочие материалы были утрачены, и режиссёрской версии фильма мы не увидим.

 

Суровый антипод Викниксора

 

 

Одним из самых запоминающихся персонажей стал преподаватель гимнастики с грозным прозвищем Косталмед (Константин Апександрович Медников). За те несколько эпизодов, которые попали в картину, сформировался образ крепкого и решительного человека.

В первоначальном сценарии Косталмед был антиподом детектора Виктора Николаевича Сорокина (Викниксор). Сорокин исповедовал принципиальный отказ от любого насилия над воспитанниками. Косталмед настаивал, что в определённых ситуациях, применение силы необходимо. Викниксор не отступил от своих принципов, даже в ситуации с пауком-ростовщиком.

 

 

Неприступный и грозный с виду как скала Константин Александрович был мучительно одинок. Он привязался к доброму и наивному воспитаннику младшей группы Савушке. Савушка первым попал под власть ростовщика. Слаенов полностью сломил волю ребёнка, он продвинул его в старосты кухни и заставил честного мальчика воровать хлеб.

 

 

Суровый Косталмед не смог восстановить справедливость из-за того, что между ним и ростовщиком стоял Викниксор с его принципами. В результате чего Константин Александрович еще больше закрылся в себе, и стал угрюмым и жестоким.

 

От этой сюжетной линии пришлось отказался из-за тяжелой болезни актера Павла Луспекаева.

Подробней о судьбе прекрасного артиста читайте в материале: Павел Луспекаев. Печальная история таможенника Верещагина

 

Был бы фильм лучше, воплоти авторы все свои замыслы сказать сложно, но он точно был бы другим.

Картина дня

))}
Loading...
наверх