Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба

 

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №1
 

Трогательный актер с тонкими аристократичными чертами и благородными манерами покорил сердца зрителей, представ в образе галантного искусителя Евгения Листницкого в классической экранизации «Тихого Дона». Впоследствии актер Игорь Дмитриев блистал, играя сиятельную знать, благородных офицеров, вероломных царедворцев, но мог, исполнить и трагедию маленького человека.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №2
 

История происхождения актера окутана таинственной романтикой. В своих мемуарах Игорь Дмитриев повествует о семейном предании, которое гласит, что его отец потомок Анны Павловны Шерер.

Той самой приближенной императрицы Марии Федоровны и хозяйки салона из романа Льва Толстого «Война и мир». Бабушка актера была плодом любви сына той самой Анны Шерер и крепостной девушки. Дочь хотя и была внебрачной, но выросла в барском доме и получила приличное воспитание. Она вышла замуж за бравого офицера кавалериста Петра Дмитриева.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №3
 

Хотя отца своего актер почти не знал. Родитель был яхтсменом, натурой, судя по всему блистательной и увлекающийся. Он оставил мать с маленьким ребенком и не участвовал и их дальнейшей судьбе. Мать была балериной, уже после революции она повторно вышла замуж за инженера, который был арестован во времена борьбы с вредительством. Колоссальную роль в воспитании Игоря сыграл дедушка, бывший царский офицер Петр Артамонович Дмитриев. От деда артист и перенял, манеру держатся в рамках благородной эстетики.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №4
 

Детство Игоря Дмитриева прошло в цирке, где выступала мать, сам ребенок рос человеком творческим и с ранних лет участвовал в детской самодеятельности при ленинградском дворце пионеров. Ему посчастливилось попасть в ансамбль песни и пляски, которым руководил великий композитор и педагог Исаак Осипович Дунаевский. Вокальные и музыкальные навыки еще не раз пригодятся Дмитриеву в его актерской карьере. Свою первую роль в кино он сыграл в двенадцать лет.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №5
 

С началом войны они с матерью были эвакуированы вместе с Мариинским театром. Начинающий артист продолжал обучение, в эвакуированном вместе с театром хореографическом училище и выступал в местном клубе.

После войны, Дмитриев перебрался в Москву. В столице в то время жила будущая жена и подруга детства актера Лариса. Он продолжил свое обучение школе-студии МХАТа после окончания, вернулся в Ленинград и был принят в труппу драматического театра. Дмитриев любил Москву, и с огромным удовольствием приезжал в столицу на съемки и в гости. Но не согласился променять размеренную жизнь культурной столицы, даже когда получил из Москвы приглашение в «Малый театр».

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №6
Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №7
Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №8
Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №9
 
 
 

Молодой актер идеально вписался в театральный мир культурной столицы. Парадоксальным образом Дмитриев совмещал со своим дореволюционным флером должность секретаря комитета комсомола.

Став уже знаменитыми артистом Дмитриев тщательно изучал культурную жизнь Петербурга прежних эпох. Он всегда испытывал трепет перед старинными местами, где жили и работали творцы прошлых эпох. Актер собрал дома солидную коллекцию антиквариата и бережно хранил изысканные костюмы и фраки. После смерти актера сын передал эти наряды «Ленфильму», и они пополнили костюмерную студии.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №10
 

Игорь Дмитриев создал в кино невообразимое количество ярких, запоминающихся образов. И среди всего этого пестрого многообразия особняком стоят невообразимо красивые картины Яна Фрида. Всего у них было семь совместных работ. Особенно актеру удались: немолодой, но фактурный поклонник прекрасной Дианы граф Федерико из «Собаки на сене», вероломный первый министр дон Хосе «Дон Сезар де Базан» и тщедушный Клеант в «Тартюфе».

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №11
 

Самая узнаваемая роль актера полковник Джеральдин, человек необычайной чести и верности, в захватывающей приключенческой картине «Приключения принца Флоризеля». Во время съемок Дмитриев подружился с коллегой по площадке Олегом Далем. К сожалению, дружба этих глубоких и талантливых артистов оказалась недолгой, Олег Даль скончался спустя несколько лет после выхода картины.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №12
 

На протяжении всей своей творческой жизни Дмитриев был крайне востребован в советском кино. Он участвовал также в фильмах снятых советским союзом в сотрудничестве с другими странами и был замечен мировым кинематографом. Благодаря участию в международных проектах актеру удалось избежать участи многих известных советских актеров, вынужденных в 90-ые годы играть в чернухе, чуть ли не за еду. Постоянным местом работы для Игоря Борисовича стал театр «Русская антреприза».

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №13
Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №14
 
 
 

Еще в 60-ые годы, сын артиста выехал на стажировку за границу и стал невозвращенцем, он обосновался в США. После распада СССР у родителей появилась возможность поддерживать с сыном связь, и ездить в гости. Со временем жена Игоря Борисовича перебралась к сыну на постоянное место жительства.

Как выглядел в детстве, аристократ советского кино Игорь Дмитриев и как сложилась его судьба, изображение №15
 

Во второй половине нулевых у актера начались проблемы со здоровьем. Несмотря на это, он выходил на сцену театра и пышно отметил 80 летний юбилей. Но вскоре состояние ухудшилось, и в январе 2008 актера не стало.

Давайте вспомним некоторые из ярких ролей артиста:

Отчаянный бывший белый офицер Лятьевский - Поднятая целина
 
Отчаянный бывший белый офицер Лятьевский - Поднятая целина
Актер Игорь Борисович - Зайчик
 
Актер Игорь Борисович - Зайчик
Керенский - Хождение по мукам
 
Керенский - Хождение по мукам
Заговорщик и византийский шпион Халцедоний - Ярославна, королева Франции
 
Заговорщик и византийский шпион Халцедоний - Ярославна, королева Франции
Вероломный и алчный начальник полиции Медынский - Огненные дороги
 
Вероломный и алчный начальник полиции Медынский - Огненные дороги
Король лондонского преступного мира Малделей - Голубой карбункул
 
Король лондонского преступного мира Малделей - Голубой карбункул
Грегсон, лучший инспектор Скотланд-Ярда по версии Холмса - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
 
Грегсон, лучший инспектор Скотланд-Ярда по версии Холмса - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Мудрый, но малахольный первый министр - Сказки старого волшебника
 
Мудрый, но малахольный первый министр - Сказки старого волшебника
Глава фронды Фронды против Мазарини герцог Бофор - Мушкетёры двадцать лет спустя
 
Глава фронды Фронды против Мазарини герцог Бофор - Мушкетёры двадцать лет спустя

Рагу из «Синей птицы». Как звезды Голливуда в Ленинграде снимались

Начало 1970-х годов стало периодом потепления в отношениях между СССР и США. Уход американских войск из Вьетнама и подписание целого ряда договоров, направленных на ограничение гонки вооружений, позволили двум сверхдержавам заняться работой над мирными проектами.

В 1975 году вчерашние космические конкуренты осуществили ставший мировой сенсацией совместный орбитальный полет кораблей «Союз» и «Аполлон».

От модных тенденций не захотел отставать и Голливуд. Появилась мысль сделать грандиозный совместный проект с советскими кинематографистами.

Американцы идут по следам Куросавы

Отечественные киноделы в ту пору в мире пользовались заслуженным авторитетом. Сам легендарный японец Акира Куросава дал согласие на съемки советско-японской картины «Дерсу Узала».

Проект «Мосфильма» и японского «Ателье-41», что называется, сорвал банк. Мировой успех, россыпь наград фестивалей и «Оскар» за лучший иностранный фильм.

На этом фоне был заключен контракт между «Совинфильмом» и американской кинокомпанией «Эдвард Льюис Продакшн» о съемках советско-американской картины. За названиями подписантов, которые, возможно, сегодня мало что говорят публике, стояли более знакомые «Ленфильм» и 20th Century Fox.

Снимать фильм планировали в Советском Союзе: в Москве, Ленинграде и Ялте.

На бюджет не поскупились, выделив 12 миллионов долларов, что по тем временам было очень внушительной суммой. Для сравнения: «Дерсу Узала» стоил в четыре раза меньше. 

«Команда мечты»

В начале 1975 года в Ленинграде высадился фантастический десант американских звезд, возглавляемый великой Элизабет Тейлор. Вместе с ней прибыли Ава Гарднер, Джейн Фонда, Сисели Тайсон, Гарри Эндрюс и другие небожители. Режиссером фильма стал великий Джордж Кьюкор, получивший «Оскар» за «Мою прекрасную леди», а также снимавший такие фильмы, как «Филадельфийская история», «Обед в восемь», «Газовый свет».

Ставить решили легендарную пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица», посчитав, что эта сказка будет иметь одинаковый успех по обе стороны океана.

Советская сторона тоже в состав объединенной съемочной группы отрядила лучших: балетных танцоров во главе с примой Большого театра Надеждой Павловой, знаменитого на весь мир клоуна Олега Попова, актеров Георгия Вицина, Маргариту Терехову, Леонида Неведомского. В эпизодах задействовали звезду «Мистера Икс» и «Летучей мыши» Гликерию Богданову-Чеснокову, неподражаемых Игоря Дмитриева и Сергея Филиппова.

Марксистка Фонда и миллионерша Тейлор

Визит американцев стал головной болью для принимающей стороны. «Ленфильм» не знал, как ублажить такую звезду, как Элизабет Тейлор. Да и вообще как приучить янки к неприхотливому советскому быту.

Самой непритязательной оказалась Джейн Фонда, которая без всяких церемоний сама штопала себе колготки. Но с Джейн беда пришла с другой стороны: увлеченная левыми идеями актриса стала спорить с советскими коллегами о том, правильный ли марксизм в СССР. Советские граждане краснели, бледнели и предпочитали сбегать от навязчивой Фонды.

А вот Элизабет Тейлор требовала к себе особого отношения. Оно и понятно: как-никак, она была первой актрисой в мире, получившей гонорар в 1 миллион долларов.

«Лизе» все казалось ужасным. Особенно тогда, когда она подхватила дизентерию.

«Ко мне прислали несколько русских врачей, и все они в своих колпаках, масках и фартуках показались мне похожими на мясников. Правда, я и без того бредила. Мне показалось, что они приехали за мной, чтобы отвезти меня на бойню», — вспоминала госпожа Тейлор.

Элизабет Тейлор, прилетевшая в Ленинград для участия в съемках советско-американского фильма «Синяя птица». Аэропорт Пулково, 1975 год.

Элизабет Тейлор, прилетевшая в Ленинград для участия в съемках советско-американского фильма «Синяя птица». Аэропорт Пулково, 1975 год. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров

Мастерство не пропьешь

К счастью, звезда победила болезнь. А заодно и нашла средство, бодрящее и тело, и душу. Коллеги стали замечать, что прима становится очень веселой, выпив апельсинового сока. Вскоре стало понятно, что, помимо сока, в бокале есть еще и водка. Вернее, не так: в водке присутствовало некоторое количество апельсинового сока.

Порой после возлияний Тейлор съемку отменяли, и советские и американские коллеги Элизабет вспоминали все известные им ругательства.

Но Леонид Неведомский, игравший в «Синей птице» супруга героини Тейлор, высоко оценивал ее: «Она была настоящей королевой! Всегда корректная, доброжелательная. И очень хороший профессионал. Общих съемочных дней у нас с ней было всего семь. Снимали практически все сцены с одного дубля».

Легендой среди ленинградских кинематографистов стал номер, который Элизабет Тейлор выкинула не на съемках, а в свободное время.

 

Цель — «Ленфильм»!

В Ленинград прибыл американский военный корабль (как уже говорилось, дело было во времена разрядки), и звезда решила навестить соотечественников.

На приеме в честь Тейлор актриса спросила капитана корабля: «А где водка?»

Смущенный офицер пояснил: на американском флоте испокон веков действует «сухой закон».

«Тогда я ухожу к русским морякам!» — ответила Тейлор.

Ее кое-как уговорили остаться, и тогда Элизабет заявила, что ей надоел «Ленфильм» и было бы неплохо, если бы капитан отдал команду развернуть ракетную установку в сторону студии.

Побледневший офицер пояснил, что такое вращение оружием могут не одобрить «русские моряки», не говоря уже о «Политбюро». Тейлор, однако, настаивала: хочу — и все.

И вскоре ракетная установка, к удовольствию «кино-Клеопатры», развернулась в желаемом направлении.

Как потом выяснилось, капитан срочно связался со своим командованием, те вышли на Москву, а там махнули рукой: черт с ней, пускай порадуется. Такова была популярность Элизабет Тейлор, что ради ее каприза в считаные минуты смогли договориться между собой высокопоставленные чины двух стран.

Советские и американские актеры в фильме «Синяя Птица». 1975 год.

Советские и американские актеры в фильме «Синяя Птица». 1975 год. Фото: www.globallookpress.com

Кое-что о культе вуду

Съемки шли тяжело, затянувшись дольше запланированных сроков. Джордж Кьюкор был недоволен тем, что получалось, и все чаще выходил из себя. Вершиной психоза мастера стали претензии к Сисели Тайсон, игравшей Кошку. Чернокожую актрису, имевшую к тому времени номинацию на «Оскар» и премию «Эмми», Кьюкор обвинил в том, что она при помощи магии вуду наводит на картину порчу.

Сегодня за подобные расистские предрассудки Кьюкора бы вышвырнули из профессии, а тогда Сесили просто проглотила обиду.

В ноябре 2018 года 93-летняя Сесили Тайсон стала первой афроамериканкой, получившей почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.

Как бы то ни было, «Синюю птицу» досняли, и американцы убыли в Соединенные Штаты, полные радостных надежд на повторение успеха «Дерсу Узала».

Однако, что называется, не срослось. Фильм, премьера которого состоялась в США 5 апреля 1976 года, собрал в американском прокате менее 1 миллиона долларов. Да и у советских зрителей он тоже успеха не имел. Не оценили «Синюю птицу» и критики.

Режиссер Джордж Кьюкор (слева), актриса Элизабет Тейлор (в центре) и кинодраматург Алексей Каплер (справа) на съемках фильма «Синяя птица». 1975 год.

Режиссер Джордж Кьюкор (слева), актриса Элизабет Тейлор (в центре) и кинодраматург Алексей Каплер (справа) на съемках фильма «Синяя птица». 1975 год. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров

Почему «Синяя птица» не взлетела

В чем же дело? Определенно не в кознях Кей-Джи-Би. Да и звездный советско-американский состав, несмотря на бытовые сложности и баловство с «соком», отработал вполне профессионально.

Не справился Джордж Кьюкор. Великий мастер переживал эпоху заката и, получив большие возможности и лучших исполнителей, полностью провалился.

После «Синей птицы» он снял всего одну картину, которая тоже не дотягивала до уровня его шедевров.

Видимо, срываясь на Сисели Тайсон, режиссер злился на собственную беспомощность.

К тому же выбор пьесы «Синяя птица» тоже был очень рискованным. Произведение Метерлинка больше века успешно идет на театральных подмостках, но в кино все волшебство куда-то исчезает.

В 1940 году в Голливуде ставили «Синюю птицу» под первую девочку-звезду Ширли Темпл. Та постановка тоже провалилась, фактически поставив крест на звездной карьере Темпл.

И все-таки «Синяя птица» получилась уникальной. Совместного кинопроекта с США подобного уровня в истории отечественного кино больше не было. И неизвестно, когда еще будет.

Картина дня

))}
Loading...
наверх