История комедии «Пёс Барбос и необычный кросс»

Знаменитую короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс» молодой режиссёр Леонид Гайдай снял после двух провалов: за сатирическую комедию «Жених с того света» его отстранили от съёмок на два года, а фильм о комсомольцах «Трижды воскресший» остался незамеченным… Расстроенный режиссёр уехал в Иркутск к родителям, чтобы спокойно решить, что делать дальше. Разбирая на чердаке старые газеты, он наткнулся на фельетон Степана Олейника «Браконьеры», начинавшийся словами:
Через пойму, через дол,
Там, где верб зеленых своды,
Двух Никол Гаврила вел —
Шли в поход враги природы…

Гайдай решил, что из истории о трёх браконьерах и одной умной собаке получится небольшой забавный фильм.

Похожий сюжет режиссёр уже встречал в рассказе австралийского писателя Генри Лоусона «Заряжённый пёс», но «Браконьеры» были смешнее и ближе.

Первым делом режиссёр придумал характеры и прозвища главным героям — Трус, Балбес и Бывалый, а потом начал искать актёров под получившиеся портреты. На роль сентиментального ипохондрика Труса без проб был утверждён Георгий Вицин — Гайдай уже работал с актёром на картине «Жених с того света». На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который нравился худсовету, но был сильно занят и сниматься не смог. Обратить внимание на клоуна из цирка на Цветном бульваре Леониду Гайдаю посоветовал Вицин — заинтригованный словами «он напоминает глисту» режиссёр вызвал клоуна на пробы, и утвердил Юрия Никулина с первого взгляда. Бывалым могли бы стать актеры Иван Любезнов, Михаил Жаров и Михаил Пуговкин, но никого не утвердили. Тогда руководитель «Мосфильма» посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения Моргунова.

На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха — у него уже было несколько ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали, казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал лапу…

На съёмочной площадке периодически вспыхивали конфликты. Первый случился у Бреха и Евгения Моргунова. Актёру надоело, что из-за какой-то собаки их гоняют почём зря, и он начал кричать на пса. Брех рычал и огрызался в ответ. Моргунов пообещал его придушить после съёмок — Брех на следующем же дубле вцепился актёру в ногу… Второй конфликт был между Евгением Моргуновым и режиссёром. В сцене погони хилый Трус должен был обогнать Балбеса и Бывалого — Гайдай считал, что это усилит комический эффект. Моргунов решил, что режиссёр выделяет своего любимчика и специально бегал быстрее всех. Когда его всё-таки удалось уговорить уступить — он начал третировать Вицина, высмеивая его героя.

Одна из шуток Моргунова над Вициным получилась действительно забавной. Однажды в перерыве между съёмками оборванный и перемазанный сажей Трус высоким голосом напевал арию Ленского «Куда, куда вы удалились…», чем привлек внимание проходящих мимо людей. Они спросили, что это за певец и получили от Моргунова ответ, что это легендарный Иван Козловский у которого сегодня сгорела дача, и он от этого тронулся умом, вот, сидят, ждут машину «скорой помощи»… Снимали, действительно, недалеко от дачи оперного певца.

Материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Благосклонно настроенный худсовет в дело вмешивался минимально. По его просьбе убрали эпизод, когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а выскакивал без них. Троица оглядывалась назадЮ, а за ними из шалаша выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовету посчитал медведя слишком ненатуральным, и сцену убрали. А вот выбегающий в одних трусах Вицин остался… Часть вырезанного материала вошла в следующую историю о троице — «Самогонщики».

Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха «Совершенно серьёзно», и короткометражка имела небывалый успех! Чуть позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100 стран мира. «Пёс Барбос и необычный кросс» участвовал в международных фестивалях — получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и особый приз от Лондонского кинематографического общества. В 1961 году он номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого приобрела всесоюзные масштабы — настолько ярких и обаятельных отрицательных персонажей на экранах ещё не было!

Источник ➝

«Заражение»: Как создатели фильма предстказали пандемию и в чём они ошиблись



Во время самоизоляции, объявленной президентом России весной 2020 года, необычайно популярен стал фильм «Заражение» 2011 года с Джудом Лоу. Кое-кто считает его точным предсказанием пандемии коронавируса. На самом деле, в фильме много и совпадающих, и несовпадающих моментов, а кое-что из жизни создатели ленты, похоже, вообще не предусмотрели и потому не показали.


В чём фильм предугадал реальность


Коронавирус COVID-19 действительно пришёл из Азии и люди получили его от летучих мышей. Правда, в фильме вирус сначала получили от них свиньи, а уже через свиней вирус достался и людям.
На деле путь заразы оказался куда короче... Зачем есть свинью, заражённую летучей мышью, если можно съесть сразу мышь?

Людям действительно пришлось вспомнить, как много всего мы трогаем за день — вместе с другими людьми. Таким образом распространяются не только вирусы, но от большинства бактерий, которые мы получаем, трогая экраны терминалов, поручни в общественном транспорте и ручки дверей, нас защищает иммунитет.

Сравнения с «испанкой». Испанский грипп — одна из самых смертоносных эпидемий последних веков. С ним может сравниться только тотальный мор при пандемиях чумы. Так что легко можно угадать, что при столкновении с новой суперинфекцией люди вспомнят именно «испанку».

Слухи о биологическом оружии. В фильме о том, что вирус мог выйти из военных лабораторий, рассуждает и блогер-разоблачитель, и правительственные организации. В разгар COVID-19 в интернете действительно повторяется эта версия, но рассматривает ли её так же серьёзно, как в кино, правительство, останется по понятным причинам тайной.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Торговцы чудо-лекарствами. В «Заражении» продвигают через популярного и алчного блогера средство того типа, что в народе зовут фуфломицином — «Фарсити». На деле оно оказывается бесполезным, но на нём делают хорошие деньги. Похожая ситуация в марте-апреле 2020 года начала складываться во Франции, где некий доктор Рау продвигает и продаёт средство с никак не доказанной эффективностью — гидрохлорохин.

Индивидуальный биотерроризм. В фильме представители спецслужб рассуждают о том, что возможны случаи намеренного заражения больших масс людей, подобно тому, как некоторое люди взрывают себя в людных местах. Увы, но весна 2020 подарила немало подобных новостей и в Азии, и в Европе.

Мародёрство. В фильме очень быстро после начала пандемии люди начали вламываться в дома, отнимать друг у друга еду и грабить магазины. В жизни события развиваются далеко не так быстро. Поначалу люди надеются пережить карантин, потом — что сделать это поможет правительство. Но на юге Италии уже к началу апреля начались беспорядки и грабежи. Большое количество нелегальных работников — примета почти любой развитой страны — оказались без финансовой подушки, возможности получить социальную помощь и порой попросту без крова.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Что было в фильме, но не было весной 2020 года


Супервирус в жизни не такой уж супер. В фильме он развивается за считанные дни. Инкубационный период — около суток, симптомы нарастают быстро и смерть наступает тоже быстро. Кроме того, летальность COVID-19 намного ниже, чем супервируса из «Заражения», где умирает каждый четвёртый.

Людей с природной нечувствительностью к вирусу не замечено. В фильме главный герой не способен заразиться, потому что у него природный иммунитет к вирусу. COVID-19 переболевают порой в очень лёгкой форме (многие дети), но врождённый иммунитет к нему не обнаружен.

Поднять тревогу так же быстро в жизни не удалось. Первым о новом вирусе заговорил уханьский врач Ли Вэньлян, он же указал место распространения заразы — рынок морепродуктов. Однако медицинское начальство сочло его паникёром и буквально велело замолчать. Ли Вэньлян стал одной из жертв вируса, он умер в первых числах февраля 2020 года — больше, чем через месяц после того, как попытался сообщить о начале эпидемии.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Иммунитет людей отлично распознаёт вирус. В кино люди умирают потому, что их организм не опознаёт вирус как заразу и тот разрушает организм безо всяких препятствий. В жизни иммунитет пытается встать на пути вируса, и большинство смертей происходит именно из-за усиленного ответа иммунитета на заразу. У многих иммунитет успешно расправляется с COVID-19, не разрушив себя.

Учёные в фильме не учитывают много факторов. Чтобы понять, как вирус действует, реальные учёные изучили соотношение разных полов и возрастов среди заразившихся и погибших от вируса, а также рассмотрели другие факторы, такие, как климатические, распространённость прививки БЦЖ и тому подобные. Это важная часть исследований для борьбы с любой заразой. В фильме подобных исследований не упомянули даже мимолётно.

Улицы не зарастают мусором и вряд ли зарастут в развитых странах. Очень важно при пандемии соблюдать гигиену города, и это общеизвестно. Власти не только следят за тем, чтобы мусор не оставался на улицах, но и зачастую дезинфицируют асфальт, чтобы задержать распространение вируса.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Чего хватает в жизни и нет в фильме «Заражение»


Создатели карантины не представляли себе вирус-диссидентов. Очень серьёзная проблема — люди, отрицающие необходимость каких-либо карантинных мер при вирусе или опасность вируса вообще. Так, в Южной Корее вирус разнесли члены секты, внутри которой поощрялось во время эпидемии массово собираться вместе. В России одной из главных разносчиц эпидемии оказалась врач-инфекционист, вернувшаяся из Испании в разгар эпидемии в Европе и решившая не соблюдать карантин, потому что «прогулки полезнее». Она встретилась и взаимодействовала с большим количеством людей, поскольку работала профессором в университете. Когда её положили с коронавирусом в больницу, выяснилось, что за неделю она успела войти в контакт более, чем с тысячей человек.

Вспышки агрессии. В фильме главный герой спокойно ходит без маски среди людей в масках, и никто не обращает на него внимания. В жизни такие люди уже подвергаются как минимум словесным нападкам. Кроме того, из-за того, что вирус распространился из Азии, в жизни азиаты в разных странах выслушивают оскорбления и уже известны случаи физического нападения. Например, 14 марта 2020 года в магазине в Техасе молодой парень убил ножом семью американцев азиатского происхождения, включая двухлетнюю девочку. В Индии нападениям, наоборот, подверглись европейцы, поскольку там эпидемию ассоциируют с Италией.

Системные проблемы. Фильм едва коснулся таких проблем, как нехватка защиты у врачей и медицинских работников, которая привела к их высокой смертности, и массовых увольнений из больниц. Мельком показана проблема с вылетом людей, застрявших в чужих странах, тогда как в жизни сотни и тысячи людей оказались в ужасной ситуации, не имея возможности ни вылететь, ни остаться. Полслова сказано об экономических проблемах, к которым приводит карантин. Главный герой даже не задумывается о финансовом вопросе.

Кадр из фильма *Заражение*.

Кадр из фильма *Заражение*.

Взаимопомощь и взаимоподдержка. В жизни огромное количество психологов предложили свою помощь в борьбе с тревожными мыслями бесплатно, университеты стали выкладывать бесплатные лекции, бесплатными стали и многие платные прежде курсы. Люди придумывают игры, дающие вызов интеллекту и позволяющие как следует отвлечься от проблем, например, снимать дома косплей шедевров живописи. Волонтёры покупают продукты пожилым людям. В «Заражении» каждый оказался сам за себя. Жизнь показала, что люди лучше, чем о себе думали.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030420/45983/

Картина дня

))}
Loading...
наверх