Пропаганда насилия, неуважение к отцам и другие грехи, в которых упрекают Астрид Линдгрен



Линдгрен — одна из самых знаменитых детских писательниц Европы. Волшебные сказки и приключения обычных деревенских детей, истории грустные и озорные — маленький читатель обязательно найдёт что-то на свой вкус. Со страниц её книг сходит какая-то особенная доброта, любовь к человечеству. Удивительно, но есть большое количество родителей и даже целые родительские движения, которые уверены, что детей надо ограждать от повестей Линдгрен. Плохому, мол, учат.

Список претензий поражает длиной, сами претензии — содержанием.

Вниманием не обошли ни одну хоть сколько-то популярную книгу сказочницы. Досталось и Пеппи, и Эмилю из Лённеберги, и Ронье, дочери разбойника, и Расмусу-бродяге, и, уж конечно, Карлсону.

Астрид Линдгрен с исполнительницей роли Пеппи Длинный Чулок.





Непочтительное отношение к отцам

Ронья ссорится с Маттисом, потому что он вспыльчив и не умеет ценить ни свою жизнь, ни чужую. Кроме того, он часто делает глупости, очень ребячлив, и матери Роньи приходится его осаживать. Отец Пеппи, капитан корабля, появляется только для того, чтобы в юбке на голое тело кувыркаться и прыгать с детьми младшего школьного возраста. Отец Эмиля, простой крестьянин, жаден до смешного (или грустного) и недалёк. Папа малыша Сванте Свантессона, живя с ним в одном доме, едва участвует в жизни сына — так, призрак с трубочкой где-то на фоне захватывающих приключений с Карлссоном.

Да, все эти персонажи считаются роняющими высокое звание отца, формирующими нелестное представление у детей об отцах вообще и приводят, как заявляют блюстители святого образа папы, к тому, что дети больше отцов уважать не могут как класс.

Сказочница не раскрыла роль отца в жизни Малыша.

Что касается детей, то они совсем не так испорчены ещё сочинениями на тему «Образ лирического героя в романе романтического автора» и видят просто обычных пап, взрослых с правом на ошибку, с разными характерами и, будем откровенно, со вполне распространёнными недостатками.

Поощрение побегов из дома

Ронья сбегает из дома, серьёзно поссорившись с отцом-разбойником, вместе со своим другом Бирком. Вдвоём они живут в пещере среди диких животных и местных недобрых волшебных существ. Расмус бежит из приюта, испугавшись наказания и отчаявшись дождаться кого-то, кто захочет его усыновить. Он прибивается к бродяге Оскару, который зарабатывает на жизнь тем, что поёт жалостливые песни под окнами. Нечего сказать, хорошие ролевые модели для ребёнка!

Кадр из шведского фильма о Расмусе-бродяге, мальчике, который сбежал из приюта и стал дружить с незнакомым мужчиной.

Однако там, где взрослый увидит сам возмутительный факт побега, ребёнок читает и о захватывающем приключении, и о всех тех опасностях, что поджидают детей вне дома. Ронья с Бирком чудом не умирают, когда на них нападают похожие на людей гигантские птицы, и едва не сваливаются в водопад. Они постоянно встают перед вопросом, где им взять еды и самых простых предметов быта и как спастись в холод. Расмус сталкивается с тем, что мир жёсток, жизнь требует денег, а некоторые взрослые — очень опасны.

Дети вообще часто не слушаются взрослых

Конечно, чемпион по непослушности у Линдгрен — Пеппи Длинный Чулок. Это девочка девяти лет, которая сказочно сильна и так же сказочно богата, она живёт совсем одна на вилле и не ходит в школу. Когда взрослые начинают учить её правильно жить, она задаёт неудобные вопросы, пытаясь понять логику бесконечной системы запретов. Но и другие дети-персонажи у Астрид бывают непослушными. Эмиль всё время делает что-то не так, доставляя взрослым много хлопот. Ронья и Расмус, как мы помним, сбегали из дома. Малыш Сванте постоянно нарушает запреты, идя на поводу у Карлссона. Всё это, уверены поборники нравственности, поощряет детей вести себя дерзко.

Бирк и Ронья, дети разбойничьих атаманов, сбежали из дома после того, как увидели, как мало ценят человеческие жизни их отцы.

На деле ребёнок постоянно наблюдает причинно-следственную связь между поступками маленьких героев и дальнейшими событиями. В этом смысле повести Линдгрен даже классически-назидательны. Проделки Эмиля и других ребят постоянно ставят в неловкое положение и самих героев, и их близких. Именно потому, кстати, Малыш Сванте со временем относится к выходкам Карлссона всё тревожнее и с прохладцей. Дело не только в страхе наказания, он видит, что Карлссон часто причиняет людям неудобства и огорчения (хотя некоторые его розыгрыши совершенно безобидны). «Безнаказанной» уходит только Пеппи, но это же девочка, которая может поднять коня — дети хотели бы с ней дружить, но не считают её точно такой же, как они сами.

Иногда дети в книгах, проявив непослушание, в конечном итоге выигрывает. Потому что взрослые тоже могут быть неправы и совершать ошибки. В таких случаях персонажи вовсе не злорадствуют. Они мирятся со своими близкими, и близкие тоже не таят злобу на детей, признавая, что ссора не отменяла любви. Довольно здоровое описание того, как может проходить конфликт и как после него продолжать жить под одной крышей.

Крестьянский мальчик Эмиль постоянно что-то придумывает, что порой выходит боком и ему, и его семье.

Вообще в книгах Линдгрен все дети ведут себя очень по-детски. Во-многих советских книгах дети и взрослые постоянно будто меняются ролями. Дети должны заботиться о чувствах и потребностях взрослых, постоянно понимают больше них и свысока утешают. Маленькие персонажи Линдгрен практически всегда в общении со взрослыми остаются на своих детских ролях. Даже такие самостоятельные и не признающие правил, как Пеппи.

Дети ловят преступников и пропагандируют суицид

Особенная претензия нелюбителей Линдгрен — к тому, как часто дети оказываются нос к носу со всякими жуликами и каждый раз их побеждают. Пеппи справляется с ворами, Малыш Сванте и Карлссон — с жуликами Филле и Рулле, помогает взрослым справиться с грабителями и сирота Расмус, а уж Калле Блюмквист и его друзья вообще не случайно, а сознательно противостоят опасным преступникам.

Что же в этом плохого? Критики уверены, что подобные сюжеты вселяют в маленьких читателей ложное чувство уверенности в своих силах. А это может довести до опасной ситуации.

Астрид Лингдрен с исполнителями ролей Бирка и Роньи и режиссёром фильма об их приключениях.

На самом деле, детям нравятся сюжеты, в которых их ровесники одолевают опасных дядек, именно потому, что дети хорошо осознают, насколько сами слабы и беззащитны. Кроме того, по-скандинавски рациональная Линдгрен чётко различает сказки и реалистичные повести. Дети справляются сами только там, где действуют волшебные существа, вроде сверхсильной Пеппи или летающего тролля Карлсона. И Расмус, и Калле с компанией нуждаются в помощи взрослых, чтобы справиться с преступниками. Это при том, что они сами действуют очень активно!

Но самая странная претензия — предположение, что Линдгрен прославляет самоубийство. В качестве аргументов критики приводят сцены из «Братьев Львиное Сердце» и повести про Пеппи.

В первой книге один из братьев решается отдать свою жизнь, чтобы младший его брат во время пожара выжил. Правда, малыш всё равно обречён — он болен туберкулёзом и вскоре умирает. Братья оказываются после смерти в волшебном мире и узнают, что если умрут снова, то просто перейдут в следующий мир.

В повести о братьях по прозвищу Львиное Сердце кое-кто углядел пропаганду суицида.

Одна из трактовок этого сюжета состоит в том, что книга написана как для смертельно больных детей, так и для тех, кто считает, что по их вине умер другой ребёнок. Это книга-утешение. А приключения превращают её из обычной сказочки от взрослых в повесть, которую хочется читать.

Пеппи в последней сцене своих приключений съедает волшебную пилюлю, чтобы никогда не вырасти и не повзрослеть. Сцена очень грустная, почти трагичная. Видимо, поэтому некоторые взрослые считают, что Пеппи приняла яд.

Дети воспринимают сцену далеко не так фаталистично. Во-первых, мимо их внимания не проходит, что пилюля Пеппи больше всего похожа на витаминку. Во-вторых, трагичность сцены для них именно в том, что волшебная пилюля никак не подействует. Пеппи вырастет, потому что это неизбежно. Это немного и прощание самих маленьких читателей с самой беззаботной частью своей жизни. Впереди — подростковый период с его войнами за популярность и новыми требованиями.

Источник ➝

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй

 

История фильмов ужасов уходит своими корнями и самые истоки кинематографа. Людям нравится, когда их пугают с телеэкранов, прекрасная возможность испытать острые ощущения пребывая в комфорте.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №2
 

У творцов кошмаров на заре кинематографа были весьма скудные технические возможности, что побуждало к полету фантазий и кропотливому труду при их воплощении. Пионеры жанра нагоняли жути, зловещими тенями, напряженными паузами в гнетущем антураже, а главное экспрессией героев. Пугающие герои состояли из грима, костюма и харизмы актера.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №3
 

На определенном этапе развития жанра в центре этого кошмара появилась девушка, зачаровавшая зрителя своей колдовской красотой. Эту ставшую укрощением жутких кинополотен фею звали Фэй Рэй.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №4
 

Грезы о кинематографе поглотили девочку из мормонской семьи, когда родители перебрались из Канады в Лос-Анджелес. Девочка ходила в гимназию, соблюдала мормонские порядки, а совсем рядом сияла такая близкая и в то же время далекая фабрика грез.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №5
 

Уже с 12 лет она сбегала из строгого мормонского бытия в Голливуд и участвовала в съемочном процессе как девочка из массовки. С 16 начала играть заметные роли, в том числе роль рабыни в первой экранизации «Бен-Гура». Красивую девушку заметили, но заключившая с ней контракт студия «Юнивёрсал» эксплуатировала ее красоту для привлечения зрителя на проходные вестерны.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №6
 

Сотрудничество с «Парамаунт» оказалось куда плодотворней. Фэй продемонстрировала миру, что она не только красотка с постера, а еще и актриса способная играть серьезные роли. Главная роль в знаменитой романтической драме Эриха фон Штрогейма «Свадебный марш» (1928), ввела ее в ранг звезд старого Голливуда.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №7
 

Однако глянцевый мир голливудского истеблишмента не принял актрису, причина в ее скромности манер и поведения, а также недоступности для бурных романов с небожителями киноиндустрии. Девушка была верной женой и заботливой матерью.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №8
 

На некоторое время она осталась без больших ролей, пока не попала в поле зрения «RKO Pictures». Киностудия только возникла и искала перспективных звезд, за которых не пришлось бы конкурировать с киногигантами. Жанры, которыми новые игроки киномира решили удивлять и завоевывать мир были ужасы и фантастика. Цепляющая своей незаурядной красотой и харизмой Фэй Рэй, стала настоящей находкой для фильмов ужасов. Став королевой ужасов она задала такие высокие стандарты, что последующим «королевам крика» оставалось лишь подражать.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №9
 

Студия набирала популярность, и вот был создан блокбастер на все времена «Кинг-Конг» (1933), заставивший крупнейших игроков индустрии потеснится на киноолимпе. А Фэй была настолько хороша, что затмила крушившую Нью-Йорк гигантскую обезьяну.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №10
 

Девушка Кинг-Конга произвела на зрителя такой ошеломляющий эффект, что в каком бы образе не появилась актриса, зритель видел в ней девушку Кинг-Конга. По злой иронии судьбы одна из самых красивых актрис старого Голливуда стала заложницей своей эффектной внешности.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №11
 

Актрису не устраивала перспектива и дальше играть испуганных красавиц, и она ушла из-под света прожекторов, в тихую и уютную семейную жизнь, со своим вторым мужем сценаристом Робертом Рискином. Помимо дочери от первого брака, которую Роберт принял как свою, Фэй родила еще двоих детей. Счастливую и размеренную жизнь этой благополучной пары разрушил случившийся с Робертом инсульт. Последние пять лет своей жизни писатель прожил инвалидом, окруженный заботой супруги.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №12
 

Фэй и сама пробовала себя в литературном жанре, она написала несколько пьес и свою автобиографию. На какое то время киноделы уговорили актрису вернутся в кино. Можно вспомнить ее роль в фильме «Семейная гордость», где ее партнершей по съемочной площадке стала знаменитая Натали Вуд.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №13
 

С наступление преклонного возраста актриса не утратила красоты, и оставалась деятельной. Уже за 60 она в третий раз вышла замуж за успешного нейрохирурга. А когда Фэй было 97 лет, Питер Джексон привлекал ее к работе над очередным ремейком «Кинг-Конга». Хотя одна из немногих живых легенд кино 30-ых годов и скептически относилась к новому Голливуду, она согласилась проконсультировать молодую исполнительницу роли девушки Кинг-Конга, актрису Наоми Уоттс.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №14
 

Актриса ушла во время сна 8 августа 2004 года. На Эмпайр-стейт-билдинг, где состоялась та самая драматичная сцена из «Кин-Конга», было на 15 минут погашено освещение. Это был траурный акт в память Фэй Рэй.

Звезда старых ужастиков и подружка Кинг-Конга Фэй Рэй, изображение №15

Популярное в

))}
Loading...
наверх