Пьер Ришар - о режиссёре Жераре Ури

Жерар Ури - замечательный кинорежиссер-комедиограф, снявший такие фильмы, как: “Приключения раввина Иакова”, “Супермозг”, “Укол зонтиком”, “Месть пернатого зверя” и многие другие. Пьер Ришар работал с Жераром Ури на кинокартинах “Укол зонтиком” и “Побег”, и оставил о нём очень светлые воспоминания, о которых он делится с нами в своей книге.

Пьер Ришар и Жерар Ури, конец 70-х

“…Факультеты медицинских институтов, кафедры психологии, учёные из Академии наук могли бы с большой пользой для себя изучать его как феномен. Потому что Жерар Ури, безусловно, был человек феноменальный.

Когда я снимался в кино в роли разных недотёп, например в “Злоключениях Альфреда” или в “Невезучих”, то я не только не причинял себе вреда - мне ещё за это платили! Тогда как Ури совершенно бескорыстно преподнёс мне невероятное количество катастроф, целый букет чудесных, неожиданных неприятностей, таких, что просто пальчики оближешь, фейерверк падений, череду ушибов, которые так и сыпались на его голову.

Жерар Ури с Луи де Фюнесом и Бурвилем на съемках фильма "Большая прогулка", 1966

Как-то прохаживались мы с ним под ручку. Я на всякий случай положил руку сверху - так в случае чего легче отскочить… Да-да, с Жераром обыкновенная прогулка под ручку могла запросто закончиться переломом. Гуляем мы себе, значит, его рука снизу, моя сверху, по двору киностудии в Эпине, где мы снимали “Побег”.

Он мне пересказывает какую-то беседу, которая у него состоялась с Лино Вентура. “Лино мне сказал, то-то, Лино мне сказал сё-то”. Я, честно говоря, слушал вполуха. То ли речь шла о сто первом конфликте Вентуры с кинокомпанией, то ли о его совершенно особенном способе готовить спагетти с соусом песто - уже не помню.

 

Жерар Ури на съемках фильма "Супермозг", 1968 год

“И Лино мне говорит, - продолжает Жерар, остановившись, - мне в ногу воткнулся гвоздь”.

Я не слишком уловил связь между гвоздём в ноге и макаронами в соусе песто, но, радуясь случаю изобразить внимательного слушателя, сказал:

- Лино напоролся на гвоздь, когда готовил макароны?

- Нет, - отвечает мне Жерар с кривой ухмылкой, - это я напоролся на гвоздь.

- Когда готовил спагетти?

Дались же мне эти спагетти! А как иначе было показать, какой интерес вызывает у меня беседа с ним?

- Да только что!

Жерар Ури с Ивом Монтаном на съемках фильма "Мания величия",1971

Я опустил глаза: действительно, из ботинка у него торчал длинный стальной штырь и лилась кровь.

Я не знал, Что делать. Не то чтобы я оробел при виде крови, нет, конечно же, но всё же… Я слишком часто видел, как раненые ковбои испускали дух именно тогда, когда из их груди извлекали стрелу. Я принял решение отложить своё вмешательство на потом, а мужество - на завтра и храбро завопил:

- Ассистент!

Прибежал первый ассистент. С первого взгляда оценив серьёзность ситуации, он принял решение и тоже в свою очередь завопил:

- Ассистент!

Жерар Ури на съемках фильма "Укол зонтиком", 1980 год

Тут примчался второй ассистент. Но не стал звать другого ассистента, потому что у него ассистента не было. Ему пришла в голову счастливая мысль открыть аптечку, и таким образом стрелу наконец извлекли из тела, и наш ковбой не испустил дух. Ему, естественно, предложили отнести его в настоящую аптеку, но тут уж было дело чести, и Жерар отказался. Ни за что он не рискнёт поставить под угрозу боевой дух съёмочной группы, члены которой, заслышав, как он ревёт белугой, высыпали из павильона. Никогда он не оскорбит их взор зрелищем ослабевшего, а может, даже умирающего вождя! Он набрал побольше воздуха и из последних сил захромал ко входу в павильон. Он был ранен, но не сломлен. Так он и подвернул себе лодыжку - на первой же ступеньке лестницы, ведущей в медпункт.

Жерар Ури на съёмках фильма "Укол зонтиком", 1980 год

Назавтра Джон Ури, он же Жерар Уэйн, красовался в двух великолепных повязках: на левой лодыжке и на правой стопе, обутой в теплую домашнюю туфлю.

В сущности, такое может случиться с кем угодно, даже со мной.Напороться на гвоздь во время прогулки - что уж тут необычного… Но по-настоящему он удивил меня несколько дней спустя.

Он делал прикидку сцены в деревенской кухне, где мы вскоре собирались проводить натурную съёмку.

- Мы вас побеспокоим совсем ненадолго, сударыня, я только покажу кухню оператору-постановщику.

Потом Жерар обернулся ко мне: “В начале сцены, ты, Пьер, будешь… вот здесь!” - И он положил ладонь на плиту.

Жерар Ури на съемках фильма "Укол зонтиком", 1980 год

Странно, но сначала я почувствовал запах. Резко запахло жареным поросёнком, потом раздался визг. Визг поросёнка, которого режут. Крестьянка, видимо привыкшая к крикам разных животных, подумала, что вряд ли кому взбредёт на ум класть руку на раскалённую плиту. Но надо сказать, что для Жерара всё декорация. Всё бутафория. И в этих условиях раскалённая плита - вещь совершенно неприличная.

d0bcd0b5d181d182d18c-d0bfd0b5d180d0bdd0b0d182d0bed0b3d0be-d0b7d0b2d0b5d180d18f-1984

Я крикнул первому ассистенту, чтобы он позвал второго. Последний явился очень быстро, под мышкой он нёс походную аптечку. Он с ней теперь вообще не расставался - таков был приказ продюсерской группы. Теперь он знал аптечку как свои пять пальцев и уверенно смазал ладонь Жерара мазью и забинтовал, стараясь при этом не наступить ему ни на гипс, ни на тапочек. Жерар смог вернуться к работе, с небольшим увечьем, но лёгким сердцем. Он ликовал.

- Ах, - сказал он мне, широко улыбаясь. -Как вспомню, что я чуть было не сел на неё! Это ведь настоящее везенье, правда?

Колюш и Жерар Ури на съемках фильма "Месть пернатого зверя", 1984 год

Вот уж точно везенье. Зато с лошадью ему повезло куда меньше.

Мы снимали на лугу. Молодая актриса должна была подойти к рабочей лошади, славному невозмутимому першерону, на вид совершенно равнодушному к блеску седьмой музы. На окружающую его суматоху он смотрел взглядом сома-пенсионера. Несмотря на инертность животного, наша актриса его немного побаивалась. Как всякая добрая горожанка, она впервые столкнулась с домашней скотиной - не на фото и не в виде котлеты.

Жерар с некоторой даже долей снисходительности весело сказал ей:

- Смотри! Лошадь - добрейшее животное!

И, чтобы окончательно её успокоить, обнял коня за шею.

Жерар Ури и Колюш на съемках фильма "Месть пернатого зверя", 1984 год

Что характерно, несчастья, приключающиеся с Жераром, всегда разнообразны. Признаки, их предвещающие, никогда не повторяются, так что у зрителей нет времени скучать. На сей раз то был не запах и не крик, а ноги. Мы увидели, как его ноги оторвались от земли и стали ритмично подергиваться, выписывая антраша, достойные самого Нижинского. Мой взгляд, оторвавшись от этих немыслимых танцевальных фигур, скользнул вверх, к першерону. Мотнув головой, коняга крепко ухватил режиссера за левое плечо и подкидывал в воздух, как охапку сена. Немного удивлённый тем, что сено дёргается и вопит, конь разжал зубы. У Жерара в общем-то не было времени выбирать между пробитой стопой и вывихнутой лодыжкой, и он приземлился как мог, то бишь на голову, и, громко крича, вновь впал в состояние агонии.

Прекрасно натренированный второй ассистент уже был рядом, держа аптечку наготове. К концу съёмок он так и не научился выставлять камеру, но мог дать сто очков вперед любому сотруднику скорой помощи.

Мишель Бужена, Жерар Ури и Ришар Анконина на съемках фильма "Леви и Голиаф", 1987

Жерар всегда идёт до конца. Если он “освещён огнями рампы”, значит, ему на голову рухнул прожектор. Если “стоит на верном пути”, значит, забыл убрать ногу с рельсов перед проездом камеры. Он никогда не делает ничего наполовину. Даже в нерабочее время. Взять, например, лыжи или коньки. Для любого нормального человека перелом ноги - это месяц гипса, в худшем случае два, но всегда можно выпросить поблажку за хорошее поведение и ограничиться тремя неделями с условным освобождением, во время которого надо регулярно отмечаться у начальства со своим больничным листом. У него всё не так. Врождённый изъян? Или его тазобедренная кость не приглянулась главврачу? Или рентгенолог добавил пару штрихов от себя? Кто знает. Но как бы то ни было, а ему впаяли шесть месяцев больницы, и он отбыл срок от звонка до звонка!

d0b6d0b0d0b6d0b4d0b0-d0b7d0bed0bbd0bed182d0b0-93

Господь Бог иногда чудит. Отчего он так привязался к Жерару, отчего с таким завидным постоянством обрушивал ему на голову неприятности? Отчего, наконец, он не успокоился, а сыграл с ним такую подлую шутку на съёмках “Укола зонтиком”?

За несколько дней до первого взмаха хлопушки американский актёр, назначенный на роль наёмного убийцы (и невероятно подходивший для неё), попал в больницу. Умер художник-постановщик, ближайший друг Жерара, а вскоре Жерар потерял мать.

Мне выпала честь быть с ней знакомым. Очаровательная женщина, которая была музой великих музыкантов, художников, обладала большим умом и несравненным художественным чутьём. И главное, она была его матерью. Они были сильно привязаны друг к другу. Он места себе не находил от горя.

la_soif_de_l_or_1992_diaporama

Жерар умел так щедро делить радостью, смехом, счастьем с другими потому, что внутри, в душе своей, он всегда носил эту радость. Но в конце концов несчастье добралось и до него.

Он упорствовал, не желая пропустить ни единого съёмочного дня, продолжая снимать фильм во что бы то ни стало. Для него то был ежедневный поединок уныния и веселья. Надо было видеть, как он сидел в режиссерском кресле, совершенно убитый, с красными глазами, и безжизненным голосом произносил: “Работаем… Снято…” Мне по ходу фильма полагалось путаться под ногами в ковре, спотыкаться, шлёпаться наземь, проделывать забавные трюки, и всякий раз я искал его вопрошающим взглядом в ожидании одобрения. И тогда в перерыве между двумя всхлипами он смотрел на меня мутным взором и без малейшей улыбки ласково говорил:

- Очень забавно получилось, я так смеялся…

Филипп Нуаре, Жерар Жюньо и Жерар Ури на съемках фильма "Привидения в пути", 1995 год

Конечно, его веселье проиграло несколько сражений, но войну он в конце концов выиграл. И мало того что выиграл, он помогал держаться и нам.

В этой ежедневной битве, где решается наша общая судьба, редко выпадает счастье встретит таких полководцев, таких непримиримых борцов со всеобщей скукой, настоящих героев сопротивления. Жерар - один из них. Его фильмы видели все, всем нам он помог пополнить наши личные запасы жизнелюбия. Так что каждый раз, когда я слышу слова “Жизнь прекрасна”, передо мной на миг возникает Жерар Ури.” acteurs.ru

0000247698-001

Отрывок из книги Пьера Ришара “Как рыба без воды. Мемуары наизнанку”, перевод с франц. А.Беляк, ИД “Флюид”, 2005 год

 

 

Источник ➝

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников?

Почему французских любовников считают экспертами в искусстве соблазнения — в чем секрет, недоступный мужчинам из других стран?

Интересно, кто первым сделал вывод, что французы — лучшие любовники? Ровесницы Наполеона, поклонницы де Сада, фанатки Бельмондо? Что мы вообще знаем о французах? Поставщики марочных вин. Специалисты по вонючим сырам. Эстеты, гурманы, модники и — опять! — прекрасные любовники. Этот стереотип возникает в мозгу, устойчивый, как закон природы, не вызывая и тени сомнений. Особенно если представить перед собой Венсана Касселя, Луи Гарреля и Гаспара Ульеля. Всех троих сразу. Говорят, французам не занимать раскрепощенности, и l’amour à trois («тройничок») далеко не предел.

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников? (фото 2)
Кадр из фильма «Борсалино»
 

Наверное, мировая слава началась с поцелуя. С французского поцелуя, как его прозвали британцы в прошлом веке, — из чистой зависти. Уже тогда в Европе было известно, что французов не обойти на любовном фронте, и страстный поцелуй «с языком» стал визитной карточкой амурного авторитета.

Но до первого поцелуя надо пережить знакомство и свидание, что с французами всегда похоже на праздник. Они умеют соблазнять, наслаждаясь изысканным флиртом, и потому выглядят искренними и уверенными в чувствах. Как можно сомневаться в том, кто ведет тебя за собой, словно в танце? К тому же они заботятся о внешности, умудряясь выглядеть элегантно даже в розовых рубашках и в любом возрасте.

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников? (фото 4)
Кадр из фильма «Честный человек»

Отправляясь на свидание с французом, стоит следовать трем заповедям: надеть симпатичное платье, расслабиться и получить удовольствие. Второе сложнее, зато с кучей приятных бонусов, о которых будете вспоминать всю жизнь. Они и правда умеют делать красиво — неважно, о чем вы сейчас подумали.

На самом деле на французском языке нет четкой аналогии слову «свидание», а значит, не из-за чего нервничать. Есть старомодный термин rendez-vous, вобравший в себя что угодно — от прогулки с тетушкой до визита к доктору. Свидание по-французски — это время tête-à-tête спогружением в романтику, а не посиделки в «Старбаксе», когда вы допрашиваете друг друга как на собеседовании.

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников? (фото 6)
Кадр из фильма «Мой король»

Будьте готовы оказаться в галерее, ресторане, Булонском лесу — где угодно, вы почувствуете себя королевой, за которой ухаживают не на жизнь, а на смерть. Не переживайте по поводу скорого накала романтики. Поговорить для француза — святое: ему просто необходимо ослепить вас остроумием, непринужденностью и тонкими познаниями в искусстве. При этом вы будете чувствовать искренний интерес к своей персоне, что дорогого стоит в наши равнодушные дни.

И, понятное дело, у французов нет моральных проблем с переходом к сексу. Заняться любовью (в том же Булонском лесу), признаться в чувствах или позвать вас замуж — приемлемые варианты развития событий. С точки зрения француза здесь ничто не противоречит логике: если не добрались до секса на первом свидании, значит, что-то пошло не так.

Французский любовник не витает в облаках, а воспринимает реальность во всех красках, включая оттенки серого. Когда дело доходит до отношений, он располагает впечатляющим диапазоном понятий и вариантов. Жителей страны, столица которой признана Городом Любви, с раннего возраста учат иметь дело с чувствами — не в абсолютах любви «на всю жизнь» или расставаний «навсегда», а в широком спектре возможностей. Вместо того чтобы стремиться к счастливому концу или полному финалу, французам комфортно и в двусмысленности, и в отношениях разного уровня страсти — от среднего до пожароопасного. И, говоря о страсти, они не парятся из-за физических несовершенств: тот же непритворный комфорт побуждает их полностью отдаваться любви, при свете и без, не волнуясь, насколько безупречна его (и ваша) фигура.

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников? (фото 8)
Кадр из фильма «Просто вместе»

Они знают толк в тайнах и верят, что загадочность в ­разумных пределах идет на пользу отношениям. Француз не оставит открытой дверь туалета, пока занимается там своими делами, не будет спешить со сменой статуса в фейсбуке или исповедоваться партнерше во всем, что происходит в его жизни. Сохранение личного пространства очень важно и для мужчин, и для женщин, а партнер не обязательно означает «лучший друг». Женщина в понимании французского мужчины (как и он сам) имеет право на множество друзей-знакомых противоположного пола — и партнер не обязан о них знать. Свобода превыше всего — статистика гласит, что 55 % французских мужчин хоть раз изменяли второй половине, сохраняя верность уважению к женщинам.

«Да, мы хотим угощать вас шампанским и устрицами, покупать белье и драгоценности, дарить цветы и восхищаться вами. Звучит старомодно, но все эти желания пробуждаются в нас, едва мы начинаем ходить и говорить, — признавался актер Жан Дюжарден в одном из интервью. — Французам повезло — нам досталась прорва харизмы и сексуальный акцент в придачу. Возможно, дело в средиземноморском стиле жизни, вине, кухне и манере одеваться. Мы придерживаем дверь, подаем руку, встаем, когда дама садится за стол. Мы просто, черт возьми, знаем что делаем и всегда помним: lady first, и в сексе тоже. У французов, пожалуй, есть лишь один минус: мы обожаем жаловаться». Ах, дорогой Жан, какая, к черту, разница?

Искусство соблазнения: в чем секрет французских любовников? (фото 10)
Кадр из фильма «Долгая помолвка»

Картина дня

))}
Loading...
наверх