Последние комментарии

  • Анна Степанова
    Смутило слово "лукАвица".... Хоть проверку орфографии включайте, что-ли...Александр Елистратов. Парень, сыгравший Чиполлино, не стал актером, но вырос достойным человеком.
  • Сергей Никитин
    Мальчик-лукАвица! Перл! Александр Елистратов. Парень, сыгравший Чиполлино, не стал актером, но вырос достойным человеком.
  • абрам вербин
    Успехов и Счастья ему и его близким!Александр Елистратов. Парень, сыгравший Чиполлино, не стал актером, но вырос достойным человеком.

Любимые советские актеры: Владислав Стржельчик

Начало начал

Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (Санкт-Петербурге), куда его отец Игнатий Петрович, выходец из Польши, попал после Первой мировой войны. Отец, будучи человеком верующим, тайно ходил в костел и всю жизнь очень боялся, что его арестуют.



Владислав был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости, учился средне и уже в школе мечтал о театре.

Он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре, но война прервала его учебу.

Всю Отечественную войну Владислав Стржельчик был на фронте, вначале - в действующей армии, потом - в военном ансамбле. После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин, знаменитый исполнитель роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.



Театр

В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Первый успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».



В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах»...



Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича - блистательные Басилашвили и Ивченко, но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.

Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто строго подчинялся логике. Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой Фрейндлих все строилось на блистательном партнерстве.

Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю открывали все новые и новые грани дарования артиста.

Кино

В кино актер дебютировал в фильме «Машенька», вышедшем на экраны в 1942, где он сыграл роль белофинского офицера.
Но подлинным началом кинокарьеры для Стржельчика считается роль генерала Готбурга в картине «Как вас теперь называть?»(1965).



Будучи актёром подчеркнуто театральным, Стржельчик всегда ясно подает своего персонажа. Тем не менее, Стрежельчик — это по сути своей скромный и до конца еще не оцененный мастер театра и кино. Разгадка этого видимого противоречия заключается в том, что Стржельчик никогда не «играл», он всегда просто жил жизнью своего персонажа; поэтому, как и всякая работа, отмеченная печатью естественности, его творчество было почти «незаметным».



Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актера важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры. Ни об одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен. У него все продумано заранее, вычислено психологически и социально.

Колоритные и многогранные характеры воплощены им в фильмах, ставших заметным явлением и классикой советского киноискусства: «Война и мир» (Наполеон), «Адъютант его превосходительства» (генерал Ковалевский), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (аферист Нарышкин), Туполев («Поэма о крыльях»), «Соломенная шляпка» (отец невесты), «Женитьба» (Яичница), «Гардемарины, вперед!» (Лесток), «Тартюф» (Оргон).



Педагогическая деятельность

Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда: 1959-1968 в ЛГИТМиКе (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа); с 1966 — Ленинградского института культуры, (с 1970 — кафедры музыкальной режиссуры).
Занимал пост председателя СТД, где прославился тем, что умел по-настоящему помогать людям.

Личная жизнь

По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо – таки собственником. Свою жену, актрису и режиссера БДТ - Людмилу Шувалову, он обожал.



У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.

Страшный диагноз

Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял, что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга. Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным, мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом...

Владислав Стржельчик, Людмила Шувалова и Рудольф Фурманов.

Скончался Владислав Стржельчик 11 сентября 1995 года. Похоронен в г. Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Детей у Стржельчиков никогда не было. Для Людмилы Павловны Владислав Игнатьевич составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его интересам.



В память о выдающемся актере в 1998 году в С.-Петербурге была учреждена независимая театральная премия им.В. Стржельчика, церемония вручения которой проходит каждый год 31 января.

Гранатовый браслет (1964)

Как вас теперь называть? (1965)

Война и мир (1965-1967)

Майор "Вихрь" (1967)

Адъютант его превосходительства (1969)

Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970-1971)

Приваловские миллионы (1972)

Звезда пленительного счастья (1975)

Благочестивая Марта (1980)

Россия молодая (1981, 1982)

Остров сокровищ (1982)

Тайна Снежной Королевы (1986)

Гардемарины, вперёд! (1987)

Тартюф (1992)

Популярное в

))}
Loading...
наверх