«Тимур и его команда»: как сложились судьбы детей-актеров

В 1940 году на экраны вышел фильм «Тимур и его команда», ставший культовым для советских детей. Его популярность и влияние были очень масштабными: в СССР развернулось целое тимуровское движение. Пионеры, подражая своим кумирам, помогали старикам и раненым солдатам, вернувшимся с фронта. Немногим известно, как сложились судьбы детей, воплотивших на экране идеал самоотверженности, патриотизма и сострадания.

кино
Ливий Щипачев в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Сценарий к фильму написал Аркадий Гайдар.

Многие ошибочно думают, что фильм стал экранизацией его повести, однако сначала Гайдар создал сценарий, и уже на его основе позже была написана повесть. Аркадий Гайдар и режиссер фильма Александр Разумный были лучшими друзьями. Они работали над фильмом в течение 2-х лет. Сын Разумного вспоминает: «Дело в том, что Гайдар был очень красивым мужчиной, и к нему липли не только женщины, но и дети. Мы тогда жили на Тверской, недалеко от площади Маяковского, и когда Гайдар выходил во двор, со всех сторон сбегалась ребятня, чтобы поиграть с ним. Однажды он придумал игру, которую с радостью приняли все дети. Позже идея этой игры легла в основу сценария». Главных героев Гайдар назвал в честь своего сына Тимура от первого брака и приемной дочери Жени от второго.

кино

Ливий Щипачев в роли Тимура

На роль Тимура Гараева, племянника командира Красной Армии, пробовалось около 200 детей. Утвердили Ливия Щипачева, сына известного на тот момент поэта Степана Щипачева. Именно таким Гайдар и Разумный представляли себе образцового пионера: светловолосый, голубоглазый, с волевым подбородком. Ливий запомнился зрителям, но карьеру актера дальше продолжать не стал. Он окончил школу для особо одаренных детей, институт им. Сурикова по классу живописи, стал членом союза художников. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее и в зарубежных коллекциях. Ливий Щипачев не любит вспоминать о фильме: «Я художник, а не актер. Забудьте о моем прошлом», – говорил он.

 

кино

Катя Деревщикова в роли Жени, 1940

кино

Катя Деревщикова в роли Жени, 1940

Роль Жени досталась Екатерине Деревщиковой. Это была уже не первая ее киноработа. Судьба этой актрисы сложилась трагически: ее отца репрессировали, девушку отчислили из ВГИКа по непонятным причинам, она долго искала свой путь, какое-то время жила с мужем в Киеве и служила в Театре русской драмы им. Леси Украинки. В 1960-х гг. она вернулась в Москву и устроилась на работу в Театр кукол Сергея Образцова. Ей довелось пережить смерть близких: ее второй муж умер от рака, сын ушел из жизни в возрасте 35 лет. В 1999 г. ей присвоено звание Заслуженной артистки РФ.

кино

Николай Кутузов в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Николай Кутузов роль Гейки получил случайно: он занимался музыкой и выступал в составе балалаечного оркестра. Там его и увидели, и предложили роль в фильме. В дальнейшем он не стал связывать свою судьбу с кинематографом, так как его настоящим призванием была музыка. Кутузов написал множество произведений для хора, преподавал в Гнесинке, руководил Академическим хором русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

кино

Николай Кутузов в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Игорь Смирнов, исполнивший роль Симы Симакова, тоже посвятил свою жизнь музыке. Он стал балетмейстером, педагогом, заведующим кафедры хореографии Московского государственного университета культуры и искусство, одним из родоначальников карельского национального балета.

кино

Игорь Смирнов в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Борис Ясень, сыгравший хулигана Мишку Квакина, был старше других ребят и после съемок ушел на фронт. В 1942 г. он вернулся, чтобы сняться в продолжении киноистории «Клятва Тимура», а после снова отправился на передовую, где пропал без вести. Эти два фильма стали единственными в его творческой судьбе.

кино

Борис Ясень в роли Мишки Квакина

Виктор Селезнев, которому досталась роль Вити – внука доктора Колокольчикова, снимался в кино с 4-х лет, но в дальнейшем продолжать кинокарьеру тоже не стал. Он увлекался спортом, пулевой стрельбой, окончил школу тренеров, стал Заслуженным тренером РСФСР по пулевой стрельбе.

кино

Виктор Селезнев в фильме *Тимур и его команда*, 1940

Удивительно, что практически все дети, снявшиеся в фильме «Тимур и его команда», отказались от кинокарьеры, но успешно реализовали свои способности в других областях деятельности. Режиссеру удалось найти действительно уникальных и талантливых детей, достойных подражания не только в фильме, но и за кадром! Такие случаи в кинематографе – не редкость. 

Источник ➝

За кадром «Зеркала»: Почему Маргарита Терехова называла встречу с Андреем Тарковским главным событием в жизни



4 апреля знаменитому советскому кинорежиссеру и сценаристу Андрею Тарковскому исполнилось бы 88 лет, но еще в 1986 г. он ушел из жизни. Одной из самых известных его киноработ стал фильм «Зеркало» с Маргаритой Тереховой в главной роли. Большинству зрителей она была знакома как Миледи из «Трех мушкетеров» и Диана из «Собаки на сене», и немногие знают о том, что ее называли «актрисой Тарковского», а сама она считала встречу с этим режиссером одним из самых главных событий своей жизни. Что же их связывало на самом деле?


Арсений Тарковский с сыном Андреем | Фото: mif-medyza.ru

Арсений Тарковский с сыном Андреем | Фото: mif-medyza.ru

Для Андрея Тарковского этот фильм был автобиографичным, своеобразной исповедью, построенной на сложных ассоциативных рядах и образах, череде снов и воспоминаний, где он проводил параллели между собой и своим отцом – разводом родителей, послевоенным детством, собственным разводом. Главный герой мучительно боится потерять понимание близких – жены, матери и сына, и, пытаясь сохранить семью, обращается к воспоминаниям детства, стремясь найти в них ответы на свои вопросы и оправдание своим переживаниям. В первом варианте сценарий так и назывался – «Исповедь». Сложные отношения с родителями не отпускали режиссера, вели его к осмыслению прошлого, и сценарий строился на его воспоминаниях о детстве и о семье. За кадром звучал голос его отца, мать приняла участие в съемках.

Олег Янковский в роли отца героя | Фото: mif-medyza.ru, kino-teatr.ru

Олег Янковский в роли отца героя | Фото: mif-medyza.ru, kino-teatr.ru

Маргарита Терехова и Мария Вишнякова – мать Андрея Тарковского на съемках фильма | Фото: rg.ru

Маргарита Терехова и Мария Вишнякова – мать Андрея Тарковского на съемках фильма | Фото: rg.ru

О своем замысле Тарковский говорил: «Мое детство я помню очень хорошо. Для меня это самое главное – самые главные годы в моей жизни. Детские впечатления для меня самые важные на все последующее, зрелое время, когда я стал взрослым… Абсолютно очевидно, что у меня есть определенный комплекс по отношению к родителям. Наши отношения стали как-то мучительными, усложненными, бессловесными, неровными. Я люблю их сильно, но никогда не чувствую себя с ними свободно или на равных. Думаю, что и они испытывают определенную неловкость по отношению ко мне, хотя и они меня любят… Меня преследовал многие годы один и тот же сон. Я входил в дом, в котором родился, бесчисленное количество раз переступал порог... Это было довольно тяжелое ощущение. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего впереди. Мне казалось, что, реализовав этот странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств. Сняв фильм, я действительно освободился от них, но мне показалось, что я и себя в каком-то смысле потерял».

Андрей Тарковский с матерью на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Андрей Тарковский с матерью на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Сценарий «Зеркала» во многом перекликался с судьбой режиссера: когда ему было 5 лет, его отец, поэт Арсений Тарковский, ушел из семьи. И отец, и сын пережили похожие события – уход от жены и детей, поиск любви и мучительное чувство вины перед близкими. Автор книг о Тарковском Лейла Александер-Гарретт, киновед и переводчик, писала о нем: «Он признавался, что в личной жизни был несправедлив и даже жесток. Но в искусстве – честность, открытость и ответственность – три постулата, от которых он никогда не отступал».

Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках фильма | Фото: mirror.nyrainbow.com

Андрей Тарковский и Олег Янковский на съемках фильма | Фото: mirror.nyrainbow.com

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: 2aktera.ru

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: 2aktera.ru

Маргарита Терехова снималась в кино с 1965 г., но до съемок в «Зеркале» появлялась на экранах, в основном, в фильмах-спектаклях. Своим наставником в кино она считала Андрея Тарковского, который первым из режиссеров по-настоящему раскрыл ее творческий потенциал как глубокой драматической актрисы. В его фильме она сыграла сразу 2 роли – матери героя и его жены, а по сути, один и тот же женский тип в двух временах, до и после войны. После этого она работала с режиссером всего один раз – в спектакле «Гамлет», но именно Терехову называли «актрисой Тарковского».

Николай Гринько, Алла Демидова и Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: ru.sputnik.md

Николай Гринько, Алла Демидова и Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: ru.sputnik.md

Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Маргарита Терехова на съемках фильма | Фото: mif-medyza.ru

Анатолия Солоницына и Маргариту Терехову Тарковский называл идеальными актерами, потому что они «верят режиссеру, как дети». Но даже несмотря на это абсолютное доверие, взаимопонимание на съемочной площадке появилось между ними не сразу. Терехова привыкла самостоятельно работать над образом, выстраивать драматургию роли, а Тарковский хотел от нее не игры, а непосредственных, живых реакций, достоверности психологических состояний. Поэтому он даже не давал ей читать сценарий.

Маргарита Терехова с Андреем Тарковским на репетиции спектакля *Гамлет*, 1977 | Фото: old.kinoart.ru

Маргарита Терехова с Андреем Тарковским на репетиции спектакля *Гамлет*, 1977 | Фото: old.kinoart.ru

Обычно все актеры благоговели перед его гением и не осмеливались ему возражать, и все были очень удивлены, когда Терехова отказалась выполнять поставленные перед ней задачи. В одной из сцен ее героиня должна была рубить голову петуху, что актриса наотрез отказалась делать и ушла со съемочной площадки, бросив в сердцах: «Я вообще считаю, что после «Андрея Рублева» можно было ничего не снимать!» Тарковский отвел ее в сторону и заявил: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм!» Тем не менее от этого эпизода режиссер отказался.

*Актриса Тарковского* Маргарита Терехова | Фото: mif-medyza.ru

*Актриса Тарковского* Маргарита Терехова | Фото: mif-medyza.ru

Одной из уникальных особенностей и главных преимуществ Тереховой режиссер считал ее отрицательное обаяние, своеобразную двойственность и загадочность, способность быть и притягательной, и отталкивающей одновременно. Он считал встречу с ней своей удачей, восхищался ее искренностью и непосредственностью на съемочной площадке и позже назвал ее «обыкновенной гениальной актрисой». А во время репетиций спектакля «Гамлет» однажды сказал ей: «Рита, ты думаешь, я не понимаю, что не только ты меня нашла, но и я тебя нашел?»

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: mif-medyza.ru

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: mif-medyza.ru

Коллеги шептались о том, что такое особенное отношение Тарковского к Тереховой было продиктовано его личной симпатией, и что между режиссером и актрисой был роман. Но это было слишком просто для того, чтобы быть правдой. Когда через 5 лет у актрисы родился сын, и она не назвала имени его отца, некоторые даже приписывали отцовство Тарковскому, что не соответствовало действительности. Сестра Тарковского говорила, что на съемках межу ними пробежала искра, а сам режиссер признавался: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок. Иначе картины бы не было». Вряд ли его слова можно воспринимать буквально – в этом же фильме снималась его жена, которая постоянно находилась рядом, а Терехова была, скорее, источником вдохновения. Правда, члены съемочной группы утверждали, что женщины друг друга на дух не выносили, а жена режиссера жаловалась на то, что все свое внимание он уделяет только Тереховой, а над ее ролью не работает.

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: glavred.info

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: glavred.info

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: aif.ru

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: aif.ru

Скрытная Терехова вообще никак не комментировала их личные отношения, неизменно восхищаясь профессионализмом Тарковского и называя работу с ним подарком судьбы и одним из главных событий в жизни. И это действительно было так. Актриса говорила о нем: «Думаю, его творчество – пик развития кинематографа… Встреча с Тарковским была для меня самой лучшей школой. Лучше и не придумаешь! Такие выдающиеся режиссеры как Тарковский, Феллини, Антониони делали нечто по-настоящему глобальное для искусства… Мы, актеры, которым посчастливилось работать с Тарковским, с первых же мгновений общения с ним попадали в его особый мир, начинали боготворить его, понимать, что он – гений».

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: rg.ru

Режиссер и сценарист Андрей Тарковский | Фото: rg.ru

Работа с Тарковским стала для Тереховой эпохой становления как актрисы и разделила ее творческую биографию на «до» и «после». Но их отношения были, скорее, творческим романом Гения и Музы. После Тарковского актриса просто не могла себе позволить сниматься в плохом кино и соглашаться на роли в сериалах – возможно, поэтому она так рано и пропала с экранов.

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: planeta.ru

Маргарита Терехова и Андрей Тарковский на съемках фильма *Зеркало* | Фото: planeta.ru

В советском прокате «Зеркалу» дали только вторую категорию, а вот за рубежом фильм Тарковского оценили по достоинству: он получил приз как лучший иностранный фильм, показанный в Италии в 1980 г. А согласно результатам опроса международной ассоциации кинокритиков, «Зеркало» вошло в топ-100 лучших фильмов мирового кинематографа.

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: rg.ru

Маргарита Терехова в фильме *Зеркало*, 1974 | Фото: rg.ru

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040420/45995/?fbclid=IwAR05dkPZrmFT2eaaZVm5lxkm5weicZi-idzk_nJAadBbdjtwC7U-u6cODcs

Картина дня

))}
Loading...
наверх