Свежие комментарии

  • Дядя Саша Polichek
    А про "большие чёрные глаза", Вам тоже не известно?Историк культуры ...
  • Владимир Ковалев
    Мне представляется, что мода идёт своей дорогой, а люди идут по другому пути. Не берусь обсуждать как одеваются публи...Историк культуры ...
  • Алексей Андреевич
    непонятно)Историк культуры ...

Русский актер с «шотландским» лицом

Русский актер с «шотландским» лицом

Заслышав имя Виталия Соломина, большинство, конечно, сразу вспомнит его коронную роль – доктора Ватсона. И хотя замечательный артист за свою жизнь в искусстве переиграл много ролей, создал много образов, именно его доктор Ватсон настолько полюбился зрителям, что они уверены: самый лучший и правильный Ватсон – соломинский!

Русский актер с «шотландским» лицом

«ДОРОГОЙ МОЙ ВАТСОН»

Честь и хвала Игорю Масленникову, режиссеру фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, который не только разглядел в Виталии Соломине Ватсона, но и отстоял свое видение перед высоким кинематографическим начальством.

Русский актер с «шотландским» лицом

Масленников увидел фотопробы Соломина с наклеенными усами и поразился – вылитый шотландец! Однако Соломина категорически не хотели утверждать на роль – мол, лицо у него типично русское, вы что, смеетесь, какой из него англичанин?! Известно ведь, что в советские времена на роли иностранцев охотнее всего утверждали прибалтийских актеров, или если уж наших, то чтобы лица были фактурные, «западные». А Виталий Соломин, уроженец сибирской Читы, играл до этого исключительно наших парней. Так, незадолго до утверждения на роль Ватсона, Соломин блестяще сыграл Николая Устюжанина в эпопее Андрона Кончаловского «Сибириада». А до этого – казака Романа Улыбина из Забайкальского казачьего войска в приключенческой исторической драме «Даурия».

И тут, пожалуйте – доктор Ватсон! Но Масленников настоял – и многочисленные поклонники знаменитых конандойлевских детективных историй про Холмса и Ватсона получили идеального доктора. Да-да, идеального, так как Ватсона Соломина высоко оценили даже англичане. А все дело-то в особом актерском таланте Виталия Соломина! И в особом обаянии, и в живом уме, и в отменном чувстве юмора. Удивительный это был человек – Виталий Мефодьевич Соломин.

ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО

У читинского учителя музыки Мефодия Викторовича Соломина и его супруги Зинаиды Ананьевны, тоже музыкантши, было двое сыновей. Старший Юрий и младший – Виталий. Мальчишки росли в особой, творческой атмосфере. Нет, это не значит, что они были, как теперь сказали бы тинейджеры «ботанами» — нормальные такие мальчишки, гоняли с пацанами в футбол, проказничали, иногда дрались. Но творческая жилка была у обоих пареньков. Юрий с самого детства тяготел к актерству – играл в спектаклях читинского Дворца пионеров. Грезил быть похожим на своих кумиров – актеров Малого театра (фильм об этом театре произвел на мальчика глубокое впечатление). А у Виталия мать обнаружила незаурядные музыкальные способности, хороший слух. Зинаида Ананьевна мечтала, чтобы ее младший стал пианистом. Но Виталий ненавидел ежедневное сидение за пианино, всячески отлынивал от занятий и охотнее посещал спортивные секции – волейбольную, баскетбольную. В конце концов, мать сдалась, и Виталий полностью отдался увлечению спортом – занимался и гимнастикой, и легкой атлетикой, и боксом. Когда мальчику было 11 лет, старший брат Юрий уехал в Москву реализовывать свою мечту об актерской профессии. И поступил-таки в театральное училище им. Щепкина, а по его окончании был зачислен в штат Малого театра. Некоторые биографы утверждают, что на решение Виталия тоже поступать в театральное повлиял именно пример брата, которого он очень уважал.

Русский актер с «шотландским» лицом

ТЕАТР И КИНО

Юрий Соломин окончил училище им. Щепкина в 1957 году и уже два года работал в Малом театре, когда в Москву поступать в Щепкинское приехал Виталий. В училище с ним пошла жена Юрия Мефодьевича Ольга Николаевна, так как Юрий Соломин уже сам преподавал в училище и посчитал, что неловко будет ему сопровождать брата – скажут, протекция! Возглавляла приемную комиссию великая актриса Вера Пашенная, у которой на курсе учился Юрий. Она спросила у Виталия, не имеет ли он отношения к Юрию Соломину, и тот ответил, что Юрий – его брат. Пашенная велела молодому человеку читать то, что он приготовил. Где-то на середине стихотворения она сказала: «Довольно! Надо принять», безошибочно разглядев наличие таланта и актерский потенциал Виталия. Еще будучи студентом, Виталий Соломин стал играть на сцене Малого театра, а по окончании учебы стал его актером, как и брат Юрий. Виталий Соломин играл в пьесах Островского, Чехова, Грибоедова, Горького, Уайльда, Шиллера. Очень скоро публика стала специально ходить и на «другого Соломина» — Виталия. И в кино сниматься Виталий Соломин начал тоже еще учась в училище. Роли в фильмах «Женщины» и «Старшая сестра» сделали молодого актера очень популярным. А что началось после выхода в 1979 году первого фильма по рассказам Конан-Дойла – «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»! Верный спутник знаменитого сыщика в исполнении Соломина необычайно полюбился зрителям. Сам Соломин также любил эту роль – она позволяла ему вдоволь поиграть, «похулиганить», показать легкую, веселую сторону своего таланта. Ватсон в исполнении Соломина – слегка глуповатый и чопорный, но верный, порядочный, милый и потому невероятно симпатичный. Однако Соломин считал, что Конан-Дойл – не Чехов и не Грибоедов, которые для актера важнее. А фильмы про приключения Холмса и Ватсона – это стильная и высокопрофессиональная работа, хороший актерский тренинг.

Русский актер с «шотландским» лицом

ОБАЯНИЕ ПЛЮС ХАРАКТЕР

Все, кто знал Виталия Соломина – его родные и близкие, и люди, которым довелось с ним работать, отмечали огромное трудолюбие, обязательность и железную самодисциплину, как основные черты его характера. Необязательности он и себе не позволял, и другим не спускал – будь то члены семьи или коллеги. Доброжелательный, любезный, веселый, когда дело касалось того, в чем он был совершенно убежден, Соломин становился жестким и упрямым – «каменный цветок», называл его режиссер Андрей Кончаловский. Опозданий он не прощал, даже на пять минут. Ибо сам был очень пунктуален. Об этом вспоминают и жена Виталия Мефодьевича, Мария соломина, и его дочери – Анастасия и Елизовета.

С женой Виталию Соломину повезло – в Марии он обрел не только верную спутницу жизни, но и понимающего друга. Познакомились они на пробах к фильму Петра Тодоровского «Городской романс». Мария Леонидова тогда к актерской профессии не имела никакого отношения – она училась в Текстильном институте. Ее заметила на улице ассистентка Тодоровского и пригласила на пробы – на роль главной героини. А Соломин пробовался на роль героя. Но Марию утвердили, а героя в итоге сыграл другой актер – Евгений Киндинов. Таким образом, партнерами на съемочной площадке Мария и Виталий не стали, зато стали партнерами в жизни. А поиграть вместе им довелось чуть позже – в первой серии «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», где Мария сыграла в новелле по рассказу «Пестрая лента»; и в экранизации оперетты «Сильва». Мария обеспечила трудоголику Виталию, работающему с невероятной отдачей, буквально на износ, главное – прочный тыл, уют семейного очага. А работал Виталий Соломин действительно на пределе возможностей – по другому он не умел и не хотел. Даже отдыхать он, по рассказам близких, не очень-то умел – на кинофестивалях скучал и мечтал о возвращении в Москву, на даче не сидел в праздности, а все время тоже работал – пилил, чинил, возил воду. Наверно, его финал и не мог быть другим – он почувствовал себя плохо посреди спектакля «Свадьба Кречинского». В больницу его отправили прямо со сцены. Диагноз был – инсульт, кровоизлияние в мозг. На какое-то время врачам удалось стабилизировать актера, но повторное кровоизлияние оборвало его жизнь…

автор: Елена Лазарева

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх